Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:49, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы: исследования организации труда персона и предложить пути решения проблем в ООО МК «Пробуждение»
Объектом исследования выступает система организации труда производственная организация ООО МК «Пробуждение»
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность, значение и содержание организации труда персонала.
2. Изучить законодательную базу организации труда персонала.
3. Исследовать основные методы и критерии оценки организации труда персонала в организации.
4. Провести оценку организации труда персонала в ООО МК «Пробуждение».
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация труда персонала и ее значения для эффективной работы предприятия……………………………………………………………………….5
Сущность, значение и содержание организации труда персонала…………………………………………………………………………..5
Методы и критерии оценки организации труда персонала……...14
Направления совершенствования научной организации труда персонала…………………………………………………………………………32
Глава 2. Организация труда персонала в ООО МК «Пробуждение»………...48
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………48
2.2. Условие, режим и дисциплина труда персонала организации
2.3. Направления совершенствования организации труда персонала
Заключение
Список используемой литературы
- организация рабочего места;
- организация использования средств вычислительной техники;
- самообразование [23, с. 150].
Создание необходимых условий для высокопроизводительного творческого труда способен обеспечить только комплексный, системный подход в решении проблем научной организации труда [20].
Организация труда руководителя - использование эффективной системы приемов и методов личной работы на базе рациональной организации рабочего места, создания оптимальных условий труда и отдыха, планирования рабочего дня и ликвидации нерациональных этапов выполнения работ и операций.
Организация рабочего места - совокупность мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке [20, с. 41].
В современных условиях необходимо всячески поддерживать развитие техники личной работы персонала. Организация личной работы включает в себя планирование индивидуальной деятельности с использованием современного инструментария: настольных и переносных органайзеров, классических и электронных записных книжек, планингов, элементов информационных технологий. Использование современного личного инструментария позволяет на индивидуальном уровне максимально эффективно использовать выделенное рабочее время, чем повышается рентабельность труда.
Условия труда - факторы производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, удовлетворенность трудом, а потому и на его результативность [22, с. 17].
Суть организации труда заключается в установлении определенного порядка построения и осуществления трудового процесса и раскрывается через ее элементы. К элементам организации труда в коллективе относятся:
1) разделение и кооперация труда - обособление видов трудовой деятельности и система производственных взаимосвязей работников;
2) рациональные приемы и методы труда, благодаря которым обеспечивается наиболее экономное выполнение операций (с позиции затрат времени и усилий работника);
3) организация рабочего места, т.е. оснащение его необходимыми средствами производства и их рациональное размещение на площади (планировка);
4) организация обслуживания рабочего места - виды обслуживания, формы его предоставления, выбор исполнителя [21].
Таким образом, организация труда заключается в установлении определенного порядка построения и осуществления трудового процесса.
1.2. Методы и критерии оценки
организации труда персонала
Оценка работы персонала позволяет, с одной стороны, обеспечить нормальное функционирование отдельных подразделений и всей организации, а также успешное решение производственных задач.
Оценка работы персонала, с другой стороны, позволяет более эффективно использовать потенциал работников за счет того, что система оценки позволяет повышать уровень их мотивации, определить направления их развития и стимулируя потребность в обучении и в повышении квалификации.
Существуют следующие методы оценки работы персонала:
- установление стандартов и нормативов;
- оценка на основании письменных характеристик;
- оценочные шкалы;
- методы ранжирования;
- заданное распределение;
- оценка рабочего поведения;
- управление по целям как метод оценки эффективности.
Методы нормирования позволяют дать ответ на три главных вопроса:
1. Каковы реальные возможности каждого работника?
2. Как можно наилучшим образом применить способности того или иного работника при выполнении им задания?
3.Сколько времени должно занимать выполнение отдельных операций?
Когда для служащих, работающих
в одном подразделении, устанавливаются
четкие цели и рабочие нормативы, эффективность
работы всего подразделения измеряется
степенью соответствия между достигнутой
и нормативной производительностью труда.
Если реальная производительность ниже
нормативной, это указывает на отсутствие
должного контроля и вызывает необходимость
поиска резервов повышения производительности.
В то же время превышение нормативов показывает,
что подразделение успешно работает над
выполнением задач организации.
Измерение производительности
дает объективную базу для сравнения работы
каждого сотрудника с определенным эталоном,
а также для сравнения его работы с работой
других сотрудников. Кроме того, оно дает
возможность руководству иметь реальную
картину работы всех работников той или
иной специальности или квалификации.
Для определения и прогнозирования потребности
в рабочей силе этот метод является одним
из самых надежных средств.
Специалисты в сфере управления производительностью утверждают, что высокой производительности достигнуть без напряженных нормативов невозможно. При этом часто самым сложным для специалистов по организации труда оказывается убедить коллектив, что новые нормативы являются вполне обоснованными и не ведут к большему «закручиванию гаек» с тем, чтобы за ту же самую или даже большую работу платить меньше. Поэтому при составлении рабочих нормативов и их пересмотра следует привлекать рядовых исполнителей в качестве экспертов. Они должны понимать, что такое норматив, что в него входит, как он рассчитывается; их необходимо убедить в том, что затраты времени, оговоренные в нормативе, являются вполне обоснованными. Еще Ф. Тейлор использовал индивидуальный подход для повышения готовности работников работать в соответствии с нормативами, значительно превышающими средний уровень производительности.
Преимущество подхода, в том, что в данном случае оценка эффективности работы персонала основывается на объективных показателях. Чтобы можно было успешно использовать стандарты (нормативы) для оценки рабочих показателей, они не только должны быть хорошо обоснованы, но и восприниматься работниками как справедливые.
Оценка на основании письменных характеристик.
В ряде случаев руководителю требуется подготовить развернутую характеристику на подчиненного. Это обычно делается при подготовке к аттестации, при решении вопросов о подготовке резерва на замещение руководящих должностей и при назначениях на должность и перемещениях в другие подразделения.
Письменная характеристика на работника обычно готовится его непосредственным руководителем. Необходимость стандартизации характеристик, предоставляемых аттестационной комиссии, требует, чтобы руководители готовили их в соответствии с установленной формой, определяющей те вопросы, которые должны быть освещены (например, рабочие достижения, уровень профессиональной подготовки, оценка профессионального потенциала работника, потребность в обучении и повышении квалификации, возможность перевода на более сложную и ответственную работу и др.).
Тот факт, что руководителю при подготовке письменной характеристики на подчиненных приходится давать свои предложения и рекомендации по оплате труда, повышению в должности, переводу на другую работу или высказывать свое мнение по поводу их обучения и повышения квалификации, сам по себе является важным стимулом к анализу работы персонала и выявлению факторов, негативно влияющих на итоговые рабочие показатели. Таким образом, само использование руководителями такого метода оценки, как написание письменных характеристик на подчиненных, подталкивает их к решению вопроса о более эффективном использовании потенциала подчиненных.
Основные трудности при оценке работы на основании письменных характеристик состоят в следующем:
- Объем и содержание представленных характеристик могут сильно различаться в зависимости от опыта, установок и особенностей личности оценивающего. Например, один руководитель может много написать о потенциальных возможностях и сильных сторонах подчиненного и умолчать о его недостатках. Другой может все внимание направить в основном на недостатки работника. Третий особенно подробно может рассматривать вопросы обучения и повышения квалификации. Производить оценку работников и сравнивать их рабочие достижения на основании таких характеристик иногда очень затруднительно.
- На оценку также могут влиять навыки письменного изложения, которыми обладает руководитель, производящий оценку. Руководитель, умеющий хорошо «подать» своего подчиненного, при желании может добиться того, что средний работник будет на бумаге выглядеть лучше, чем он есть на самом деле.
- Серьезной проблемой для многих
организаций является отсутствие
практики работы с информацией,
содержащейся в письменных
характеристиках. При проведении
аттестации в аттестационных комиссиях
скапливаются горы материалов, с которыми
никто не работает: нет
четких алгоритмов для их обработки
и последующей систематизации!
полученных результатов.
В определенной степени, приведенные выше трудности удается преодолеть при использовании стандартных бланков, в которых не только четко указано, что в работе или в рабочем поведении подчиненных следует оценить, но и предлагаются конкретные ориентиры («подсказки»), которые облегчают подготовку письменной характеристики.
Шкалы оценки дают возможность
руководителю оценить степень развития
у работников деловых качеств, склонность
к определенным видам рабочего поведения
или готовность к достижению определенных
рабочих результатов. Шкалы оценки предполагают
использование специальных оценочных
форм. Оценочная форма (бланк) состоит
из ряда шкал, оценивающих разные аспекты
работы, такие, как профессиональные знания,
качество и количество работы, способность
к самостоятельной работе, уровень развития
профессиональных навыков и др.
При заполнении оценочной формы
руководителю или другому человеку, производящему
оценку, предлагается на основании предлагаемой
шкалы оценить деловые качества работников
или их готовность к определенным видам
рабочего поведения.
По большому счету, универсальных оценочных форм не существует. Перед специалистами, разрабатывающими методы оценки работы персонала, встает задача конструирования таких оценочных шкал, которые бы максимально учитывали специфику организации или особенности выполняемых работ. При этом важно учитывать, что оценочные шкал должны иметь следующие характеристики:
- Оцениваемые характеристики и особенности рабочего поведения должны соотноситься с содержанием и ключевыми показателями, определяющими эффективность профессиональной деятельности работников.
- Шкалы должны быть направлены на оценку таких характеристик работников, за которыми стоят конкретные поведенческие проявления, которые может наблюдать оценивающий.
- Каждый пункт (градация) шкалы должен быть кратким, однозначным и соответствовать оцениваемому показателю. При этом следует избегать излишне общих характеристик. Например, если оценивается инициативность работников, то лучше использовать следующие градации: «высокая активность и самостоятельность в принимаемых решениях и действиях»; «не склонен к проявлению самостоятельности и активности в работе»; «избегает самостоятельных решений и действий в работе», чем (1) высокая, (2) средняя и (3) низкая инициативность.
- Показатели шкалы должны быть сбалансированы и не смещаться к одному полюсу. Например, «очень хорошо», «хорошо», «средне», «ниже среднего» и «плохо». При сдвиге в негативную сторону шкала будет иметь следующий вид: «хорошо», «средне», «ниже среднего», «плохо», «очень плохо»; при сдвиге в позитивную сторону шкала может иметь, например, следующий вид: «очень высокая эффективность», «высокая эффективность», «средняя эффективность», «низкая эффективность».
Используемые шкалы
должны охватывать весь спектр
возможных показателей
Методы ранжирования. В работе руководителя большое значение имеют такие методы оценки работы подчиненных, которые дают возможность производить сравнение работников друг с другом, а не только с установленным стандартом или нормативом. Такое сравнение можно произвести, используя методы ранжирования.
Эти методы характеризуются тем, что они:
- просты в использовании;
- позволяют легко разделить хороших и плохих работников;
- дают информацию, необходимую для принятия административных решений (повышение зарплаты, увольнение, повышение или понижения в должности и др.).
Существует несколько разновидностей ранжирования:
- прямое ранжирование;
- чередующееся ранжирование;
- парное сравнение.
Прямое ранжирование требует от человека, который производит оценку, проранжировать работников, входящих в оцениваемую группу, по какому-то определенному показателю (например, профессиональная компетентность, самостоятельность, уровень развития лидерских качеств и т.п.) от самого плохого до самого хорошего или от наименее эффективного до наиболее эффективного. В этом случае самый лучший работник получает самый высокий ранг, а худший низший.
Прямое ранжирование можно
использовать и в том случае, когда работников
оценивают одновременно по нескольким
показателям. В этом случае ранжирование
по каждому из показателей осуществляется
отдельно, а результаты ранжирования могут
быть сведены в таблицу.
Сумма рангов по используемым
показателям определяет «ценность» данного
работника для организации.
При чередующемуся ранжированию руководителю необходимо оценить подчиненных по интегральному критерию - ценности работника для организации (подразделения). Фамилии работников, которые должны быть проранжированы, перечисляются с левой стороны листа. Руководитель должен выбрать самого ценного работника из списка, зачеркнуть его фамилию с левой стороны и написать ее первой по порядку с правой стороны листа. Затем надо выбрать наименее ценного работника, зачеркнуть его фамилию и написать ее последней с правой стороны. Этот процесс повторяется затем для всего списка. В результате получается полный список работников с правой стороны листа, где они проранжированы от самого ценного до наименее ценного.
Информация о работе Организация труда персонала в ООО МК «Пробуждение»