Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа
Базой для многих современных теорий мотивации являются исследования американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). А. Маслоу предположил, что человек мотивируется удовлетворением серии потребностей, выстроенных в иерархическую пирамиду - пирамиду ценностей Маслоу.[1;2]
Мотивация является функцией управления персоналом, составной частью процесса управления.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы мотивации трудовой деятельности……….................5
1.1 Понятие и сущность мотивации трудовой деятельности.............................5
1.2 Основные теории мотивации трудовой деятельности...................................6
1.2.1 Содержательные теории мотивации.............................................................7
1.2.2 Процессуальные теории мотивации...........................................................11
2 Мотивирование трудовой деятельности на ЗАО «Орский мясокомбинат».16
2.1 Характеристика предприятия…………………………………….................16
2.2 Изучение трудовой мотивации работников предприятия...........................23
3 Разработка программы эффективной трудовой мотивации работников ЗАО «Орский мясокомбинат».......................................................................................26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
ЗАО «Орский мясокомбинат»
заслужило не только уважение покупателей,
но и отмечено наградами, благодарностями
от администрации города Орска, Министерства
сельского хозяйства, Департамента
агропромышленного комплекса
Ведущие специалисты предприятия постоянно разрабатывают новые виды продукции. Ежедневно проводятся дегустации для оценки вкусовых свойств продукции. Благодаря службе главного механика своевременно обслуживается и вводится в эксплуатацию новое оборудование. Строительная бригада ведёт работы по расширению производственных площадей и площадей для хранения и реализации продукции.
На предприятии существует компьютеризированный учёт производства и реализации продукции. Организация фирменной торговли, создание службы маркетинга и регулярное проведение рекламных акций позволяет быть ближе к потребителю.
Таблица 1 – Динамика основных
технико-экономических
Показатели |
2009г |
2010г |
2011г |
Отчетный год в % к базисному | |
Стоимость имущества организации, тыс.руб |
61528 |
69444 |
72555 |
+117 | |
Площадь территории предприятия,га |
52 |
52 |
52 |
- | |
Среднегодовая численность работников, чел |
916 |
1092 |
1121 |
+122 | |
Среднегодовая стоимость основных и оборотных средств, тыс.руб |
47397 |
67226 |
69722 |
+147 | |
Себестоимость продукции, тыс.руб |
345867,5 |
394058 |
412522 |
+119 | |
Размер производства |
1144339 |
1538277 |
2270145 |
+198 | |
Выручка, тыс.руб. |
387163,5 |
405547 |
522132 |
+34 | |
Рентабельность продукции,% |
1,12 |
1,02 |
1,27 |
+13 | |
Прибыль, тыс.руб |
6651 |
7282 |
9255 |
+139 | |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
6874,7 |
9034,2 |
10839,4 |
+157 |
Таблица 2 - Структура кадров предприятия за 2009-2011 гг
Показатель |
Структура |
Отчетный год в % к базисному | |||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Среднесписочная численность работников В том числе: |
916 |
100 |
1092 |
100 |
1121 |
100 |
+22 |
Руководители |
100 |
11 |
100 |
9,1 |
100 |
9,3 |
- |
Специалисты |
79 |
8 |
90 |
8,2 |
92 |
8,2 |
+16,4 |
Служащие |
12 |
1,3 |
18 |
1,6 |
20 |
1,7 |
+66 |
Рабочие |
725 |
79,1 |
884 |
80,9 |
904 |
80,6 |
+24 |
Результаты анализа показывают, что состав работников по категориям в ЗАО «Орский Мясокомбинат» в период с 2009 по 2011годы значительно изменился.
Как видно по данным таблицы среднесписочная численность работников увеличивается. В 2011г. по сравнению с 2009г. численность работников увеличилась на 22%, численность руководителей осталась неизменной , состав специалистов увеличился на 16,4%. В 2011 году по сравнению с 2009г. численность рабочих стала больше на 24%. Также увеличился состав служащих на 66%.
Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним рабочим за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени.
Таблица 3 - Использование трудовых ресурсов предприятия.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Отклонение 2010от 2009 года |
отклонение 2011 от 2010 года |
Среднесписочная численность работников (ЧР) |
991 |
1097 |
1121 |
+106 |
24 |
Отработано за год одним работником: |
|||||
-дней (Д) |
238,2 |
23 |
237,2 |
-0,2 |
-0,8 |
-часов (Ч) |
1879,3 |
1880 |
1888,1 |
0,7 |
8,1 |
Средняя продолжительность рабочего дня (П), ч. |
7,89 |
7,91 |
7,96 |
0,02 |
0,05 |
Фонд рабочего времени, ч-ч. |
171025,218 |
144958,66 |
141608,4 |
-26066,558 |
-3350,26 |
Как видно из таблицы , среднесписочная численность работников на предприятии увеличилась за 2009-2011 г. на на 22%. Это значительный показатель для предприятия и свидетельствует о том, что предприятие расширяет свою деятельность, привлекает новых работников и может обеспечить им удовлетворительные условия труда.
В структуре работников большая доля приходится на рабочие специальности, которая увеличилась за рассматриваемый период: в 2008 году по сравнению с 2009 годом — на 24%. Доля служащих за этот период увеличилась значительно больше — соответственно на 66%
Таблица 4- Состав и структура работников предприятия по возрасту.
Возрастные группы, лет |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
Числен-ность, чел |
Структура, % |
Числен-ность, чел |
Структура, % |
Числен-ность, чел |
Структура, % | |
18-30 30-40 40-50 Свыше50 Итого: |
82 235 360 23,9 916 |
8,9 25,6 39,3 26,1 100 |
189 293 370 240 1092 |
17,3 26,8 33,4 22 100 |
191 294 385 25,1 1121 |
17 26,2 34,3 22,3 100 |
Проанализировав данную таблицу можно сказать, что наибольшее количество работников ЗАО «Орский Мясокомбинат» в возрастной группе 40-50 лет, самая малочисленная возрастная группа 18-30 лет.
Таблица 5- Состав и структура работников уровню образования.
Уровень образования |
2009 г. |
2010г. |
2011 г. | |||
Численность, чел |
Структура, % |
Численность, чел |
Структура, % |
Численность, чел |
Структура, % | |
Высшее |
116 |
12,7 |
120 |
10,9 |
201 |
17,9 |
Среднее |
260 |
28,3 |
300 |
27,5 |
318 |
28,4 |
Среднее специальное |
331 |
36,1 |
335 |
30,7 |
420 |
38,1 |
Неполное среднее |
159 |
17,4 |
155 |
14,2 |
158 |
14,1 |
Начальное профессиональное |
25 |
2,7 |
25 |
2,2 |
24 |
2,1 |
Итого |
916 |
100 |
1092 |
100 |
1121 |
100 |
По результат таблицы можно сделать вывод, что высшее образование в ЗАО «Орский Мясокомбинат» в 2011 году имеют 17%, это незначительно больше чем в 2009 году. Среднее образование имеет 28,4%, среднее специальное образование - 38,1%. Таким образом, большая часть имеет среднее или среднее специальное. Этого вполне достаточно. Хотелось бы чтобы доля высшего образования увеличилась, для этого руководство должно проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.
Таблица 6- Динамика показателей движения рабочей силы.
Показатели |
2009 г. |
2010г. |
2011 г. |
2011г. в % к 2009 г. |
Среднесписочная численность, чел. |
916 |
1092 |
1121 |
+122 |
Принято за год, чел. |
60 |
190 |
20 |
-33 |
Уволено за год, чел. в том числе: за нарушение трудовой дисциплины |
20
- |
24
- |
9
- |
-45 |
Коэффициенты: - оборота по приему - оборота по выбытию |
0,06 0,02 |
0,17 0,22 |
0,02 0,01 |
-33 -50 |
Коэффициент по приему в 2010 году самый высокий, это объясняется большим количеством принятого персонала, в связи с возросшими потребностями управления в персонале, а в 2011году и 2009 году ниже. Коэффициент выбытия с 2009 года по 2011 год сократился.
2.2 Изучение трудовой
мотивации работников
Рассмотрим применение теории мотивации на предприятии ЗАО «Орский мясокомбинат».
Для управления персоналом ЗАО «Орский мясокомбинат» применяют методы.
Административно - организационные методы управления:
· регулирование взаимоотношений
сотрудников посредством
· использование властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении текущей деятельностью предприятия.
Экономические методы управления:
· материальное стимулирование
труда работников: премиальные по
результатам труда, использование
для отдельных категорий
Социально-психологические методы управления:
· развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартов обслуживания, ведения корпоративной рекламы, широкого использования логотипов компании, обеспечения сотрудников фирменной рабочей одеждой;
· стимулирование труда работников посредством предоставления социальных гарантий, организации праздников для сотрудников и их детей.
Основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные методы стимулирования. Предприятие использует оплату труда как важнейшее средство стимулирования добросовестной работы.
С начала 2006 года руководство организации приняло решение ввести премиальную систему оплаты труда работников и уменьшить окладную часть. Результаты показали: индивидуальную активность работников, итогом чего стало более рациональное формирование коллектива, сокращение работников, не соответствующих требованиям занимаемой должности и выплата премий с конкретных сумм продаж.
Индивидуальные заработки работников фирмы определяются их личным трудовым вкладом, качеством труда, результатами производственно-хозяйственной деятельности и максимальным размером не ограничиваются. В качестве базы используется тарифная система оплаты труда.
Заработная плата работников складывается из:
· должностного оклада;
· доплат;
· премий;
Заработная плата
Должностные оклады руководителям, специалистам и служащим устанавливаются генеральным директором комбината на основе штатного расписания в соответствии с должностью и квалификацией работника.
При оплате труда рабочих применяется:
· повременная оплата, согласно окладам, утвержденных в штатном расписании, размер которых зависит от сложности выполняемой работы;
· сдельная оплата труда за фактически выполненную работу.
Среди методов социально-
Информация о работе Основные теории мотивации трудовой деятельности