Оргструктуры в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение видов организационных структур управления. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический материал и литературу по проблеме исследования;
- раскрыть понятие «организационная структура управления»;
- рассмотреть типы существующих организационных структур и принципы их построения;
- изучить современные направления в развитии организационных структур.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3 1. Определение понятия «организационные структуры управления»………...5
2. Иерархические (бюрократические ) структуры управления.…….….…...….9 2.1. Линейные, линейно-функциональные и линейно-штабные структуры…..9
2.2. Дивизиональные организационные структуры………………………… ..14
3. Органические (адаптивные) типы структур управления……………….….21
3.1. Проектные организационные структуры………………………………….21
3.2. Матричные организационные структуры…………………………… …...23
3.3. Бригадные (командные) структуры………………………………………..26
4. Органические структуры информационного общества………… ..………..29
4.1. Многомерные структуры………………………...…………………………29
4.2. Партисипативные структуры………………………………………………31
4.3. Адхократические организации……………………………………………..36
4.4. Сетевые структуры………………………………………………………….38
4.5. Виртуальные структуры……………………………………………………41
5. Корпоративные структуры………………………… ..………………………45
Заключение……………………..………………………………………………. 48
Библиографический список……………………… ..…..……………………….50

Вложенные файлы: 1 файл

Оранизационные структуры.docx

— 100.16 Кб (Скачать файл)

Преимущества партисипативного управления:

- изменения внедряются менее болезненно, сотрудники понимают смысл перемен и поддерживают их;

- противоречия между руководителями и подчиненными не носят выраженного характера, коллектив воспринимает себя командой.

Такой стиль управления направлен на раскрепощение творческой активности работника, каждый человек может проявить себя и свои знания, выдвигая то или иное предложение для решения конкретной задачи. Руководитель здесь является координатором группового процесса, обеспечивает обсуждение наиболее важных проблем с разных сторон. Он не пытается навязать свое мнение и стремится к конструктивном диалогу с группой.

При правильно организованной работе участие в управлении повышает качество принимаемых решений. Рассматривается  большее количество альтернатив, привносится  больше опыта в обсуждении, появляется больше идей. В партисипативном управлении многое построено на важности повышения командного взаимодействия. Каждый сотрудник заинтересован в участии в управлении и в получении компанией большей прибыли.

Партисипативных подход у управлению имеет и свои недостатки:

- большие затраты рабочего времени на обсуждения, но никаких изменений в текущей деятельности не происходит;

- участие в различных группах не вызывает интереса у рядовых работников;

- затягивается принятие решений  – затраты времени на выяснение недостающей информации;

- по некоторым вопросам подчиненные не имеют достаточной компетентности для принятия решений, поэтому принимаемые решения могут быть ошибочными;

- при выборе альтернативы сотрудники могут сознательно блокировать невыгодные им решения;

Партисипативные структуры трудно перестраивать. Требуется время, чтобы члены группы притерлись друг к другу и начали продуктивно работать. Если в компанию приходит новый руководитель, со своим видением ситуации и идеями, не во всем совпадающими с мнений коллектива, то могут начаться противоречия, конфликтные ситуации.

Партисипативные типы структур могут  используются в различного рода организациях независимо от их размера и отраслевой принадлежности. Они могут распространяться только на часть или отдельный  уровень в организации, а могут охватывать и на всю организацию. Однако, наибольший результат дает использование партисипативного подхода в организациях, занимающихся научной, исследовательской, инновационной, консультатив-ной деятельностью.

 

4.3. Адхократические организации

 

Идея формирования эдхократической  организации зародилась еще в  середине ХХ века в американской компании Хьюлетт-Паккард.

Термин «адхократия» дословно означает – власть знаний, компетенции.

Современный экономический словарь  дает следующее определение термину  «адхократия» - «организационные формы, подразделения, занимающиеся новыми для фирмы вопросами и являющиеся, как правило, временными; носят различные названия: рабочие, экспертные, целевые группы, рабочие центры, штабы, команды и т. п. Эти подразделения обычно не указываются в схеме организационной структуры компании»12.

В адхократических организациях жесткая структура как таковая отсутствует, она постоянно меняется в зависимости от стоящих задач. В каждый конкретный момент структура закреплена, но если рассматривать более длительную перспективу, то структура «плавает».

Ключевым параметром адхократической организации является компетентность. Это особенно важно для отраслей в области высоких технологий, там, где знания устаревают особенно быстро. Адхократический тип организации предоставляет высокую степень свободы действий работникам, использует их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы. В такой организации человек испытывает сильное давление извне, потому что работает в постоянно меняющемся окружении и не может пользоваться шаблонными схемами. Обычно в таких организациях сильно развито командное начало. Поддержка коллег, возможность обсудить вопрос и вместе найти нестандартное решение позволяет работникам чувствовать себя более защищенными.

Власть в адхократической организации основана на знаниях и компетентности, способности справляться с новыми задачами. Цели чаще определяются исходя из требований изменяющейся внешней среды. Практически каждый сотрудник в разных условиях может играть роль лидера и руководителя. Такое лидерство может быть формально закреплено (формируется проектная группа), а может и не закрепляться (под разовую небольшую задачу). Основной упор делается на горизонтальные связи и неформальные отношения. Карьера сотрудника происходит не ввысь, а вглубь. Сотрудник может занять ведущее место не зависимо от стажа работы, а исходя из уровня профессионализма и способности решать поставленные задачи. Отношения «начальник – подчиненный»  строятся на совместном обсуждении и принятии решений, руководитель и подчиненный взаимодействуют как коллеги.

Такая структура обладает большой  гибкостью, но при наличии нескольких целевых программ или проектов приводит к дроблению ресурсов и заметно  усложняет поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации как единого  целого.

Наиболее подходит такой тип организаций для небольших научно-исследовательских центров, инновационных и консалтинговых фирм. Именно организации этих отраслей вынуждены очень часто меняться, постоянно адаптируясь к изменениям среды.

 

4.4. Сетевые структуры

 

Сетевыми называются организации, в которых установлены рыночные отношения между основными звеньями, начиная от поставок сырья и кончая реализацией готовой продукции. Развитие сетевых организаций началось в 1980-х годах, когда международная конкуренция и быстрые технологические изменения вызвали масштабную реструктуризацию во всех отраслях. Сетевые организации можно считать развитием идеи матричных организаций, в которых наряду с функциональным принципом организационной структуры использовался и свободный принцип формирования внутри организации команд для реализации проектов.

Одними из наиболее распространенных видов реализации идеи сетевой организации являются предпринимательские организации  и организации,

ориентированные  на рынок.

Организация, ориентированная  на рынок, — это тип организации, быстро адаптирующийся к изменениям на рынках сбыта, для которой основным ресурсом становится система управления, обеспечивающая качественное выполнение полученного заказа, включая сквозное планирование и единую информационную систему.   Основная роль руководства организации состоит в том, чтобы обеспечить деятельность подразделений, работающих с потребителем непосредственно. Основными качествами такой организации являются гибкость, адаптивность, эффективное использование инноваций.

Существует несколько  видов сетевых организаций:

- сетевая организация при осуществлении крупных проектов. Работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля (строительные и промышленные проекты, издательское дело);

- сетевая организация  в районах с малыми производственными фирмами;

- ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему;

-  стратегические союзы. Союзы этого вида распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе.

Некоторые сети объединяют поставщиков, производителей и органы по реализации продукции, между которыми устанавливаются долгосрочные стабильные отношения. Другие сети гораздо более динамичны, компоненты ценностной цепи соединяются на контрактной основе в интересах реализации проекта или производства продукции, а затем распадаются, чтобы стать частью новой ценностной цепи для следующего предпринимательского проекта. Поскольку любые функции реализуются на контрактной основе, то можно легко заменить поставщиков, вследствие чего у компании с сетевой структурой снижаются издержки. «Сетевая организация включает в себя элементы специализации функциональной формы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов, характерную для матричной организации»13.

По типу сетевой организации можно выделить стабильную, внутреннюю и динамичную сеть.

Стабильная сеть по своей форме близка к функциональной организации. Она разработана для  обслуживания предсказуемого рынка  путем объединения подразделений фирмы в соответствии с заданной продуктовой ценностной цепью. Стабильная сеть замещает ряд компонентов фирмы, каждый из которых тесно связан с ее ядром конкретными соглашениями. Каждый компонент поддерживает свою конкурентоспособность посредством обслуживания клиентов вне сети.

Логика внутренней сети, или внутреннего рынка, требует  создания рыночной экономики внутри фирмы. В ней организационные единицы продают и покупают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на рынке. Цель внутренней сети, как и ее предшественника — матричной формы, состоит в получении конкурентных преимуществ путем предоставления широкой предпринимательской свободы подразделениям фирм, нацеленным на конечный результат.

Динамичная сеть связана с дивизиональной формой организации, которая делает акцент на адаптивности путем ориентации независимых подразделений на отдельные, но связанные рынки. Независимые фирмы объединяются для однократного производства товара или услуг.

Переход к сетевой структуре происходит постепенно, т. е. традиционная иерархия последовательно замещается на структуры  прямого сотрудничества, в которых постепенно вытесняются бюрократические отношения14. При этом существенно меняется роль менеджеров. В сетевой структуре все менеджеры оказываются практически в равных условиях, иерархия исчезает. Происходит отмирание большей части контрольно-распорядительных функций менеджеров. Вместо них появляются функции, связанные с лидерством в данном коллективе - подбор команды, организация совместной работы, обучение, а также представительские функции. По мере развития новейших информационных технологий, средств телекоммуникаций сетевые структуры постепенно трансформируются в новый вид – виртуальные структуры.

4.5. Виртуальные структуры

Благодаря последним достижениям в области обработки информации, организационной динамики и развития производственных систем, появился новый вид продукции, получивший название виртуальной. Выпуск такой продукции становится доступным в любое время, в любом месте и в бесчисленном количестве вариантов моделей и форматов. Идеальный виртуальный продукт — это то, что производится моментально и адресно, по требованию заказчика. Общей чертой этой продукции является то, что она оплачивается потребителем мгновенно.

 Виртуальный продукт (как физический продукт, так и услуги) существует даже до того, как он произведен. Его концепция, дизайн и изготовление сохраняется в памяти работников, программах компьютеров и гибких производственных линий. Другая отличительная особенность виртуальной продукции - возрастание роли потребителя как сопроизводителя продукции. Для того чтобы создавать виртуальную продукцию, компания должна полностью перестроить свою деятельность, уметь контролировать все более сложные виды информации и осваивать новые организационные и производственные навыки.

Виртуальные организации представляют собой сеть делового сотрудничества, которая включает основной бизнес организации, ее внешнее окружение (поставщиков, потребителей). Их деятельность координируется и объединяется с помощью современных информационных технологий15. Информационные технологии совместно с сетевыми структурами во многом обеспечили формирование виртуальных организаций, они сделали принципиально не обязательным физическое наличие менеджеров на рабочих местах. Виртуальные коллективы группируют людей по мере возникновения необходимости в создании определенной стоимости для удовлетворения специфических потребностей.

Виртуальная организация имеет свои отличительные  черты:

- осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;

- взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение собственностью;

- образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности;

- частичная интеграция с материнской компанией и сохранение отношений совместной собственности до тех пор, пока это считается выгодным;

- договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

Виртуальная корпорация является в  основном совместной собственностью и стратегическим альянсом, связывающим воедино специфические цели и скоординированные усилия всех входящих в нее организаций. Базовая цель виртуальной корпорации — объединение ключевых технологий и компетенции для того, чтобы наиболее полно удовлетворить спрос на потребительском рынке. Группы работников, объединенные с помощью компьютерных сетей, способны участвовать в едином производственном процессе, не только находясь в одном месте, но и одновременно в разных местах, разбросанных по всему миру.

Виртуальные организации заключают субконтракты с внешними структурами для того, чтобы использовать преимущества организаций малых размеров, их гибкость и адаптивность. Внешних контрактов заключается так много, что они становятся каркасом организации. Это и определяет ее основное качество - широкое распределение в пространстве и во времени. Виртуальная организация благодаря информационным технологиям и телекоммуникациям может распространяться по всему миру. Это создает условия для работы в реальном масштабе времени, позволяет мгновенно преодолевать огромные расстояния, устанавливая связь с нужными работниками в заданное время, в любом месте их нахождения. Виртуальные организации обеспечивают серьезные конкурентные преимущества за счет существенного снижения затрат на основные и оборотные средства.

Информация о работе Оргструктуры в менеджменте