На диаграмме 1 приведена динамика изменений
состава муниципальных служащих по возрасту
за период с 01.01.2008 по 01.01.2010 г.
Диаграмма 1
В настоящее время среди служащих органов местного самоуправления работают
1 доцент, 4 кандидата наук в различных
областях знаний. 452 человека или 95% от
общего числа муниципальных служащих
имеют высшее образование, из них – 39 человек
имеют два и более высших профессиональных
образования. Это свидетельствует о том,
что сформированная команда – высокопрофессиональная,
грамотная команда, способная в полной
мере заранее оценить и спрогнозировать
тот или иной процесс, внедряемый на практике.
На диаграмме 2 приведена динамика изменений
состава муниципальных служащих по образованию
за период с 01.01.2008 по 01.01.2010 г.
Диаграмма 2
Экономические преобразования сегодня
диктуют необходимость введения новых
требований к процессу обучения, повышения
квалификации и переподготовки работников
предприятий.
Развитие муниципальной службы обеспечивается программами развития муниципальной
службы города Набережные Челны и программами
развития муниципальной службы Республики
Татарстан, финансируемыми соответственно
за счет средств бюджета города Набережные
Челны и бюджета Республики Татарстан.
Порядок, условия и сроки проведения экспериментов
в ходе реализации программ развития муниципальной
службы в городе Набережные Челны устанавливаются
правовыми актами Мэра города в соответствии
с нормативными правовыми актами Республики
Татарстан.
3. Рекомендации по организации
кадровых работ в муниципальном образовании
- Считать приоритетными направлениями
деятельности работу по реализации государственной
кадровой политики, обеспечению соблюдения
требований законодательства о труде,
повышению качества кадрового делопроизводства, укреплению кадрового
потенциала органов местного самоуправления, содействию выполнению прогнозных показателей социально-экономического развития.
- Руководителям органов местного самоуправления в целях повышения уровня профессиональной
подготовки работников кадровых служб
и улучшения качества их работы:
- заполнять вакансии муниципальной службы по подготовке кадров специалистами с профильным (юридическим) образованием; направлять перспективных работников кадровых служб, не имеющих профильного образования, на переподготовку или
получение высшего юридического образования
за счет средств бюджета;
- в целях совершенствования оплаты труда
работников кадровых служб принять меры
по присвоению им в установленном порядке
квалификационных категорий и оптимизации нагрузки;
- шире использовать возможности повышения
уровня профессиональных знаний путем
направления их на тематические семинары
и курсы повышения квалификации, организуемые
на региональном и местном уровне;
- оказывать помощь и поддержку работникам кадровых служб в осуществлении их должностных
обязанностей;
- регулярно приобретать литературу по
законодательству о труде, кадровому делопроизводству
и архивному делу, соответствующие программные
средства и информацию на электронных
носителях, а также выделять средства на подписку профильных
периодических изданий;
- в первоочередном порядке обеспечивать
кадровые службы современным компьютерным
оборудованием, программами для автоматизации
кадрового делопроизводства и средствами коммуникации.
- Работникам кадровых служб органов местного самоуправления:
- обеспечить своевременную и качественную
подготовку отчетности по кадрам, строгое
соблюдение требований нормативно – правовых актов в кадровом делопроизводстве;
- применять компьютерную технику и специальные
программные средства для повышения оперативности и качества кадрового делопроизводства;
- активно использовать имеющиеся на местах
возможности для повышения уровня профессиональной
подготовки;
- больше внимания уделять вопросам профориентации
молодежи, работы с молодыми специалистами и резервом кадров.
- Организовать в 2011 году курсы повышения
квалификации специалистов по подготовке кадров и в дальнейшем проводить их не реже одного раза в три года; практиковать ежегодно краткосрочные семинары работников кадровых служб.
- Отделу муниципальной службы ежегодно анализировать укомплектованность органов местного самоуправления, образовательный уровень их работников, нагрузку и текучесть кадров.
Заключение
Сегодня становится совершенно очевидно,
что никакие реформы, жесткие указы, распоряжения, концепции и долгосрочные
проекты не будут претворены в жизнь, если
радикально не изменится отношение к извечной
проблеме «человеческого фактора» или
управленческим кадрам.
Неслучайно стержнем объявленной Президентом
административной реформы является реформа государственной службы.
В процессе реформирования государственной
службы предполагается оптимизировать
численность государственных и муниципальных служащих путем внедрения
на государственной службе новых методов
управления, совершенствования законодательной
и нормативно-правовой базы, дальнейшего
развития системы профессионального обучения
кадров, научно-методического обеспечения
государственной службы. Сложность создания
эффективного института кадрового обеспечения
государственной службы Правительство
видит в том, что кадровые изменения в
органах власти происходят постоянно,
изменяются личностные характеристики
кадров, в силу объективных обстоятельств
происходит оптимизация управленческих
структур, повышается профессиональный
опыт, знания, поэтому проведение стратегических
преобразований невозможно без анализа
качественно-функционального наполнения
кадрового состава муниципальной службы.
За последние годы на муниципальную службу города Набережные
Челны пришло много молодежи. Число муниципальных
служащих в возрасте до 30 лет выросло в
1,3 раза. При этом показательно, что 0,08
процента из них замещают руководящие
муниципальные должности, тогда как по
России этот показатель составляет 0,6
процента.
Особое внимание уделяется работе по
формированию кадрового резерва с целью привлечения
профессионально подготовленной молодёжи
к участию в решении стоящих перед городом
задач. Конкурс направлен на целевой поиск
и выявление наиболее профессионально
подготовленных и перспективных управленцев.
Одним из приоритетных направлений кадровой политики
органов местного самоуправления является
создание системы профессионального развития
кадров и совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
муниципальных служащих. С 2006 г. в городе
ведется разработка принципов и механизмов
профессионального обучения кадров, создание
единой системы непрерывной профессиональной
подготовки кадров.
В связи с принятием и вступлением в силу
нового Трудового кодекса РФ в 2002–2003 гг. большое внимание было уделено
обучению муниципальных служащих области
практике его применения. На конференциях
приняли участие управляющие делами, юристы,
руководители и специалисты органов местного
самоуправления. Проводились семинары
с государственными и муниципальными
служащими, с руководителями и специалистами
кадровых служб органов исполнительной
власти. Широкое распространение получили
зональные семинары по практике применения
Трудового кодекса РФ. Это свидетельствует
об объективной и своевременной оценке
сотрудниками кадрового аппарата способов
и мер, принимаемых правительством страны
по внедрению планируемой кадровой политики.
Степень выполнения должностных обязанностей
стала главным критерием оценки муниципального служащего при проведении
конкурсов на замещение вакантной должности
муниципальной службы, аттестации, квалификационного
экзамена, зачисления в резерв.
Выработка мер по совершенствованию
и оптимизации оплаты труда муниципальных служащих с целью приближения
ее к уровню оплаты труда руководителей
и специалистов в негосударственном секторе
экономики способствовала повышению конкурентоспособности
государства как работодателя. Переход
с 1 января 2006 года на новую систему оплаты
труда в связи с вступлением в силу Федерального
закона «О муниципальной службе», учитывающую
опыт работы, уровень профессиональной
подготовки, сложные условия труда и личный
вклад каждого, стимулировал повышение
эффективности управления в органах местного
самоуправления. Достойная заработная
плата позволяет привлечь к работе квалифицированных
специалистов и руководителей и вселяет
надежду, что будет способствовать повышению
престижа муниципальной службы как вида
профессиональной деятельности.
В целях развития кадрового потенциала
и поднятия престижа муниципальной службы
разработаны и утверждены решение Городского
Совета «Об оплате труда муниципальных
служащих в городе Набережные Челны»»,
«О дополнительных гарантиях муниципальным
служащим».
Таким образом, общее состояние проведения
кадровой политики в муниципальном образовании город Набережные
Челны оценивается как «хорошее». Ведется
активная работа по внедрению методов
кадрового регулирования. Трудовой потенциал,
как итоговый показатель человеческого
фактора общественного развития рассматривается,
изучается, прогнозируется и развивается
в трех плоскостях развития:
- на уровне личности;
- на уровне коллектива;
- на уровне общества и его подструктур;
Во многом развитие кадровой политики муниципального образования город Набережные
Челны зависит от действующей политики
государства. В нормативных актах органов
местного самоуправления нашли отклик
и Президентская программа по подготовке
кадров народного хозяйства и Указ президента
об отсутствии требований к стажу к старшей
группе должностей государственного аппарата.
Все это позволяет сделать вывод о развитии и укреплении кадровой политики
в регионе, что уже отражается на его экономической
и социальной сферах жизни.
Список литературы
- Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии: Учебник. – М., 1989.
- Войченко Е.Г. Планирование и организация работы отдела кадров: Справоч. пособие. – К., 1986.
- Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. – М., 1993.
- Федеральный закон от 10.07.1992 №3266–1 (ред. от 28.09.2010) «Об образовании» //
- Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
- Закон Республики Татарстан от 17.01.2008 №5-ЗРТ «О муниципальной службе в Республике Татарстан»
- Решение Городского Совета
муниципального образования город Набережные
Челны от 18.04.2008 №31/13 «О муниципальной службе в городе Набережные Челны»
- Решение Городского Совета
муниципального образования город Набережные
Челны от 27.06.2006 №14/8 «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в городе Набережные Челны»
- Решение Городского Совета
муниципального образования город Набережные Челны от 13.2008 №36/9 «О реестре должностей муниципальной службы в муниципальном образовании город Набережные Челны»
- Постановление Мэра города
Набережные Челны от 12.11.2008 №492 «О порядке ведения единого реестра муниципальных служащих муниципального образования город
Набережные Челны»
- Решение Городского Совета
муниципального образования город Набережные
Челны от 16.07.2008 №33/7 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в муниципальном образовании город
Набережные Челны»
- Решение Городского Совета
муниципального образования город Набережные
Челны от 25.12.2007 №28/7 «Об оплате труда муниципальных служащих в городе Набережные Челны»
- Решение Городского Совета
муниципального образования город Набережные Челны
от 23.01.2008 №29/8 «Об утверждении Положения и условиях выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципального служащего за особые условия муниципальной службы и ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципального служащего за высокую
квалификацию»
- Постановление Мэра города
Набережные Челны от 16.05.2007 №181 Об утверждении Положения о дополнительных гарантиях муниципальным служащим города Набережные Челны»
- Постановление Мэра города
Набережные Челны от 14.04.2009 №183 «Об утверждении Положения об обработке персональных данных работников в органах местного самоуправления»
- Постановление Мэра города
Набережные Челны от 14.09.2007 №346 «О служебном удостоверении»
- Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – К., 1992.
- Кабаков В.С., Богачев В.Ф., Осипов А.П. Кадры хозяйственных руководителей: подбор, расстановка, обучение. – Л., 1989.
- Книга работника по кадрам. – М., 1983.
- Ковригин М.А. Обновление рабочих кадров. – М., 1989.
- Козлова Н., Рылеева С., Степанов Е., Федорова В. Ценностные ориентации – предпосылки программ переустройства
общества // Общественные науки и современность. – 1993. – №1. – С. 36–44.
- Краткий словарь по социологии
/ Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова; Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М., 1988.
- Кулаков В. Управление трудовыми
ресурсами и занятостью населения // Плановое хоз – во. – 1990. – №5.
- Лещинер Р., Разу М., Старостин Ю. Обучение менеджеров: Творчески использовать зарубежный опыт // Персонал. – 1994. – №1.
- Медведь Л.А., Багрий Н.Л. Стратегическое планирование и организация управления кадрами на капиталистических предприятиях. – М., 1990.
- Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М., 1994.
- Методические рекомендации
к системе управления кадрами: Общие положения. – К., 1981.
- Население и трудовые ресурсы:
Справочник / Сост. А.Г. Новицкий. – М., 1990.
- Никифорова А.А. Влияние заработной платы на эффективность производства // Труд за рубежом. – 1995. – №4.
- Никифорова А.А. Оплата труда руководителей фирм (предприятий) в странах с развитой рыночной
экономикой // Труд за рубежом. – 1995. – №1.
- Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М., 1991.
- Оценка работников управления
/ Под ред. Г. X. Попова. – М., 1976.
- Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. – М., 1991.
- Папулов П.А. Кадры управления производством: деятельность, формирование. – М., 1985.
- Пашков А.С., Иванкина Т.В., Магницкая Е.В. Кадровая политика и право. – М., 1989.
- Пиленцо Р.К. Управление человеческими ресурсами и эффективность компании // Человек и труд. – 1993. – №2. – С. 101–104.
- Правительство и государственные
служащие // Труд в мире. – 1991. – №4.
- Правовое регулирование рационального
использования трудовых ресурсов / Н.И. Данченко, А.Р. Мацюк, З.К. Симорот и др. – К., 1989.
- Преподавание и изучение прав
человека: Пособие для учебных заведений
по общественной деятельности и социальной
профессии. – Нью-Йорк, 1992.
- Пронин И.И. Руководящие кадры: подбор, расстановка и воспитание. – М., 1981.
- Профессиональная ориентация, подготовка и
оценка персонала: Обзор. информ. / Сост. В.И. Яровой; Под ред. Г.В. Щекина. – К., 1995.
- Работе с кадрами – научное обеспечение // Матер. совещания-семинара «Актуальные проблемы кадровой
работы на современном этапе». – Л., 1989.
- Райтер Г.Р. Найм и отбор персонала: Метод. пособие. – М., 1991.
- Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров: социально-правовые проблемы. – М., 1982.
- Рубан Г.С. Работа с кадрами на производстве. – К., 1990.
- Румчев В.Г., Канин А.Л. Кадровые подсистемы АСУ. – М., 1984.
- Рыжов В.А. Организация профориентационной работы в развитых капиталистических странах. – М., 1987.
- Сикингер И. Что определяет
эффективность госслужбы? // Человек и труд. – 1995. – №6.
- Система работы с кадрами управления
/ Отв. ред. В.А. Шахова. – М., 1984.
- Системы высшего образования
развивающихся стран: Каталог. – М., 1986.
- Скоробогатов И.Б. Совершенствование организации работы с кадрами в народном хозяйстве. – М., 1982.
- Современная западная социология:
Словарь. – М., 1990.
- Современный бизнес: Учебник: В 2 т.: Пер. с англ.
/ Д.Дж. Речмен, М. X. Мескон, К.Л. Боуви, Дж.В. Тилл. – М., 1995.
- Содержание и методы подготовки
кадров управления. – М., 1977.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. / Общ. ред., сост. и пре – дисл. А.Ю. Согомонова. – М., 1992.
- Социальное развитие предприятия
и работа с кадрами: Учеб. пособие / Под
ред. В.Н. Якимова. – М., 1989.
- Социологический справочник
/ Под общ. ред. В.И. Воловича. – К., 1990.
- Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. – М., 1992.
- Управление занятостью и организация
трудоустройства: Обзор. информ. / Сост. В.И. Яровой; Под ред. Г.В. Щекина. – К., 1995.
- Управление трудовыми ресурсами:
Справ. пособие / О.П. Апостолов, Л.С. Бляхман, Г. X. Гендлер и др.; Рук. авт. кол. Э. Саруханов; Под общ. ред. Л.А. Костина. – М., 1987.
- Управление трудовыми ресурсами:
Справоч. пособие / О.П. Апостолов, Л.С. Блях – ман, Г. X. Гендлер и др.; Рук. авт.
кол. Э.Р. Саруханов; Под общ. ред. Л.А. Костина. – М., 1987.
- Управление трудовыми ресурсами за рубежом // Труд и соц. вопр.: зарубеж. опыт. – М., 1991. – Вып. 13 (181).
- Федеральный закон Российской
Федерации «Об основах государственной
службы Российской Федерации» // Бюл. Мин-ва труда РФ. – 1995. – №9.
- Фейнхейзен М.А., Маат Б.Й., Иаан К.А. Менеджмент человеческих ресурсов // Персонал. – 1993. – №2. – С. 3–17.
- Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. – М., 1990.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства:
Практич. пособие: Пер. с англ. – М., 1993.
- Чернявский А.Д. Организация управления в условиях рыночных
отношений. – К., 1994.
- Шаховой В.А. Кадровый потенциал системы управления. – М., 1985.
Размещено на Allbest.ru