Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:57, курсовая работа
Личностный потенциал человека, его деловые качества служат источником и исходными принципами развития организации. Кадры являются движущей силой любого дела, поэтому подбор персонала является одной из важнейших задач управления организацией. Только люди обеспечивают эффективное использование имеющихся ресурсов, и именно от "человеческого фактора", в конечном счете, зависят экономические показатели работы предприятия. В связи с этим управление персоналом является универсальной задачей и основной функцией руководителя, который управляет теми сотрудниками, которым он делегировал полномочия, задачи, компетентность.
Введение…………………………………………………………………………….…6
Отбор персонала………………….……………………………………………......7
Формирование человеческого капитала…………….………………..…...7
Методы оценки персонала……….…………………………………….....11
Современные методы поиска и отбора персонала……….…………......14
Описание предприятия……………………..……………………………………16
Характеристика ОАО «Брестхлебопродукт»……………...…………….16
Моделирование ситуации и решение проблемы…….………………….22
Заключение…………………………………………………………………………..24
Литература………………………………………………………………………..25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Личностный потенциал человека, его деловые качества служат источником и исходными принципами развития организации. Кадры являются движущей силой любого дела, поэтому подбор персонала является одной из важнейших задач управления организацией. Только люди обеспечивают эффективное использование имеющихся ресурсов, и именно от "человеческого фактора", в конечном счете, зависят экономические показатели работы предприятия. В связи с этим управление персоналом является универсальной задачей и основной функцией руководителя, который управляет теми сотрудниками, которым он делегировал полномочия, задачи, компетентность.
Управление персоналом не ограничено жесткими рамками, однако к концу ХХ в. теория и практика уже выработали ряд достаточно устойчивых, общих критериев, одним из которых является оперативность, т.е. то, как руководители в повседневной деятельности осуществляют управление сотрудниками и какими методами воздействия при этом располагают. Кроме того, большое значение имеет работа кадровых служб и их сотрудников.
Подбор и выбор персонала - центральная задача отделов по работе с персоналом и руководителей подразделений. Все усилия по поиску подходящих кандидатов могут дать положительный результат только тогда, когда они предпринимаются систематически и по одному принципу.
Целью данной курсовой работы является изучение и систематизация теоретических основ; выявление путей совершенствования подбора кадров, разработка методов отбора персонала на примере ОАО «Брестхлебопродукт».
Задачами данной работы являются рассмотрение вопросов подбора и отбора кадров, их основных методов и принципов, а также расстановка кадров.
1. ОТБОР ПЕРСОНАЛА
1.1 Формирование человеческого капитала
Ответственность за подбор сотрудников целиком ложится на менеджера по кадрам. Процесс подбора кадров столь же сложен и точен, как и любая другая управленческая работа.
Кадровая политика в области отбора кадров состоит в определении принципов приема на работу, количества работников, необходимых для качественного выполнения заданных функций, методологии закрепления, профессионального развития.
Формирование человеческого капитала начинается с планирования потребности в трудовых ресурсах для достижения поставленных целей.
Процесс планирования включает в себя три этапа:
• оценка наличных ресурсов;
• определение будущих потребностей;
• разработка программы для обеспечения организации необходимыми трудовыми ресурсами[3].
Потребности организации в сотрудниках меняются с течением времени под воздействием ряда внешних и внутренних факторов.
Потребность предприятия в трудовых ресурсах определяется спросом на товары услуги и уровнем производительности труда. Это количественный аспект процесса, суть которого состоит в определении количества сотрудников, необходимых для будущего целенаправленного выполнения задач организации, в количественном, качественном и временном отношении[2].
Детальное определение того, кто нужен организации, делается с учетом организационной структуры и с помощью должностных инструкций, определяющих основные функции, которые должен выполнять работник, занимающий данную должность. Оценка претендентов производится по стандартным критериям оценки, которые могут быть детализированы.
Критерии оценки сотрудников
1. Образование и
- образование;
- производственный опыт;
- ручной труд;
- работа автономно, под началом;
- ответственность за издержки производства;
- управление персоналом;
- совместная работа;
2. Поведение (манера держаться):
- внешний вид;
- уверенность в своих силах (самоуверенность, убедительность и самостоятельность);
- адаптивность и контактность;
- уравновешенность;
- справедливость и честность;
- кооперированность;
3. Целеустремленность:
- желание к повышению по службе (карьера);
- инициатива;
- готовность к выполнению
- усердие;
- способность к дальнейшему образованию;
4. Интеллектуальные способности:
- сообразительность (внимательность);
- мыслительные способности (способность к абстрактному мышлению);
- реакция на действия;
- уровень суждений;
- умение вести переговоры;
5. Манера разговора:
- находчивость (изворотливость);
- многословность;
- ясность изложения мыслей;
6. Профессиональная пригодность:
- специальная;
- личная[1].
Определив требования к кандидату, преступают к следующему этапу, цель которого заключается в создании списка квалифицированных кандидатов для последующего отбора.
На данном этапе необходимо иметь ясность по двум вопросам:
1) из каких источников необходимо осуществить набор;
2) какими методами известить желающих об имеющихся вакансиях.
В процедуре привлечения персонала используется внешний и
внутренний рынок рабочей силы, т.е. привлекаются работники либо своей организации, либо со стороны[3].
Внутренними источниками могут быть подготовка рабочих из числа имеющихся учеников, поиск кандидатов в других подразделениях предприятия или на дочерних фирмах и т.д.
Внешние источники комплектования кадров - это:
• лица, письменно обратившиеся в поисках работы;
• службы занятости и устраиваемые ими ярмарки профессий;
• объявления в средствах массовой информации;
• средние и высшие учебные заведения;
• местные школы;
• люди, случайно зашедшие в поисках работы или по личным и родственным связям;
• предприятия, где есть желающие сменить место работы[3].
Основные достоинства и недостатки внутреннего и внешнего источников набора кадров приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Сравнение источников набора
Источник найма персонала |
Преимущества |
Недостатки |
Внутренний |
Опыт работы в организации. Работники ее хорошо знают достоинства и недостатки кандидата на должность, выдвижение которого воспринимается другими как поощрение и пример самореализации коллеги по работе. Экономия времени, минимальные затраты и риск при выборе кандидата |
Риск появления «семейственности» и зависти, ухудшающих взаимоотношения между работниками и приводящие к застою в появлении новых идей. Вероятность более низкой квалификации кандидата. |
Внешний |
Выбор из большего числа кандидатов. Меньшая вероятность возникновения интриг в коллективе. Появление новых идей и приемов работы. Квалификация кандидата известна и проверена. |
Долгий период адаптации нового сотрудника. Большая вероятность конфликта с давно работающими членами коллектива. |
Обобщая изложенное, необходимо ответить, что:
• интуитивные методы отбора кадров неприемлемы для формирования трудовых коллективов рыночного типа;
• изменилась кадровая политика в области отбора персонала;
• подбор персонала должен производиться на строгой плановой основе;
• в процессе планирования трудовых ресурсов определяют наличие, будущие потребности в кадрах и разрабатывают программы их развития;
• для подбора кадров целесообразно использовать внутренний и внешний рынки рабочей силы[2].
1.2 Методы оценки персонала
На процесс отбора персонала влияют следующие факторы:
1) специфика предприятия (его размер; форма собственности; сложность технологии производства и продукции; численность работающих, приходящаяся на одного работника отдела кадров и др.);
2) предложения рынка рабочей
силы (если желающих не много,
то выбор сравнительно прост;
из большего количества
3) условия и оплата труда, привлекательность работы (имидж фирмы и перспективы строительства или получения жилья);
4) месторасположения предприятия;
5) образование, опыт работы, физические
и личные характеристики
Руководству организацией всегда нужно помнить о том, что оно отвечает за правильный подбор людей, которые бы были в состоянии реализовать стратегию фирмы, и за то, чтобы сотрудники хорошо чувствовали себя в коллективе на работе, которая соответствует их способностям и возможностям.
Методы оценки персонала можно объединить в три основные группы:
• прогностический метод. При таком методе широко используются анкетные данные; письменные или устные характеристики; мнения и отзывы руководителя и коллег по работе; личные беседы; психологические тесты;
• практический метод. Проверяется пригодность работника к выполнению служебных обязанностей на основе результатов его практической работы. Для этого используется техника пробных перемещений;
• имитационный метод. Претенденту предлагается решать конкретную ситуацию (ситуации)[5].
В каждом конкретном случае набор критериев оценки будет зависеть от содержания и качества выполняемой в будущем работы.
Пять основных критериев оценки:
1) количество труда –
2) качество труда –
3) отношение к работе –
4) тщательность в работе –
отношение к средствам
5) готовность к сотрудничеству
внутри предприятия – участие
работника в решении
Важно, чтобы каждый из них можно было выразить количественно (например, в баллах).
Бальная оценка позволяет определить, в какой степени данные критерии присутствуют у того или иного работника[5].
Оценка работника в организации служит трем основным целям (рис. 1.1)
1) административной – повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. В данном случае оценка работника проводится для принятия административных решений;
2) информационной – в результате оценки появляется возможность информировать работников об относительном уровне их работы. В итоге работник узнает сильные и слабые стороны своей трудовой деятельности;
3) мотивационный – результат
оценки представляет собой
Названные цели взаимосвязаны, в частности информация, ведущая к административному решению о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.
1.3 Современные методы поиска и подбора персонала
В последнее время стали применяться такие современные методы подбора персонала, как скрининг, рекрутинг, качественный поиск и хедхантинг.
Скрининг – «поверхностный» подбор по формальным признакам: образованию, возрасту, полу, примерному опыту работы. В результате, получив массу резюме, отбор осуществляет сам заказчик, а кадровое агентство выполняет роль поставщика относительно подходящих кандидатов. При этом осуществляется составление, широкомасштабное размещение, регулярное обновление вакансий в Интернете; поиск в Интернете и базах агентств подходящих кандидатов; рассылка им предложений с информации о вакансии.