Основные формы развития человеческих ресурсов и их взаимосвязь с кадровой политикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 12:52, реферат

Краткое описание

Управление на российских предприятиях в условиях реформирования претерпевает довольно сложные и не всегда однозначные изменения. По-прежнему сильны традиции и подходы кадровой политики, существовавшие ещё в советские времена, когда отделы кадров были в числе структур, отвечавших за работу с людьми: её реальными центрами были производственные службы и руководящие органы общественно-политических организаций (партком, профком, комитет комсомола). А в 1990-х годах управление кадрами в организациях стало трансформироваться: кадровые службы начали переименовываться в «службы управления персоналом». В настоящее время конкуренция переходит в кадровую плоскость.

Содержание

Введение
История развития управления человеческими ресурсами
Основные понятия, сущность, цели и задачи
Развитие человеческих ресурсов
1.3. Место человеческих ресурсов в управлении организацией
2. Общие принципы разработки стратегии управления
2.1. Управление человеческими ресурсами компании
3. Основные подходы к определению кадровой политики
3.1. Этапы построения кадровой политики
Заключение
Библиографический список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат кадровая политика.docx

— 74.07 Кб (Скачать файл)

Традиционно различают две группы принципов построения системы управления персоналом в организации: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом, которые основываются на принципах изучения личности.

К первой группе принципов относятся: научность, использование достижений научных дисциплин, имеющих своим объектом человека, социальные общности, организации, труд.

Ко второй группе принципов относятся:

- системность в восприятии  объектов исследования, управления  и факторов, влияющих на их поведение;

- гуманизм, основывающийся  на индивидуальном подходе, восприятии  персонала как главного достояния  организации, а каждого работника - как уникальной личности с большим потенциалом;

- профессионализм, предполагающий  у работников служб Управления  персоналом наличие адекватного  образования, опыта и контекстуальных  навыков, позволяющих эффективно  управлять персоналом организации.

Основная цель системы управления человеческими ресурсами организации заключается, на наш взгляд, в формировании и развитии кадрового потенциала, способствующего реализации экономической цели организации.

Таким образом, важнейшими задачами управления человеческими ресурсами являются: эффективное их использование; обеспечение максимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава персонала в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда; обеспечение ценностных ориентаций персонала, способствующих достижению цели организации; работа с информацией о персонале на уровне, позволяющем получать своевременную и качественную информацию для анализа ситуации и принятия решения; организация системы стимулирования персонала, способствующей поддержанию заинтересованности работников в результатах труда, которые реализуются через кадровые службы организации.

В условиях рыночной экономики основным фактором конкурентоспособности организации, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, т.е. уровень профессионализма и творчество работников.

Образованный профессионал, творческая личность обладает, как правило, высоким уровнем самооценки, требует от руководителей уважительного к себе отношения, не допускает дискриминации, чувствует себя с руководством «на равных». Управлять такими работниками старыми методами, видя в людях только исполнителей руководящей воли, не учитывая их уникальности, уже невозможно. Перед руководителями появляется ряд проблем, а именно: во-первых, очень часто уровень развития профессионализма и интеллекта у работников выше, чем у руководителя; во - вторых, имея высококвалифицированных специалистов необходимо иметь средства для соответствующей мотивации. Поэтому в настоящее время значительно повышаются требования к управлению человеческими ресурсами.

При управлении людскими ресурсами используется ряд категорий, таких, как «управление человеческими ресурсами», «управление персоналом», «кадровый менеджмент», «управление коллективом» и т.д.

Понятие «кадровый менеджмент» тесно связано с рядом других родственных категорий, прежде всего с понятием «управление», нередко их употребляют как синонимы. Однако «управление» отражает регулирование системы в соответствии с определенными целями и является более широким по содержанию: оно включает не только руководство людьми, но и управление финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами.

В состав категории «кадровый менеджмент» входит микроэкономическая категория - «менеджмент», которая означает управление предприятием в условиях рынка. Соответственно «менеджер» - руководитель рыночного предприятия.

Уточняя сущность экономической категории «человеческие ресурсы» отметим, что в отечественных и зарубежных исследованиях под человеческими ресурсами понимаются ресурсы труда, которые в рыночной экономике являются важнейшим фактором производства.

Трудовые услуги, предлагаемые людьми на рынке, рассматриваются в качестве человеческих ресурсов тогда, когда речь идет об их взаимодействии и взаимозаменяемости с другими видами ресурсов (природными, материальными, финансовыми) и их использование на конкурентном рынке факторов производства.

Человеческие ресурсы - категория, характеризующая с качественной содержательной стороны весь персонал организации, рабочую силу, или людские ресурсы отрасли, региона, территории, страны в целом.

Персона - лицо, личность, особа. Определение понятия «персонал», по мнению многих современных ученых и практиков, отражает изменение восприятия людей на производстве, тенденцию к переходу от ресурсного, потребительского отношения к работникам к гуманистическому, к восприятию персонала как главного достояния организации в силу уникальности его качеств и безграничности возможностей.

Система управления персоналом - это управление живым трудом, людьми, наиболее сложным и перспективным, потенциально неисчерпаемым ресурсом предприятия, в решающей степени определяющим эффективность деятельности, конкурентоспособность и выживаемость организации.

Основные направления деятельности по управлению персоналом в организациях осуществляются на основе кадровой политики, которая обосновывает необходимость использования на практике тех или иных конкретных методов набора, расстановки и использования персонала, но не занимается детальным анализом их содержания и спецификой проведения практической работы с сотрудниками.

В условиях рыночной экономики традиционно различают следующие типы кадровой политики:

1. Пассивная кадровая  политика - у руководства организации  отсутствует четко выраженная  программа действий в отношении  персонала, и в условиях кризиса  в организации кадровая работа  сводится в лучшем случае к  ликвидации негативных последствий. Кадровая служба не имеет прогноза  кадровых потребностей и не  располагает средствами оценки персонала.

2. Реактивная кадровая  политика - руководство организации  осуществляет контроль за симптомами  кризисной ситуации (возникновение  конфликтов, отсутствие достаточно  квалифицированной рабочей силы  для решения задач, отсутствие  мотивации к высокопроизводительному  труду) и предпринимает меры по локализации кризиса.

3. Превентивная кадровая  политика - руководство организации  имеет обоснованные прогнозы  развития ситуации, однако не  имеет средств для влияния  на нее. Кадровая служба организации  не только располагает средствами  диагностики персонала, но и прогнозирует  кадровую ситуацию на среднесрочный период.

4. Активная (рациональная) кадровая  политика - руководство организации  имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз  развития ситуации, а также средства  влияния на нее. Кадровая служба  организации располагает не только  средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой  ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды.

4.1. Авантюристическая кадровая  политика (разновидность активной) - руководство организации не  имеет качественного диагноза, обоснованного  прогноза развития ситуации, но  стремится влиять на нее. Кадровая  служба организации не располагает  не только средствами прогнозирования  кадровой ситуации, но и диагностики персонала.

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся, по нашему мнению, к следующему:

- кадровая политика должна  быть тесно увязана со стратегией развития организации;

- должна быть гибкой, то  есть, с одной стороны, стабильной, с другой стороны, динамичной, корректироваться к внешним изменениям;

- экономически обоснованной, то есть с минимальными издержками;

- должна обеспечить индивидуальный подход к работникам.

Таким образом, кадровая политика является основным аспектом в процессе воспроизводства человеческого потенциала, при котором реализуется способность человека к созидательному труду, производятся духовные и материальные блага, обеспечивается повышение производительности труда.

    1. Развитие человеческих ресурсов

Развитие человеческих ресурсов - это деятельность, направленная на развитие потенциальных способностей работников с целью их постоянного роста и развития. Набор подходящих людей в организацию является началом этой деятельности. Для блага организации руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров. Развитие кадров, повышение потенциала приводит к росту производительности труда, прибыльности организации.

Для развития человеческих ресурсов используют методы: профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе; оценка производственной деятельности; система вознаграждения; профессиональная подготовка, обучение, стажировка, повышение квалификации и переквалификация (переподготовка).

Адаптация - процесс приспособления работника к условиям новой для него среды, в том числе и в случае ее изменения.

Обучение - обеспечивает развитие принятых на работу людей, их знаний, умений, навыков, необходимых для хорошего выполнения работы. Обучение не является чем-то внешним по отношению к основной функции организации и играет объединяющую роль в достижении организацией основных стратегических целей.

Повышение квалификации и переквалификация являются систематическим процессом изменения поведения персонала через передачу им новых знаний, умений, раскрытие способностей, опыта, чтобы его деятельность адекватно отвечала нуждам организации и способствовала ее конкурентности, выживаемости, развитию. Повышение квалификации и переквалификация - это многоступенчатый процесс, включающий оценку потребностей организации в персонале и составление программ обучения, проведение собственно квалификации и переквалификации, оценку результатов проведения квалификации и переквалификации.

Известны две основные формы проведения повышения квалификации и переквалификации: на рабочем месте и вне рабочего места. Алгоритм действий по повышению квалификации и переквалификации персонала заключается в:

• выявлении требований по знаниям и умениям по конкретной должности;

• выявлении уровня фактических знаний и умений;

• составлении программы обучения;

• организации процесса обучения.

Управление карьерой - важная составляющая управления персоналом. Под деловой карьерой понимают продвижение работника по служебной иерархии или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Карьера в широком смысле - последовательность развития человека в трудовой и творческой жизни. Понятие «карьера» связывается с трудовой, профессиональной деятельностью человека. С точки зрения степени овладения человеком профессиональным опытом, в конкретном виде деятельности можно выделить профессиональную и должностную карьеру.

Профессиональная карьера характеризует уровень развития и степень реализации профессиональных способностей человека, качественное состояние его профессионального опыта. Профессиональная карьера должна служить основой для должностной карьеры.

Должностная карьера - перемещение работника, как по вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации. Это форма реализации профессиональных возможностей человека.

Управление профессиональной карьерой - целенаправленная Деятельность кадровой службы по развитию профессиональных способностей человека, накоплению им профессионального опыта и его рациональное использование, как в интересах сотрудника, так и в интересах организации.

Управление профессиональной карьерой - это всего лишь помощь персоналу в достижении его целей в профессиональном развитии, в стремлении сделать личную карьеру и реализовать свои способности.

Техника управления карьерой включает:

• изучение и выявление потребностей организации в персонале (кого, когда, сколько);

• оценку способностей и личностных качеств персонала;

• разработку вариантов планирования использования сотрудника;

• индивидуальную беседу с сотрудником, обсуждение предложенного варианта его планового использования (согласование, коррекция плана карьеры);

• разработку и утверждение плана карьеры и профессионального развития руководителем организации и их реализацию;

• контроль за ходом выполнения плана карьеры.

План карьерного роста - это документ, в котором представлен вариант (варианты) должностного перемещения специалиста в организации. Он включает и основные положения плана профессионального развития сотрудника. План карьеры может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.

Основной метод оценки деятельности работника - аттестация это определение эффективности выполнения возложенных на него обязанностей.

Основные задачи аттестации:

• определение служебного соответствия работника занимаемой должности;

• выявление перспективы использования потенциальных способностей и возможностей работника;

• стимулирование роста профессиональной компетенции работника;

• определение направлений повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работника;

• внесение предложений о перемещении кадров, освобождении работника от должности (увольнение), а также переводе на более (или менее) квалифицированную работу.

Информация о работе Основные формы развития человеческих ресурсов и их взаимосвязь с кадровой политикой