Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 15:35, шпаргалка

Краткое описание

1. Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.

Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Вложенные файлы: 1 файл

menedzhment.docx

— 190.74 Кб (Скачать файл)

Значительный вклад в исследование инноваций внес Н.Д. Кондратьев, который обосновал теорию больших циклов продолжительностью 50-60 лет, разработал модели циклов конъюнктуры. Он доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия массового внедрения накопившихся изобретений. Н.Д. Кондратьев связывал переход к новому циклу с техническим прогрессом.

 

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

 

В исследованиях отечественных экономистов термин «инновация» стал широко применяться с переходом экономики к рыночным отношениям. До этого в отечественной экономической литературе проблематика нововведений широко освещалась в рамках исследований научно-технического прогресса (НТП), развития науки и техники.

 

Анализ существующих трактовок термина «инновация» позволяет констатировать, что распространены три точки зрения.

  • Первая – инновация отождествляется с нововведением, новшеством.
  • Вторая точка зрения, инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством.
  • Третья – инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога.

 

Современная системная трактовка сущности инноваций позволяет выделить две базовые составляющие любого инновационного процесса: динамическую и результатную. Динамическая компонента инновации представляет собой непосредственный процесс инновационного изменения и в рамках системы инновационного менеджмента выступает как объект управления. Данный процесс характеризуется стадийностью, имеет определенную длительность и способен изменять характер своего протекания под влиянием различного рода факторов (т.е. является в определенной мере «гибким»). Благодаря целенаправленной координации этого процесса (основных его факторов) возникает и приобретает желаемые параметры результатная часть инновационного изменения, выраженная различного рода новшествами.

 

 

 

 

 

2. Виды инноваций и их классификация.

 

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки.

С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:

1) инновации на "входе" в предприятие;

2) инновации на "выходе" из предприятия;

3) инновации структуры  предприятия как системы, включающей  в себя отдельные элементы  и взаимные связи между ними.

По целевому изменению инновации разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Согласно целевому классификационному признака, инновации бывают:

· кризисные;

· развития.

Внешний классификационный признак указывает на форму реализации инновации. По внешнему классификационному признаку инновации бывают в форме:

· продукта;

· операции.

По структурному классификационному признаку инновации бывают:

· производственно-торговые;

· социально-экономические;

· финансовые;

· управленческие.

 

Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин:

1. По распространенности:

• единичные;

• диффузные.

2. По месту в производственном  цикле:

• сырьевые;

• обеспечивающие (связывающие);

• продуктовые.

3. По преемственности:

• замещающие;

• отменяющие;

• возвратные;

• открывающие;

• ретровведения.

4. По охвату ожидаемой  доли рынка:

• локальные;

• системные;

• стратегические.

5. По инновационному потенциалу  и степени новизны:

• радикальные;

• комбинаторные;

• совершенствующие.

Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имею значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

 

3. Типы инновационных стратегий.

 

Инновационная стратегия - одно из средств достижения целей организации,

отличающееся от других своей новизной, прежде всего для данной организации и,

возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

Стратегии вообще, и инновационные в частности, направлены на развитие и

использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на

изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий

обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия.

 

Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность

организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг;

применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении;

переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и

новых подходов к использованию традиционных ресурсов. Таким образом,

относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на

несколько крупных групп:

·         продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии,

направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);

·         функциональные (научно-технические, производственные,

маркетинговые, сервисные);

·         ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-

технические);

·         организационно-управленческие (технологии, структуры, методы,

системы управления).

Это специальные инновационные стратегии.

 

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

1. Наступательная - характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

2. Оборонительная - направлена  на то, чтобы удержать конкурентные  позиции фирмы на уже имеющихся  рынках. Главная функция такой  стратегии - активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном  процессе.

 Такая стратегия требует  интенсивных НИОКР.

3. Имитационная - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции.

 Имитационная стратегия  применяется фирмами, не являющимися  пионерами в выпуске на рынок  тех или иных нововведений. При  этом копируются основные потребительские  свойства (но не обязательно технические  особенности) нововведений, выпущенных  на рынок малыми инновационными  фирмами или фирмами-лидерами.

 

4. Теория длинных волн и циклов  Н.Д. Кондратьева.

 

Заслуга Николая Дмитриевича Кондратьева (1892–1938) состоит в том, что он разработал теорию больших циклов (длинных волн).

Ученый обосновал наличие наряду со среднесрочными (8–11 лет) и короткими (3–4 года) продолжительных циклов, длящихся 48 – 55 лет. Он осуществил статистическое исследование длительных циклов, показал взаимосвязь циклических колебаний различной продолжительности, выявил факторы, лежащие в основе длительных конъюнктурных колебаний.

По Кондратьеву, колебания «относительной конъюнктуры» не случайность, а закономерное развитие.

 

Концепция больших циклов, разработанная Кондратьевым, позволяет представить общие закономерности социально-экономического развития, присущие как отдельным странам, так и общемировому процессу.

Переходы от одной фазы большого цикла к другой связаны с техническими переворотами и структурными преобразованиями экономики. Теория больших циклов лежит в основе понимания качественных сдвигов в экономике, в сфере социально-экономических и взаимосвязанных с ними процессов. Ряд авторов усматривают взаимосвязь между фазами циклов Кондратьева и этапами развития капиталистического общества, начиная с периода свободной конкуренции (продолжавшегося примерно до 90-х гг. прошлого столетия) и кончая его транснациональной формой (с начала 70-80-х гг. нынешнего столетия).

 

В основе больших циклов лежат процессы, связанные в обновлением долговременных элементов основного капитала (производственных сооружений, зданий, инфраструктуры), процессы, вызванные крупными переворотами в технике, созданием новых источников энергии новых видов сырья, разработкой принципиально новых технологических процессов. Обновление основных капитальных благ требует длительного времени и огромных затрат. Эти процессы протекают в известной мере скачками, циклически.

 

Н. Кондратьев выявил некоторые закономерности («эмпирические правильности») больших циклов. Характер, глубина среднесрочных циклов зависят от того, как они накладываются на фазы большого цикла. Понижательная волна большого цикла порождает особую длительность, остроту средних торгово-промышленных циклов. Повышательная волна, напротив, «сглаживает» различия; средние циклы в этом случае характеризуются «обратными чертами».

 

Н. Кондратьев разработал теорию относительной динамики и конъюнктуры народного хозяйства. Показал связь динамики цен с процессами возмещения и износа основного капитала, циклическим характером инвестиций. Изменения в механизме цен активно воздействуют на ход изменений и соотношение основных параметров национальной экономики.

 

Большие циклы хозяйственной конъюнктуры принято называть циклами Кондратьева. Разработанная им теория помогает яснее представить закономерности общественного развития. Она способствует изучению качественных сдвигов в развитии экономики, в сфере социально-экономических и взаимосвязанных с ними процессов.                                               

 

5. Факторы инновационной активности.

 

Инновационная активность - самостоятельная категория. С ее помощью оценивается характер инновационной деятельности. Инновационная деятельность характеризуется содержанием и составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии. Этим признаком один вид деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функций маркетинга и производства будут различны.

 Активность деятельности  коммерческой организации - это такая  ее характеристика, которая должна  показать связь между намеченным  содержанием деятельности и ее  результатами, так как инновационная  деятельность может дать либо  положительный, либо отрицательный  результат. 

 

Управление инновационной активностью и повышение ее уровня предполагает установление 2 групп факторов влияния:

 

Внешние:

  • нестабильность внешней среды как основное проявление временного фактора;
  • инновационный климат (состояние с финансовой, налоговой, правовой, научно-производственной поддержкой инновационной активности со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей системного и отраслевого характера);
  • инвестиционный климат; инновационная конкурентная среда.

 

Внутренние:

  • открытость организации;
  • компетентность ее руководства и специалистов; стратегическая гибкость;
  • мотивация специалистов и руководства.

 

 Необходимо наладить  учет этих факторов. В силу  многоаспектности факторов в  ряде случаев ограничиваются  некоторой их комбинацией. В качестве  внешнего фактора берем «нестабильность» (Нi), а внутреннего «открытость» (Оk). Оба фактора квантифицируются на пять уровней по пятибалльной шкале. Анализируются отношения: нестабильность - активность (Нi - Аj ) открытость - активность ( Оk - Аj ). Если активность будет ниже того уровня, который диктуется уровнем нестабильности и допускается уровнем открытости, то есть, Аj < Нi и Аj < Оk , предприятие несомненно станет «неудачником». В случае же, если активность превосходит уровень нестабильности и открытости, то есть, при Аj > Нi и Аj > Оk организация будет выглядеть подобно «мертвым героям».

 

 Таким образом, в комбинации  Н - А - О в оптимальных случаях уровни всех составляющих компонентов должны быть равными: i = j = k. Разница уровней указывает на рассогласованность.

 

6. Наукограды, их особенности.

 

Термин наукоград был введён впервые в городе Жуковском Московской области Спартаком Петровичем Никаноровым и Натальей Константиновной Никитиной в 1991 году при создании движения «Союз развития наукоградов» для выработки согласованных позиций по важнейшим вопросам их жизнедеятельности.

Наукограды — это преимущественно моноориентированные городские (а иногда и сельские по официальному статусу) поселения, градообразующими предприятиями которых являются научные, научно-производственные и другие организации, связанные с научно-техническим развитием государства. В них сосредоточен мощный научно-технический потенциал по самым современным и перспективным направлениям современности.

 

Закон о наукоградах был принят 7 апреля 1999 года. В 2004 году в закон были внесены изменения, установившие критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда. В частности, численность работающих в организациях научно-производственного комплекса должна составлять не менее 15 % численности работающих на территории муниципального образования.

 

 

Первым российским наукоградом, в 2000 году, стал Обнинск, где велись и ведутся разработки в области мирного атома.

Аналогом наукоградов за рубежом являются технополисы, развитие которых в широких масштабах развернулось в ведущих странах во второй половине XX века, в частности знаменитая Силиконовая долина. Среди российских проектов, претендующих на звание технополиса, можно упомянуть «Технополис Гусев».

Информация о работе Основы менеджмента