Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:51, курсовая работа
Проблема повышения конкурентоспособности предприятия является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе. Конкуренция является очень тонким и гибким механизмом. Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.
Объект исследования - конкурентоспособность и конкуренция предприятий - многогранная стратегия современного предприятия. Предмет - конкуренция и конкурентоспособность в бизнесе.
Цель данной курсовой работы работы - изучить теоретические основы и принципы совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне.
Введение………………………………………………………………………….
1.Теория проблемы………………………………………………………………
2.Конкуренция как основная сила развития предприятия………………….
3.Конкурентоспособность предприятий на современном этапе……………
4.Виды стратегий……………………………………………………………….
5.Факторы, влияющие на выбор стратегии повышения конкурентоспособности предприятия…………………………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………
Прежде всего, нужно заняться профессиональной подготовкой своего персонала. Особое внимание здесь следует уделить изучению дисциплин по стандартам, регламентам, сертификатам и пр. Далее необходимо выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Подобные системы менеджмента качества должны охватывать не только производственную, но и финансовую деятельность предприятия. Наконец, нужно сделать прозрачную систему финансовой отчетности. В современном экономическом мире конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
Чтобы определить первоочередные меры по реформированию предприятия, следует определить причины потери его конкурентоспособности.
Существуют и другие важные требования, выполнение которых повышает конкурентоспособность, а именно - рост качества и снижение цены продукции независимо от того, где эта продукция продается - на отечественном или внешнем рынках. Во многом на цену товара или услуги сейчас влияет стоимость обязательной или добровольной международной сертификации.
Далее конкурентоспособность
менеджмента и продукции
И наконец, идеальное предприятие должно осуществлять полноценный бухгалтерский учет и внешний аудит своей финансовой деятельности, в соответствии с требованиями стандартов финансовой отчетности.
Что касается конкурентного поведения рыночных субъектов, то существует несколько их типов:
• креативное - поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
• приспособленческое
- учитывающее инновационные
• обеспечивающее - поведение, направленное на сохранение позиций.
На характер принимаемых решений оказывает влияние большое количество факторов. И главное даже не в количестве, а скорее в непредсказуемости большинства из них. Поведение конкурентов, например, часто выходит за рамки традиционных схем. Ситуация усложняется тем, что система управления маркетингом функционирует в реальном масштабе времени».
С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.
Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.
В современной
экономике особое значение имеет
конкуренция, начинающаяся задолго
до появления товара на рынке. Предприниматели
могут бороться за приобретение сырья,
материалов или оборудования по более
низкой цене, за наиболее удачное расположение
своих предприятий, за лучшие кадры и т.д.
Так появилась внутрифирменная конкуренция
в части улучшения качества продукта,
снижения производственных издержек в
рамках одной фирмы.
В зависимости от способа поведения фирмы
на рынке выделяют ценовую и неценовую
конкуренцию.
Ценовая конкуренция - борьба между производителями
за получение дополнительной прибыли
посредством уменьшения издержек производства
и снижения цен на продукцию без изменения
ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция
проявляется в использовании демпинга
(продажа по ценам ниже себестоимости),
ценовой дискриминации (предоставлении
одного и того же товара по разным ценам
для разных групп населения), лизинга (долгосрочного
договора аренды), дифференциации качества
товара при одной и той же цене и другого.
Неценовая конкуренция - это борьба между
субъектами рынка на основе технического
превосходства, высокого качества и надежности
изделий, более эффективных методов сбыта,
использования маркетинга, расширения
видов предоставляемых услуг и гарантий
покупателям, улучшения условий оплаты,
других приемов [8,С.69].
Конкуренция сильно зависит от количества
производителей-продавцов и покупателей.
В экономической теории различают совершенную
и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция означает такое
состояние экономической системы, когда
влияние каждого участника экономического
процесса на общую ситуацию настолько
мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.
Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка и включает следующие виды:
Формы конкуренции
и типы их рыночных структур показаны в таблице
1.
Таблица 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Виды стратегий
Особенностью современных условий планирования для предприятия является поиск путей, направленных на создание конкурентного преимущества с целью выживания в неблагоприятных внешних условиях.
«К успеху в условиях жесткой конкурентной борьбы могут привести следование одной из рыночных стратегий функционирования: а) стратегия лидерства в снижении издержек; б) стратегия дифференциации; в) стратегия фокусирования».
Рассмотрим следующие основные виды конкурентных стратегий:
Стратегия лидерства в снижении издержек - ориентирует организацию на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных издержках. Реализация такой стратегии на практике осложняется рядом обстоятельств, в частности, инфляцией, обесценивающей получаемую прибыль, отсутствием однозначной связи в современных условиях между ростом масштабов деятельности и снижением затрат, невозможностью зачастую быстро переориентировать массовое производство следствие его инерционности, привлекательностью стратегии для конкурентов.
Суть стратегии дифференциации состоит в концентрации предприятия своих усилий в нескольких приоритетных направлениях, где оно пытается достичь превосходства над другими. Поскольку эти направления могут быть самыми разнообразными, то вариантов такой стратегии на практике существует бесконечное множество. В то же время дифференциация обычно связана со значительными затратами, поэтому даже при ориентации на нее предыдущая стратегия полностью не отбрасывается.
Стратегия фокусирования основывается на выборе какого-то из сегментов отраслевого рынка и достижении на нем безусловных конкурентных преимуществ путем реализации одной из двух описанных выше стратегий. Эти преимущества можно потерять вследствие высоких затрат, недостаточной дифференциации деятельности или продукта, а также возможности легкого проникновения в этот сегмент конкурентов.
Предприятие не сумевшее направить свою стратегию по одному из этих направлений, оказывается уязвимым в стратегическом отношении, испытывая нехватку инвестиций, сокращая масштабы своей деятельности.
Не менее важным в условиях выживания является необходимость следования предприятия маркетинговым стратегиям. Можно выделить четыре основных вида маркетинговых стратегий: недифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг, сегментация товара, дифференциация товара.
Недифференцированный
При концентрированном маркетинге предприятие концентрирует свою деятельность на одном сегменте рынка. Преимущества: вследствие значительных масштабов производства затраты на производство товаров и рекламу сокращены (но в меньшей степени, чем при недифференцированном маркетинге). Недостатки: как и в случае недифференцированного маркетинга, отсутствует распределение риска.
Сегментация товара включает такие характеристики, как различная номенклатура товаров, имеющая дивергентный характер. Компания производит разные виды товаров, каждый из которых направлен на удовлетворение соответствующего сегмента рынка со своими условиями конъюнктуры. Преимущества: широкая зона охвата рынка, высокая степень распределения риска. Недостатки: издержки на производство товарной единицы, большие расходы на рекламу.
Дифференциация товара - единообразная, стандартизированная, однородная номенклатура товаров с «псевдодифференциацией». Эта стратегия предполагает ряд характерных моментов:
компания производит в основном один и тот же товар, но с небольшими изменениями (например, с разной маркировкой, цветом и т.п.), в том числе в организации сбыта (в соответствии с сегментами рынка);
компания производит один и тот же товар, но с изменениями в области организации его сбыта. Преимущества: издержки на производство товарной единицы невысоки, большая доля охвата рынка. Недостатки: поскольку преимущества продукции могут не соответствовать действительности, покупатели могут менять одну марку товара на другую, стремясь получить выгоду. Успех стратегии зависит от того, насколько потребитель верит, что объявляемые преимущества реальны.
Для реализации
маркетинговых стратегий
Стратегии коммуникации и стимулирования разрабатываются специалистом по планированию, работающим вместе с представителем предприятия, который будет отвечать за реализацию данного проекта. Эти специалисты изучают все аспекты товара, рынка, каналов сбыта, задание по прибыли и фонд ассигнований на рекламу товара; составляют план рекламной кампании.
Состав комплекса стимулирования во многом зависит от того, какой стратегией обеспечения продаж пользуется фирма - стратегией проталкивания товара или стратегией привлечения к товару.
Стратегия проталкивания товара предполагает использование торгового персонала и стимулирования сферы торговли для проталкивания товара по каналам товародвижения. Производитель агрессивно навязывает товар оптовикам, оптовики агрессивно навязывают товар розничным торговцам, а розничные торговцы его покупателям.
Информация о работе Основные факторы конкуренции на современных рынках