Основные направления совершенствования систем управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка основных направлений совершенствования системы управления персоналом в условиях рынка.
Цель позволила сформировать задачи, которые решались в работе:
Изучить теоретические основы управления персоналом.
Проанализировать систему управления персоналом в организации.
Разработать мероприятия по совершенствованию системы управлением персонала в органах местного самоуправления с целью развития территорий.

Содержание

Введение
5
Глава 1
Теоретические основы управления персоналом
9
1.1
Сущность основных понятий системы управления персоналом
9
1.2
Характеристика методов управления персоналом
16
1.3
Оценка эффективности управления персоналом
24
Глава 2
Анализ системы управления персоналом в организации
34
2.1
Краткая характеристика деятельности организации
34
2.2
Анализ состояния кадров в организации
43
2.3
Анализ основных проблем управления персоналом в организации

47
Глава 3
Основные направления совершенствования систем управления персоналом
52
3.1
Совершенствование структуры управления персоналом
52
3.2
Совершенствование системы мотивации персонала
56
3.3
Основные направления повышения эффективности процесса подготовки и переподготовки кадров

60

Заключение
67

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Управление персоналом.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

 Глава администрации муниципального района несет ответственность за деятельность структурных подразделений администрации муниципального района.

 В период  временного отсутствия главы  администрации муниципального района, его полномочия осуществляет заместитель главы администрации муниципального района. При этом полномочия главы администрации муниципального района осуществляются его заместителем в полном объеме, если иное не предусмотрено главой администрации муниципального района в распоряжении о назначении на исполнение обязанностей28.

Внутренние переменные организации

Организация представляет собой открытую социотехническую систему, целостность, состоящую из многочисленных взаимосвязанных, взаимозависимых внутренних переменных – факторов, тесно переплетающих  с внешним миром. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Основные переменные внутренней среды организации – это цели, структура, задачи, технология, люди.

Государственное учреждение должно удовлетворять потребности своих служащих, технических работников, посетителей, местное сообщество, в котором оно осуществляет свою деятельность, вышестоящие структуры и институты и себя самого.

Миссия детализирует статус организации, обеспечивает направление, служит руководителям  в качестве ориентира для определения целей, стратегий, принятие решений. Выбор слишком узкой цели может сузить возможности руководства находить альтернативы при принятии решений. Выбор слишком обширной миссии может повредить успеху организации.

Администрация Чухломского муниципального района


Рис. 1 Социо – техническая система организации

 Руководители  должны правильно выбрать и  сформулировать цели и миссию  организации, информировать о  них и стимулировать их осуществление  во всей организации. Большое  значение имеет связь между ценностями, которых придерживаются руководители, и обще фирменными ценностями. Ценности руководителей проявляются и реализуются через цели организации. Наши ценности формируются нашим опытом, образованием и социально-экономическим фоном.

Структура – это логические соотношения уровней управления и подразделений, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации, это инструмент повышения производительности совместного труда работников.

Задача менеджеров состоит в  том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, воздействующим на нее внутренним и внешним  факторам, продуктивно и целесообразно распределяет и направляет усилия работников, удовлетворяет потребности потребителей (клиентов).

На рисунке 2 представлена структура  аппарата главы муниципального района.


 

      


 

 


 

 

Рис. 2 Структура аппарата главы  Чухломского муниципального района

 

Внешнее окружение  организации все больше становиться  источником проблем для современных  руководителей. Организация является открытой системой, зависящей от внешнего мира. Значимость внешних факторов меняется от организации, от подразделения к подразделению в одной и той же организации.

Факторы внешнего окружения организации делятся  на две группы:

-факторы прямого воздействия, которые непосредственно влияют на организацию и испытывают на себе прямое ее влияние: законы и учреждения государственного регулирования, трудовые ресурсы, профсоюзы.

-факторы косвенного воздействия, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но, тем не менее, сказываются на ней: состояние экономики, рыночные факторы, научно-технический прогресс (технологические и технические изменения), социо-культурные и политические изменения, влияние международных факторов  событий.

Среда прямого воздействия

 

Законы и

 


 

Рис. 3 Факторы внешней среды организации

 

Администрация района осуществляет контроль и соблюдение на территории района положений настоящего Устава, принимаемых Собранием депутатов района нормативных актов, исполнением бюджета района, использованием средств внебюджетных фондов, программ развития района, над деятельностью Исполнительного комитета района и его руководителя. В случае выявления фактов нарушения органом местного самоуправления района и их должностями лицами законодательства, настоящего Устава и иных муниципальных правовых актов решением Собрания депутатов района, глава района из числа депутатов могут образовываться временные контрольные комиссии для проверки указанные фактов.

 


 






 

 

Рис. 4 Среда  косвенного воздействия

 

Должности муниципальной службы устанавливаются  главой Чухломского муниципального района в соответствии с реестром муниципальных должностей (Приложение 13) муниципальной. Муниципальные должности подразделяются:

1) муниципальные должности района - должности главы района, его первого заместителя, заместителя, управляющей делами, председателя избирательной комиссии района;

2) должности муниципальной службы  района – заведующие отделами, их заместители, главные и ведущие специалисты отделов.

Соотношение должностей муниципальной  службы района устанавливается законом  Костромской области.

Законом Костромской области «О муниципальной службе» муниципальные должности муниципальной службы в Костромской области подразделяются на следующие группы:

высшие муниципальные должности муниципальной службы (5 группа); главные муниципальные должности муниципальной службы (4 группа);

ведущие муниципальные должности  муниципальной службы (3 группа);

старшие муниципальные должности  муниципальной службы (2 группа);

младшие муниципальные должности  муниципальной службы (1группа).

Муниципальные должности муниципальной  службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у  муниципального служащего соответствующего профессионального образования.

Квалификационные требования по должностям муниципальной службы устанавливаются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу (опыту) работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам их применения, необходимым при исполнении должностных обязанностей.

Администрация района осуществляет контроль и соблюдение на территории района положений Устава, принимаемого Собранием депутатов района, нормативных актов, исполнением бюджета района, исполнением средств внебюджетных фондов, программ развития района.

Штатная структура администрации Чухломского муниципального района состоит из отделов администрации. Штатная численность составляет 42 человека. Все 42 отвечают квалификационным требованиям к муниципальным служащим по замещению муниципальных должностей.

Отделы: экономический, отдел капитального строительства и архитектуры, имущественных и земельных отношений, юридический, финансовый, культуры, молодежи и спорта, сельского хозяйства и архив.

2.2 Анализ состояния кадров в организации

Для кадров социальной работы, как и для персонала других сфер деятельности, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье, компетентность и профессионализм.

Требование здоровья обусловлено  тем, что социальная работа была и  остается одной из трудных в физическом и психологическом отношении. Здесь сталкиваются с самыми печальными сторонами человеческой жизни – старостью, инвалидностью, одиночеством, сиротством, немощностью и др.

Анализ состояния кадров в организации  включает в себя оценку по демографическим характеристикам (пол, возраст), по уровню образования работников, по степени заполненности вакантных рабочих мест в аппарате управления. Таким образом, представляется образ, показывающий наличие кадров по их количеству и дающий характеристику его качества.

Рассмотрим состояние кадров в  администрации Чухломского муниципального района. Это показано на рисунке 5.

Рис. 5 Состояние кадров в администрации

 

По характеру трудовых отношений  персонал организации подразделяется на обслуживающий персонал и служащих.

Служащие относятся к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно  умственным, интеллектуальным трудом. Они объединяются в несколько  групп. Это руководители, осуществляющие функции общего управления. Условно  их подразделяют на три уровня: высший (организации в целом) – глава и его заместители, средний (основных структурных подразделений) – начальники отделов.

К руководителям относят также  их заместителей и главных специалистов, в совокупности которые образуют администрацию, в состав которой включают отдельных лиц, не относящихся к руководству, но выполняющих вспомогательные управленческие функции (сотрудник отдела кадров) – 1человек.

Подгруппу служащих составляют специалисты. Специалистов организации можно  разделить на: функциональные специалисты управления, результатом деятельности которых являются управленческая информация (экономисты, бухгалтера, финансисты) – 7.

Служащие – технические специалисты (машинистки, операторы), выполняющие вспомогательные работы  в управленческом процессе – 1 человек.

К обслуживающему персоналу относятся (уборщики непроизводственных помещений, сторожи, водители транспорта, перевозящих  сотрудников.

Согласно таблице 1 численность  персонала на 2011 год сократилась  на 5 человек: из них руководители и специалисты. Неизменным осталось количество обслуживающего персонала.

 

 

 

Таблица 1

Среднесписочная численность

                                                                                                      человек

Персонал

Годы

2008

2009

2010

2011

Всего человек, в том числе

108

101

86

47

Руководителей

14

14

13

13

Специалистов

53

51

32

32

Служащих

4

0

8

1

Обслуживающий персонал

37

36

33

1


 

Квалификационный состав персонала  – показатель качеств уровня персонала  организации, определяется удельным весом в общей численности персонала должностей служащих с конкретными характеристиками в соответствии с документом «Тарифно – квалифицированные характеристики общеобразовательных должностей служащих и общеотраслевых профессий специалистов».

По степени квалификации специалистов принято разделять на следующие группы:

  1. Высококвалифицированные специалисты, окончившие высшие учебные заведения – 21 человек (2009 г. – 19 человек, 2010 г. – 14).
  2. Квалифицированные специалисты, окончившие средне – специальные учебные заведения – 31 человек (соответственно 30 и 19 человек).

Удельный вес квалифицированных  специалистов составляет в 2011 году около 60%, соответственно 60% за 2009, и 61% за 2010 год. Из этого следует, что удельный вес квалифицированных специалистов значительно не изменился.

Различия в степени квалифицированных  специалистов отражается в тарифной категории: более высокая категория  соответствует более высокой  квалификации. Тарификация специалистов – отнесение выполняемой деятельности к соответствующей категории производится с помощью тарифно – квалификационных справочников. Тарификационные категории специалистам устанавливаются специальной комиссией, в состав которой входят представители администрации и профсоюзов. В настоящее время в администрации в основном специалисты, имеющие категории: специалисты первой категории, ведущий специалист, главный специалист.

Служащих администрации можно  классифицировать по уровню образования (общему и специальному):

  1. Лица, имеющие высшее образование – 9 человек;
  2. Незаконченное высшее (более половины срока обучения) – 1 человек;
  3. Среднее специальное – 3 человека (5,3 человек);
  4. Среднее общее – нет(2009г. и в 2010г. – нет);
  5. Неполное среднее – нет;
  6. Начальное – нет;

Удельный вес квалифицированных  служащих – 100%; соответственно 100% в 2009 и 2010 годах, то есть количество работников в администрации, имеющих высшее и средне специальное образование увеличилось на 1%, и достигло максимального показателя. Рассматривая руководящие кадры администрации, видно, что среди руководства нет никого со средним образованием. Почти все сотрудники имеют высшее образование, и лишь трое средне специальное.

Информация о работе Основные направления совершенствования систем управления персоналом