Основные меры по борьбе с коррупцией и пути решения проблем в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Коррупция стала одним из наиболее опасных явлений для общества и государства в последнее десятилетие. По этому вопросу в мире опубликовано огромное количество фундаментальных научных исследований, множество публицистических книг и статей; проведены сотни международных и региональных конференций, симпозиумов, семинаров, «круглых столов», парламентских слушаний; разработаны и приняты международные и региональные договоры, соглашения, рекомендации о мерах предупреждения коррупции и борьбы с ней. По проблемам коррупции подготовлены и защищены кандидатские и докторские диссертации.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Коррупция: понятие и предпосылки возникновения
1.1. понятие: социально-экономические и правовые аспекты
1.2. предпосылки возникновения коррупции
4
4
5
Глава 2. Основные меры по борьбе с коррупцией и пути решения проблем в Российской Федерации
2.1. организации, занимающиеся противодействием и борьбой с коррупцией
2.2. пути решения проблемы коррупции в системе государственной службы

10
10
15
Заключение
21
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Коррупция в системе гос управления.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

-доведение до  сведения широкой общественности  и правоохранительных органов  государственной власти, через средства  массовой информации и общественные  запросы в контролирующие органы  государственной власти, выявленных случаев коррупции и других правонарушений;

-исследование  конъюнктуры рынка и выявление  общественного мнения; - информирование  общества о принятых решениях  правоохранительных и иных органов  государственной власти по факту  выявления коррупции и других правонарушений; - проведение социологических опросов;

Генеральная прокуратура  Российской Федерации

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов  прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН  против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут  наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства  и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.

К компетенции  управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

В состав управления входят отдел по надзору за соблюдением  федерального законодательства и отдел  по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а также организационно-методическая группа.

Основные направления  деятельности этих подразделений можно  разбить на следующие группы:

-выявление коррупционных  проявлений и проведение по  ним соответствующих проверок;

-надзор за  соблюдением законности при осуществлении  оперативно-розыскной деятельности  по делам коррупционной направленности;

-осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;

-поддержание государственного  обвинения в стадии судебного  производства по таким уголовным  делам; 

-участие в международном сотрудничестве  с антикоррупционными и иными структурами других стран;

-мониторинг и анализ исполнения  законодательства о борьбе с  коррупцией и выработка предложений  по его совершенствованию.

Несомненно, роль общественных организаций, которые, собирая весь свой потенциал, проводят антикоррупционную борьбу, очень значительна. Оказание общественной поддержки и помощи гражданам и организациям по защите их прав, свобод и законных интересов, формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания граждан, содействие выявлению случаев коррупции и злоупотребления служебным положением должностных лиц государственных и иных организаций и служб и т.д. – все это направлено на выработку конкретных предложений, направленных на создание эффективной схемы взаимодействия власти и гражданских институтов в деле борьбы с коррупцией.

 

 

 

2.2.Пути решения проблемы коррупции  в системе государственной службы

 

Выявление факторов, влияющих на коррупционное  поведение государственных служащих, а также изучение личности данной категории преступников выступает необходимым условием целенаправленной борьбы с опасными, подрывающими авторитет власти преступлениями. Борьба с коррупцией государственных служащих не может быть сведена только к выявлению и наказанию виновных. Акцент, прежде всего, должен быть сделан на разработке и осуществлении системы мер упреждающего характера.

Особый интерес к предупреждению коррупции вызван двумя главными обстоятельствами: во-первых, практической потребностью в том, чтобы весь механизм предупреждения коррупции работал  эффективнее, а предупредительные меры использовались в полной мере; во-вторых, расширением возможности научных исследований в данной сфере. Наряду с этим усиливается стремление науки и практики к изучению предупреждения коррупции «в действии», когда оно выступает не просто в качестве тех или иных теоретических положений, но и конкретный, специфический вид деятельности.

Рассмотрение проблемы предупреждения коррупции, совершаемой государственными служащими, тесно связано с особенностями  рассматриваемых субъектов. В этой связи противостоять этим набирающим силу негативным явлениям с помощью стандартных, апробированных ранее методов борьбы практически невозможно. Мировой опыт показывает, что разовые, пусть даже очень жестокие меры бесперспективны.

Борьба с коррупцией должна отвечать всем требованиям борьбы с преступностью. Общую организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на:

а) постоянном анализе изменений  коррупции и её причин;

б) определении стратегии и тактике  борьбы с ней с учётом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

в) основе федерального закона, а не подзаконных актов, так как, во-первых, неизбежные ограничения ряда прав служащих (при предоставлении декларации о доходах, ограничении совместительства и т.п.) могут в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом необходимо обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;

г) разработке целевых взаимоувязанных  программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и её субъектах, причём реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;

д) координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России (через Совет  Безопасности) и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции Генеральным прокурором России;

е) специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;

ж) использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);

з) систематической оценке результатов  работы и корректировки мер.

Немаловажную роль в противодействии  коррупции играет предупреждение. В  плане общего предупреждения необходимо исключать использование коррупции как средства становления и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры новых отношений, а также пресекать отмывание, приумножение криминальных капиталов.

19 мая 2008 года Президент Российской Федерации подписывает Указ «О мерах по противодействию коррупции», которым был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В данный Совет вошли 19 человек, среди которых: Президент Российской Федерации, руководители некоторых силовых ведомств, председатели высших судов Российской Федерации, несколько помощников Президента по различным вопросам, несколько министров, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судах Российской Федерации, руководитель Администрации Президента, член Общественной палаты, руководитель Аппарата Правительства и Председатель счётной палаты.

Этот Указ установил, что основными  задачами Совета являются:

-подготовка предложений Президенту  Российской Федерации, касающихся  выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

-координация деятельности федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления  муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

-контроль за реализацией мероприятий  предусмотренных Национальным планом  противодействия коррупции.

Также этот Указ обязал председателя президиума Совета разработать и представить проект Национального плана противодействия коррупции.

Следующим важным этапом развития противодействия  коррупции было утверждение Президентом  Российской Федерации 31 июля 2008 года Национального  плана противодействия коррупции. Принятие данного документа является важным этапом развития противодействия коррупции. Так данный план предусматривает довольно широкий перечень мер направленных на борьбу с коррупцией. Сюда можно отнести:

-меры по законодательному обеспечению  противодействия коррупции;

-меры по совершенствованию государственного  управления в целях предупреждения  коррупции;

-меры по повышению профессионального  уровня юридических кадров и  правовому просвещёнию;

Так, основной мерой законодательного обеспечения противодействия коррупции является подготовка и внесение в Государственную Думу проекта закона «О противодействии коррупции», предусматривающего в частности:

а)определение понятий «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции»;

б) меры по профилактике коррупции, включающие в себя:

-специальные требования к лицам,  претендующим на замещёние должностей  государственных служащих;

-развитие института общественного  и парламентского контроля за  соблюдением антикоррупционного  законодательства;

-совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

-возложение на государственных  служащих обязанности уведомлять  о ставших им известных случаях  коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение их к  ответственности за невыполнение  данной обязанности;

в) определение основных направлений  государственной политики в сфере  противодействия коррупции, включающих в себя:

-совершенствование системы и  структуры государственных органов,  оптимизацию и конкретизацию  их полномочий;

-разработку системы мер, направленных на совершенствования порядка прохождения государственной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне;

-сокращение категорий лиц, в  отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий;

-введение антикоррупционных стандартов  направленных на предупреждение  коррупции;

-обеспечение справедливой и  равной для всех доступности  правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;

-развитие процедур досудебного  и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами  и государственными органами.

Национальный план, в законодательном  обеспечении противодействия коррупции, также предусматривает внесение изменений в ряд уже существующих законодательных актов.

Мерами по совершенствованию государственного управления предусматривается осуществление  комплекса мер, направленных на совершенствование  функционирования государственного аппарата и включающих в себя:

а) передачу части федеральных полномочий регионам при одновременном внедрении  системы оценки их работы и передачу части функций государственных  органов в негосударственный  сектор, а также изъятие у государственных  органов имущества, не используемого для реализации полномочий;

б) реализацию прав граждан на получение  достоверной информации, повышение  независимости средств массовой информации;

в) создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны  гражданского общества;

г) сокращение излишней численности  государственных служащих с одновременным  привлечением на государственную службу квалифицированных специалистов и  созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объемов  и результатов выполняемой работы;

д) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

Информация о работе Основные меры по борьбе с коррупцией и пути решения проблем в Российской Федерации