Организация торговых помещений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос с планировкой торгового зала возникает в первую очередь при открытии магазина, однако и для многих уже работающих магазинов эта проблема крайне актуальна.
Часто магазин испытывает трудности, связанные с недостаточными объемами продаж некоторых видов изделий. Розничные торговцы иногда и не подозревают, что одной из причин являются ошибки планировки торгового зала, в результате которых часть торговых площадей не работают с должной эффективностью.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МТО.docx

— 42.30 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УСТРОЙСТВУ ТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ТОРГОВЫХ ЗАЛОВ

1.1  Планировка торгового зала

         Вопрос с планировкой торгового зала возникает в первую очередь при открытии магазина, однако и для многих уже работающих магазинов эта проблема крайне актуальна.

Часто магазин испытывает трудности, связанные с недостаточными объемами продаж некоторых видов  изделий. Розничные торговцы иногда и не подозревают, что одной из причин являются ошибки планировки торгового  зала, в результате которых часть  торговых площадей не работают с должной эффективностью.

К сожалению, ни прекрасно  подобранный ассортимент, ни привлекательный  дизайн интерьера не смогут в этом случае изменить ситуацию и повысить продажи. Частично компенсировать недостатки планировки в состоянии только продавцы-консультанты, которые могут «за руку» подвести покупателя к определенным прилавкам и витринам.

 Для полного решения  проблемы, как правило, необходима  реорганизация торгового зала (ремонт  и закупка нового торгового  оборудования), а это требует значительных  затрат.

Проектирование торгового  зала начинается с определения, какие  площади будут выделены и какой будет форма торгового зала. Наиболее распространенной и удобной является форма прямоугольника (или квадрата) - как для всего торгового зала целиком, так и для конкретных отделов и секций.

В торговом зале прямоугольной  формы легко располагать торговое оборудование и планировать покупательские потоки, а также простота формы  зала обеспечивает его функциональность: покупатель не отвлекается на замысловатые архитектурные детали, не тратит время  на изучение планировки, т.к. она и так понятна.

Не отвлекать внимание покупателя от товара - это важный принцип  организации торгового пространства магазина.

В большинстве магазинов  ни дизайн, ни планировка, ни торговое оборудование не должны становиться  объектом пристального внимания покупателя (исключение - дорогие бутики).

Конечно, удобнее, если магазин  строится с «нуля» - компания проектирует  желаемую форму торгового зала. Если же форма торгового зала уже задана и она не является простой прямоугольной формой, требуется приложить определенные усилия, чтобы, с одной стороны, сделать форму зала понятной и удобной для покупателей, с другой - максимально эффективно использовать торговые площади.

Следующий шаг - определить, где будет располагаться вход в магазин. Поскольку спонтанное движение покупателей - это движение против часовой стрелки, то вход правильнее организовать с правой стороны.

В магазине небольшой площади  вход может быть и посередине, в  этом случае движение против часовой  стрелки внутри торгового зала организуется за счет специального размещения торгового оборудования.

Этот подход основывается на том, что организация покупательского  потока должна быть максимально естественной, не должна противоречить спонтанному  движению покупателей. Если в вашем  магазине вход расположен слева, то вам придется приложить больше усилий внутри магазина, чтобы направить покупательский поток в нужное русло.

Если магазин расположен в здании на пересечении улиц, вход следует располагать со стороны  улицы с большим потоком людей и машин.

Третий шаг планировки магазина - определить на плане магазина три основных зоны:

    • входная зона,

    • кассовая  зона,

    • зона основного потока покупателей.

Все эти три зоны должны быть выделены и оформлены соответствующим  образом, чтобы покупатель мог четко их идентифицировать.

Входная зона - располагается  в самом начале торгового зала, в зависимости от размеров торгового  зала может быть от одного до нескольких метров. Задача входной зоны - создать  позитивный настрой у покупателя на пребывание его в магазине и  привлечь внимание к определенным изделиям импульсного спроса, новинкам и т.д. Войдя в торговый зал, покупатель должен увидеть то, что ему обязательно понравится, вызовет радость, восторг. Однако самое начало входной зоны не следует занимать торговым оборудованием, т.к. покупатель просто «проскочит» и не заметит его.

Кассовая зона - особая зона торгового зала, т.к. все покупатели, совершившие покупки, обязательно бывают возле кассы.

В магазине кассу рекомендуется  размещать дальше от входа и от основной товарной группы, которая  привлекательна для большинства  покупателей. Это правило называется «Правило золотого треугольника».

Расположение является тем  удачнее, чем больше площадь «Золотого  треугольника», так как это обеспечивает максимальную проходимость покупателей  по всей площади торгового зала[11.c.25].

Важный шаг внутренней планировки торгового зала - организация  покупательских потоков. Эта задача является одной из самых главных, особенно при большой площади  магазина. Покупательские потоки необходимо организовать таким образом, чтобы  максимальное число покупателей  проходило по всей площади торгового зала.

Важное требование: покупательский поток должен быть замкнутым, в форме  «петли», т.е. он должен начинаться и  заканчиваться в одной точке  и не должен прерываться.

При проектировании торгового  зала и организации покупательского  потока необходимо учитывать так  называемые «холодные» и «горячие» зоны[2.c.102].

«Холодные» - это те, в  которых наблюдается наименьшее количество посетителей, низкая проходимость и, как следствие, низкие продажи. «Горячие»  зоны - это те, в которых скопление  посетителей и проходимость максимальные и, соответственно, высокие продажи товаров, размещенных в этих местах.

Задача - не допустить появления  в магазине «холодных» зон. Очень  часто «холодные» зоны появляются из-за попытки сделать торговый зал  произведением дизайнерского искусства, «навести красоту». Ювелирные магазины приглашают дизайнеров, которые прекрасно  ориентируются в стилях и отделочных материалах, но, к сожалению, не всегда знакомы с правилами организации торговых залов.

Для эффективной работы магазина важно привлекать дизайнеров, имеющих  подтвержденный успешный опыт планировки торговых залов, либо дополнительно  привлекать специалиста по планировкам - это все равно обойдется дешевле, чем потом заниматься перепланировкой всего магазина.

Покупательский поток  организуется с помощью размещения категорий товаров, играющих разные роли в ассортименте, в определенных местах торгового зала, а также с помощью визуального выделения основного покупательского потока: он должен быть достаточно широким. В ювелирных магазинах небольшой площади основное торговое оборудование - прилавки - располагаются вдоль стен, а центр торгового зала остается свободным. В этом случае покупатели просто движутся вдоль прилавков, этот путь и есть основной покупательский поток. В случае если площадь позволяет разместить в центральной части зала дополнительное торговое оборудование, имеет смысл размещать либо невысокие стеллажи (чтобы обеспечить просматриваемость зала), либо прилавки в форме круга или полукруга.

Категории товаров базовой  роли располагают в глубине торгового  зала, т.к. покупатели заинтересованы в  этих товарах и дойдут до них в любом случае.

Изделия уникальной и приоритетной роли должны располагаться в самых  лучших местах торгового зала по ходу основного покупательского потока.

Категории периодической  роли - в средней части торгового  зала между или рядом с изделиями базовой роли категории.

Удобные категории - в кассовой зоне, ближе ко входу или выходу из магазина.

         Таким образом, само расположение товарных категорий будет определять траекторию движения покупателей в торговом зале. Товары, нужные почти каждому, расположенные в самой глубине торгового зала, создадут поток покупателей, которые увидят и другие товары, попавшиеся им на пути.

1.2 Устройство торгового зала магазина

           Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. В торговом зале размещается рабочий и выставочный запас товаров, производится отбор товаров покупателями, продажа товаров.

 Важнейшими требованиями  к устройству и планировке  торгового зала магазина являются[5.c.45]:

- свободное движение покупательского потока, что обеспечивается его рациональной организацией, направленностью и достаточной шириной проходов;

-  обеспечение кратчайших путей движения товаров из помещений хранения и подготовки товаров к продаже, к местам выкладки и размещения;

- создание хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.

Выполнение перечисленных  требований достигается рациональной планировкой функциональных основных зон торгового зала .Различают следующие основные зоны торгового зала магазина : входа и выхода, расчетного узла, размещения покупательских потоков, выполнения дополнительных услуг.

 В зависимости от  размеров и конфигураций торгового  зала, ассортимента реализуемых  товаров и методов их продажи  различают линейную, островную, боксовую  и комбинированные планировки  зон размещение товаров .

 При линейной планировке  вся зона размещения товаров  и проходов для покупателей  представляет собой прямые линий  в продольном, поперечном и смешанном  направлениях по отношению к  продольной оси торгового зала.

Для лучшего использования  торговой площади магазина линии  с товарами размещают и вдоль  стен и даже в оконные проемы. Линейная планировка создает благоприятные  условия для рациональной технологии работы магазина: дает возможность  организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета, позволяет  покупателям свободно передвигаться  по всему торговому залу. При этой планировке наиболее оптимально используется площадь торгового зала.

 Островная планировка  применяется, как правило, при  обслуживании через прилавок, представляет  собой размещение товаров и  оборудования вокруг рабочих  мест продавцов. 

 При боксовой планировке  всю площадь торгового зала  разбивают на изолированные друг  от друга боксы (отделы). Каждый  бокс имеет самостоятельный узел  расчета. Обычно боксовая планировка  применяется в крупных магазинах  с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета. Выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора, например, пластинок, драгоценностей, меховых изделий.

Комбинированная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

 В практике отечественной  и зарубежной торговли известны  особые разновидности комбинированных  планировок. Так, для продажи отдельных  товаров в магазинах стандартного  обслуживания могут выделяться  специальные зоны по принципу  «Магазин в магазине», например  в крупных магазинах со сложной  конфигурацией торговых помещений  оборудуются микро магазины для  продажи фирменных товаров: одежды, обуви, кондитерских изделий и  т. д. 

 Планировка рабочих  мест продавцов в магазинах,  применяющих традиционные формы  обслуживания покупателей, зависит  от ассортимента реализуемых  товаров, типа предприятия. Так, в магазинах по торговле продовольственными товарами ширина фронта рабочего места продавце должна быть не менее 2 м, а в магазинах, торгующих непродовольственными товарами – не 3 м. Между пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м. Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка товаров к продаже.

Организация рабочего места  кассира-контролера должна обеспечивать наиболее полное использование площади узла расчета, правильный выбор типа оборудования и возможность его рациональной установки.

Уровень организации рабочих  мест определяется их технической оснащенностью, эффективностью использования оборудования и средств механизации, планировкой. Планировка рабочих мест должна отвечать требованиям эргономики, максимально облегчать труд (снижать физическую нагрузку, сокращать излишние переходы, наклоны, повороты). При этом должна быть обеспечена высокая эффективность труда.

Строгий учет и контроль наличных денег, полученных от покупателей  за проданные товары, является важным условием сохранности товарно-материальных ценностей, находящихся в магазинах.

В настоящее время во всех торговых организациях применяется только машинный способ расчетов, который бывает предварительным, одновременным и последующим. При предварительном расчете покупки выдают в столе выдачи (на контроле) на основании кассового чека, полученного покупателем в подтверждение уплаты денег за приобретаемый товар. При одновременном расчете покупатель оплачивает стоимость купленных товаров непосредственно на рабочем месте продавца и получает вместе с товаром погашенный чек, который сохраняет в качестве документа, необходимого при обмене товара. Этот способ применяется при продаже товаров с открытой выкладкой и в магазинах самообслуживания с децентрализованной формой расчетов.

Информация о работе Организация торговых помещений