Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:19, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании различных аспектов организации как функции управления.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику организации управления;
- изучить делегирование полномочий в процессе реализации организационной функции;
- исследовать характеристику организационных структур управления.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Организация как функция менеджмента……………………………………..6 1.1. Принципы проектирования системы организационного управления…….7 1.2. Реализация функции организации……………………………………….....9
1.2.1. Построение организационной структуры управления…………...……..10
1.2.2. Определение взаимоотношений в организации………….…………….11
1.2.3. Распорядительство………………………………………………….....…12
2. Виды организационных структур управления…………………………….13
2.1. Линейная организационная структура управления…………...……….....13
2.2. Функциональная структура управления…………………………………..14
2.3. Линейно-функциональная структура управления предприятия……….16
2.4. Дивизиональная структура управления…………………………………..17
2.5. Организационная структура по региону…………………………...……...19
2.6. Матричная структура …………...……………………………………...…..20
2.7. Продуктовая структура………………………………………………….....21
2.8. Организационная структура, ориентированная на потребителя………...22
3. Практический пример………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Организация как функция
менеджмента……………………………………..6 1.1. Принципы проектирования системы организационного
управления…….7 1.2. Реализация функции организации………………………………………....
1.2.1. Построение организационной структуры управления…………...……..10
1.2.2. Определение взаимоотношений в организации………….…………….11
1.2.3. Распорядительство…………………………………
2.1. Линейная организационная структура управления…………...……….....13
2.2. Функциональная структура управления…………………………………..14
2.3. Линейно-функциональная структура управления предприятия……….16
2.4. Дивизиональная структура управления…………………………………..17
2.5. Организационная структура по региону…………………………...……...19
2.6. Матричная структура …………...……………………………………...…..20
2.7. Продуктовая
структура…………………………………………………..
2.8. Организационная структура, ориентированная на потребителя………...22
3. Практический
пример………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Настоящий менеджер – это очень хороший коктейль талантов и знаний в правильных пропорциях. Безусловно, хороший менеджер, особенно когда он управляет большой организацией, большим количеством людей, должен иметь навыки управления [7].
Организация – это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей [12].
Реализуя функцию организации (то есть организовывая деятельность коллектива), менеджер должен решить ряд задач, которые и составляют сущность понятия организации как функции управления. В первую очередь, он должен сформировать структуру организации. Это осуществляется посредством разделения ее на блоки, которые в случае крупного предприятия носят название департаментов, а сам такой процесс разделения называется департаментализацией1. Большое влияние на структуру организации оказывает избранный способ управления. Так, единовластное управление ведет к строгой централизации; соучастное же управление, напротив, характерно для слабо централизованной – распределенной структуры. В созданных подразделениях менеджер задает режимы функционирования и определяет взаимоотношения, а затем обеспечивает деятельность подразделений ресурсами. Помимо этого, перед менеджером стоит задача формирования внутренней культуры, которая определяет атмосферу взаимоотношений внутри коллектива. Данные задачи выполняются на различных этапах осуществления функции «организовывания», основными из которых являются: формирование структуры и установление взаимосвязей, обеспечение функционирования сформированной структуры распорядительством и контролем.
Организация как функция управления
нацелена на то, чтобы претворить намеченные
планы в жизнь. Организация –
особый вид деятельности в управлении,
связанный с различием прав, обязанностей,
функций отдельных элементов
управлений подсистемы. В качестве
элементов выступают
Любая фирма состоит из подсистем.
Организационная структура
Актуальность выбранной темы определятся теоретической и практической важностью для теории организации в целом.
Объектом исследования выступает организация как функция управления.
Предметом исследования является изучение альтернативных организационных структур.
Цель работы состоит в исследовании различных аспектов организации как функции управления.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику организации управления;
- изучить делегирование полномочий в процессе реализации организационной функции;
- исследовать характеристику
Для достижения цели работы были использованы такие методы научного мышления, как анализ, синтез, абстрагирование и идеализация, а также моделирование.
Практическая значимость работы обусловлена
тем, что были исследованы как
классические, так и перспективные
организационные структуры
Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов: Д.Д.Вачугова, А.К.Семенов, В.И.Набоков, Э.А.Смирнов, М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури.
Структура работы обусловлена шириной и глубиной исследуемой темы и включает в себя: введение, основную часть, заключения, списка использованных источников.
Организация как функция управления состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.
Поскольку
концепция организации состоит
в сведении воедино всех специалистов
фирмы, задача состоит в том, чтобы
определить миссию, роль, ответственность,
подотчетность для каждого из
них. Процесс организации
Функция организации деятельности (организовывание) состоит в создании структуры управления организации, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления. Организация как функция управления непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.
Сущностью организации как функции управления является создание системы, включающей управляющую и управляемую подсистему, которая наиболее полно отвечает требованию эффективного достижения целей деятельности.
При определении содержания организационной деятельности необходимо определиться с входом и выходом данной функции.
Входом являются результаты по выполнению функции управления – планирования, т.е. приступая к осуществлению процесса организационной деятельности, мы уже имеем определенные в результате планирования систему целей, состав финансовых, материальных и других ресурсов.
Выходом реализации этой функции управления является результат деятельности – создание реальных организаций, способных эффективно осуществлять процесс деятельности.
Организация
как функция менеджмента включает в себя
две составляющие:
♦ организационное проектирование;
♦ организация процесса работы.
Организационное проектирование
- деление организации на блоки, соответствующие
важнейшим направлениям деятельности
по реализации целей организации. Этот
процесс предполагает установление полномочий
различных должностей, определение должностных
отношений конкретных лиц в организации.
Организация процесса работы включает
в себя обеспечение нормального функционирования
и взаимодействия различных подразделений
предприятия для достижения запланированных
целей.
Можно сформулировать следующие принципы
проектирования системы организационного
управления:
1. Развитие
демократических основ управления.
Большую роль при этом играет правильное
соотношение централизации и децентрализации
принятия решений, способствующее разделению
стратегических и текущих задач в управлении.
Таким образом, в соответствии с этим принципом
проектирование организационной структуры
управления необходимо доводить до такой
степени, при которой обеспечиваются единоначалие
и персональная ответственность за ведение
дел в организации.
2. Принцип
системного подхода требует формирования
полной совокупности управленческих решений,
реализующих все цели функционирования
организации.
3. Принцип
управляемости предполагает фиксирование
соотношения руководителя и числа подчиненных
ему работников. При формировании аппарата
проектирования структуры управления
необходимо стремиться к оптимальности
такого соотношения. Важным здесь также
является распределение управленческих
решений по' уровням, которое должно предусматривать
рациональную степень загрузки руководителя,
принимающего решение. Если загрузка руководителя
намного превышает допустимые нормы, резко
снижаются эффективность и оперативность
управления. Осуществление на практике
этого принципа значительно затруднено
из-за отсутствия научно обоснованных
норм управляемости.
4. Принцип
соответствия субъекта и объекта управления
— важный методологический принцип, который
заключается в том, что структура управления
должна формироваться прежде всего исходя
из особенностей объекта управления. Состав
подразделений организации, характер
взаимосвязи между ними определяются
спецификой функционирования как отдельных
структурных звеньев, так и системы в целом.
5. Принцип адаптации. Он связан с требованием
гибкости, адаптивности, способности быстро
реагировать на изменение внешних и внутренних
экономических условий. Важное значение
в связи с этим приобретает совершенствование
информационного аспекта с целью обеспечить
проявление и развитие данного принципа.
Принцип специализации. В соответствии
с этим принципом проектирование структуры
управления необходимо вести таким образом,
чтобы обеспечить технологическое разделение
труда при формировании структурных подразделений.
6. Принцип
централизации означает, что при проектировании
структуры управления необходимо объединять
управленческие работы с повторяющимся
характером операций, однородностью приемов
и методов их вьшолнения. Такими операциями
могут быть плановые, бухгалтерские, учетные
и др. Принцип централизации требует одновременно
сокращения числа уровней управления.
7. Принцип профессиональной регламентации
предполагает группировку функциональных
звеньев на каждом организационном уровне
таким образом, чтобы каждое звено работало
на достижение конкретной совокупности
целей и несло полную ответственность
за качество вьшолнения своих функций
Учет этого принципа означает, что проектировать
структуру управления необходимо не абстрактно,
а с учетом деловых качеств предполагаемых
руководителей и исполнителей разных
уровней.
8. Принцип правовой регламентации.
Создание любого подразделения всегда
детерменировано и, тем не менее, должно
быть закреплено правом. В соответствии
с принципом правовой регламентации проектировать
структуру управления необходимо так,
чтобы обеспечивалось соблюдение всех
решений и постановлений вышестоящих
организаций в части распределения обязанностей
и персональной ответственности за выполнение
определенных решений.
1.2. Реализация функции организации
При реализации функции организации условно выделяют три важных аспекта:
1.2.1. Построение организационной структуры управления
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Принципы формирования организационной структуры управления
1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.