Особенности эволюции хозяйства ведущих стран мира, обусловившие формирование новых идей в сфере управления в конце XIX – начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:08, контрольная работа

Краткое описание

Последняя треть XIX ст. - Начало XX ст. характеризовались дальнейшим развитием в ведущих странах мира индустриального общества, которое в указанный период переживало период индустриализации - создание большого машинной индустрии, производящей машины и оборудование и является базовой для дальнейшего развития промышленности по этот период, промышленное производство выросло почти втрое. Особенно быстро развивалась тяжелая промышленность.

Содержание

5.Особенности эволюции хозяйства ведущих стран мира, обусловившие формирование новых идей в сфере управления в конце XIX – начале XX века. 2
21.Характерные черты и недостатки советской системы управления. 4

Рекомендуемая литература: 20

Вложенные файлы: 1 файл

теория менеджмента контр.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Вопросы №

 

5.Особенности эволюции хозяйства ведущих стран мира, обусловившие формирование новых идей в сфере управления в конце XIX – начале XX века.                     2

21.Характерные черты и недостатки советской системы управления.        4

 

Рекомендуемая литература:               20

 

5.Особенности эволюции хозяйства ведущих стран мира, обусловившие формирование новых идей в сфере управления в конце XIX – начале XX века  

Экономическое развитие

Последняя треть XIX ст. - Начало XX ст. характеризовались дальнейшим развитием в ведущих странах мира индустриального общества, которое в указанный период переживало период индустриализации - создание большого машинной индустрии, производящей машины и оборудование и является базовой для дальнейшего развития промышленности по этот период, промышленное производство выросло почти втрое. Особенно быстро развивалась тяжелая промышленность.

Наибольшие успехи были достигнуты в металлургии, машиностроения, транспорте. Выплавка стали, чугуна, добыча угля, производство машин и оборудования стали показателями могущества стран. Вместе с появлением новых отраслей – электротехнической и химической в корне изменило повседневную жизнь людей.

Развертывание индустриализации, т.е. создание крупных предприятий, требовало новых форм организации производства и крупных финансовых вложений.

Для привлечения капитала с целью решения крупных экономических задач получило распространение акционирование - объединение капитала нескольких владельцев с последующим получением прибыли и распределением его в зависимости от внесенной доли. То, что значительные финансовые ресурсы были сосредоточены в руках узкого элитарного прослойки банкиров и промышленников, обусловило их господства в экономической и политической жизни общества. Этот узкий прослойка получил название финансовой олигархии.

Создание крупной машинной индустрии привело к концентрации производства и до рождения новых форм производственных объединений- картелей, синдикатов, трестов, концернов, т.е. монополя и раньше других стран этот процесс начался в США и приобрел там наибольшего размаха. Монополии пытались установить свое монопольное господство на рынке в ведущих отраслях промышленности, им становилось все теснее в национальных границах от "Избытка" капитала. Экспансия его в слаборазвитые страны давала возможность получать высокие доходы, их получали например благодаря процентам за ссуды, субсидирование строительства железных дорог, разработке сырьевых ресурсов.

Монополия - не установление предпринимателем или группой предпринимателей контроля над одной или несколькими отраслями производства с целью увеличения прибыли и ликвидации конкуренции.

Основными формами монополистических объединений стали картели, синдикаты, тресты и концерны.

Картель - объединение предприятий одной отрасли. Участники объединения заключают соглашения о цене и распределения рынков сбыта, сохраняя свою собственность и коммерческую самостоятельность.

Синдикат - объединение предприятий, производящих однородную продукцию. Участники синдиката сохраняют собственность на средства производства и производственную самостоятельность, но теряют самостоятельность коммерческую. Производимая продукция реализуется как собственность синдиката через созданную для этого контору.

Трест - объединение предприятий, теряют всякую самостоятельность. Владельцы предприятий получают акции на сумму внесенного пая.

Концерн - объединение предприятий различных отраслей хозяйства - торговых фирм, банков, транспортных компаний, находящихся под единым финансовым контролем одного или нескольких предпринимателей.

Монополизация промышленности стала серьезным испытанием принципа рыночной экономики - свободной конкуренции. Она привела и к изменению деловых взаимоотношений предпринимателей. В отдельных отраслях хозяйства монополисты начали ограничивать свободную конкуренцию, а иногда и тормозили распространение прогрессивных технологий. Однако, монополизация не уничтожила конкуренцию, она лишь перенесла ее в другую плоскость: разворачивалась борьба между Монополистическими объединениями уже на мировом рынке.

Стремительный рост промышленности обусловило, с одной стороны, расширение внутренних рынков, а с другой - способствовало росту внешней торговли, которая опираясь на совершенствование транспорта, стала весомым фактором экономической жизни, а еще основным стимулом для увеличения производства. Национальным производителям делалось тесновато на внутреннем рынке (товаров производилось больше, чем их мог купить собственный потребитель) и они стремились завоевать новые рынки сбыта. Это приводило острую борьбу за контроль над рынками. Для вытеснения конкурентов начали применять различные способы и методы. Наиболее распространенным стал демпинг, т.е. импорт тех.

 

21. Характерные черты и недостатки советской системы управления.

Образование СССР. Принципиальным шагом в развитии советского государственного управления стало образование СССР. Объединение советских республик в одно государство имело глубокие экономические и политические предпосылки. Интересы восстановления и развития хозяйства требовали более тесных и юридически оформленных связей между республиками, чем это позволяли рамки договорной федерации. Политическая и хозяйственная жизнь каждой из республик строилась, исходя из одних и тех же принципов (руководящая роль партии, общественная собственность на средства производства, плановость и т.д.). Координация народно-хозяйственных планов требовала создания над республиканских органов, которые осуществляли бы интеграцию, опираясь не только на партийные резолюции, но и на государственные правовые акты. Сложность решения хозяйственных задач поодиночке в каждой республике подтолкнула их к объединению в единое федеративное государство. Этого же требовали и усилия на международной арене. Единство действий советских республик на Генуэзской и Гаагской конференциях 1922 г. показало преимущество единого фронта в дипломатических делах. Внешнеторговые переговоры при слаженности действий советских республик также оказались более результативными.

С точки зрения организации системы управления важно было определиться, на каких основаниях советские республики должны объединиться в единое государство. В среде высших партийных и советских руководителей высказывались две точки зрения по данному вопросу Согласно первой советские республики должны войти в состав РСФСР на правах автономий. Этой позиции придерживались С.М. Киров, Д.З. Мануильский, И.В. Сталин, Г.В. Чичерин и др. Вторая точка зрения заключалась в том, что в основу объединения необходимо положить «федерацию равноправных республик». Ее высказал В.И. Ленин и активно поддержали Х.Г. Раковский, Б. Мдивани, Ш. Окуджава и др. После непродолжительной дискуссии возобладала ленинская позиция. В октябре-декабре 1922 г. состоялись съезды Советов объединявшихся республик, где были приняты решения об образовании СССР. Завершился этот процесс на Первом Общесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 г. Съезд принял Декларацию и Договор об образовании СССР.

Декларация  провозглашала, что новое государство  «является добровольным объединением равноправных народов», за каждой республикой  обеспечивалось право свободного выхода из Союза. Договор определил вопросы, подлежавшие ведению центральных (союзных) властей. Это представительство в между народных делах (включая вопросы войны и мира, заключения внешних займов, ведения внешней торговли и т.д.), общее планирование народного хозяйства, организация вооруженных сил, транспорта и связи, денежной, кредитной, налоговой систем. Договор предусматривал установление единого законодательства (гражданского и уголовного), общих начал в просвещении, здравоохранении, законах о труде и т.д. Все важнейшие вопросы жизнедеятельности народов определялись верховными органами Союза ССР. Договор определил структуру этих органов, порядок их выборов и работы. В документе были перечислены наркоматы, образовавшие Совнарком СССР. Его декреты и постановления, так же как распоряжения Всесоюзного ЦИК, печатались на языках, общедоступных в союзных республиках, и были обязательны для исполнения всеми союзными республиками на всей территории Союза. Устанавливалось единое союзное гражданство, вводились атрибуты нового государства — флаг, герб, печать.

Декларация  и Договор об образовании СССР были положены в основу разработки новой советской Конституции. Основной закон нового государства готовила комиссия, в которую входили представители всех союзных республик. К лету 1923 г. проект Конституции был готов и после прохождения необходимых формальностей в органах государственной власти каждой союзной республики вынесен на II сессию ЦИК СССР. 6 июля 1923 г. сессия ЦИК СССР утвердила новую Конституцию страны и ввела ее в действие. Окончательно Конституция СССР утверждена постановлением II съезда Советов Союза ССР 31 января 1924 г.

Исходя из положений  Основного закона СССР, разрабатывались  и вводились в действие Конституции  союзных республик. Это происходило на республиканских съездах Советов без утверждения федеральным (союзным) органом власти. Российская Федерация новую Конституцию разработала и приняла на Всероссийском съезде Советов 11 мая 1925 г.

Советская Россия была федеративным государством, в состав которого входили автономные республики и области. Вновь образованное государство Союз ССР, по существу, также был федеративным объединением формально независимых государств, чей суверенитет ограничивался лишь рамками общей Конституции. Система государственного управления базировалась на конституционных принципах. Это в первую очередь касалось распределения сфер деятельности и полномочий между центральными и республиканскими властями. Органы власти и управления — как союзные, так и республиканские — строились с учетом опыта, накопленного в период совместного решения политических, военных и экономических задач.

Высшим органом  государственной власти стал съезд  Советов Союза ССР. Этот тезис  был зафиксирован в Договоре об образовании  Советского Союза, а затем внесен в Конституцию СССР 1924 г. Всесоюзный съезд составлялся из представителей городских Советов — по расчету 1 депутат от 25 тыс. избирателей и представителей губернских съездов Советов — по расчету 1 депутат на 125 тыс. жителей. Съезд мог решать любые вопросы, отнесенные Конституцией СССР к ведению Союза. Очередные съезды созывались ежегодно. Предусматривался также созыв чрезвычайных съездов. В 1927 г. IV Всесоюзный съезд Советов постановил, что съезды будут собираться раз в два года.

В период между съездами Советов верховную власть осуществлял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР. Этот орган был двухпалатным: одна из палат называлась Союзный Совет, другая — Совет Национальностей. Обе палаты обладали равными правами и формировались на съезде Советов. В Союзном Совете каждая республика имела своих представителей пропорционально населению. В Совет Национальностей входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики. Каждая автономная область Российской Федерации направляла в этот орган по одному представителю. Автономные республики и области, входившие в состав Закавказской Федерации, также посылали в Совет Национальностей по одному представителю. Декреты, постановления и распоряжения ЦИК приобретали силу закона лишь в том случае, если получали одобрение обеих палат. В Конституции специальной статьей оговаривалось, что эти документы были «обязательны к непосредственному исполнению на всей территории Союза ССР». Союзный Совет и Совет Национальностей имели свои Президиумы - по 7 человек каждый.

ЦИК СССР соединял в себе законодательные и исполнительные функции. По Конституции он должен был созываться три раза в год. В период между сессиями ЦИК высшим законодательным и исполнительным органом был его Президиум, состоявший из 21 человека. Он образовывался из Президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей. Остальные 7 членов Президиума избирались на совместном заседании обеих палат ЦИК. Со временем съезды Советов и сессии ЦИК собирались реже. В связи с этим повышались роль и значение Президиума ЦИК, расширялись его функции, возрастала компетенция.   По мере увеличения числа союзных республик, рос и состав Президиума ЦИК, создавались новые отделы и комиссии.

Для повседневного  управления страной ЦИК образовал  правительство, которое до марта 1946 г. называлось Советом народных комиссаров. Совнарком был распорядительным и исполнительным органом, но он издавал декреты и распоряжения, которые обладали законодательной силой. Как и ЦИК, Совнарком соединял в себе законодательные и исполнительные функции. Его декреты и распоряжения также были обязательны для исполнения на всей территории СССР.

Совнарком состоял  из наркоматов. По Конституции СССР 1924 г. наркоматы подразделялись на три  типа: общесоюзные, объединенные (союзно-республиканские) и республиканские. К первому типу относились наркоматы, которые образовывались только в Союзе. Таких наркоматов в тот период было пять: по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. В союзных и автономных республиках таких наркоматов не было. Общесоюзные наркоматы имели в союзных республиках своих уполномоченных представителей. Сюда же следует отнести и образованный одновременно с этими наркоматами Совет Труда и Обороны (СТО) СССР. Его возглавлял председатель Совнаркома СССР. СТО следил за осуществлением хозяйственных и финансовых планов, координировал деятельность промышленных и оборонных наркоматов.

Ко второму  типу относились наркоматы, которые  образовывались как в Союзе ССР, так и в каждой союзной республике. Таких наркоматов было тоже пять: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции. Объединенные наркоматы создавались для руководства наиболее важными отраслями народного хозяйства, требовавшими координации деятельности в масштабах всей страны и учета своеобразия каждой республики. Они были призваны обеспечить сочетание интересов Союза в целом с интересами каждой союзной республики. Эти наркоматы, подчиняясь центральным исполнительным комитетам и совнаркомам союзных республик, осуществляли в своей деятельности директивы соответствующих наркоматов Союза ССР.

Информация о работе Особенности эволюции хозяйства ведущих стран мира, обусловившие формирование новых идей в сфере управления в конце XIX – начале XX века