Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:48, курсовая работа
Совмещение открытости белорусской экономики с защитой отечественного производителя, обеспечением экономической безопасности - одна из актуальных проблем становления и развития рыночной системы.
Всем вышеизложенным объясняется актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является изучение основных черт открытой экономики, ее преимуществ и проблем для Беларуси.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть сущность открытой экономики;
изучить состояние, проблемы и перспективы открытости экономики Беларуси.
Предметом исследования курсовой работы выступает специфика формирования открытой экономики в Республике Беларусь. Объект исследования — открытая экономика как вид экономической системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ. 4
1.1 Открытая экономика: понятие и особенности. 4
1.2 Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс. 6
1.3 Макроэкономическая политика в открытой экономике: цели и инструменты. 11
Глава 2. РБ КАК ПРИМЕР ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ. 15
2.1 Открытая экономика РБ: преимущества и проблемы. 15
2.2 Внешнеторговая политика РБ. 17
2.3 Внешняя торговля РБ. 19
2.4 Итоги внешней торговли 21
2.5 Инвестиции. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Для того, чтобы
сальдо баланса текущих операций
было положительным, необходимо либо превышение
сбережений над инвестициями в частном
секторе, либо превышение чистых налогов
над расходами в
Данный вывод представляет особую важность, поскольку очень часто улучшение баланса текущих операций связывается с введением импортных квот, импортных тарифов или экспортных субсидий. В действительности, дефицит баланса текущих операций отражает нехватку национальных сбережений по сравнению с инвестициями и государственными расходами.
2) Счета платежного баланса.
Платежный баланс какой-либо страны — это статистический отчет о всех экономических сделках между ее резидентами и внешним миром. Платежный баланс включает счет текущих операций (NX), счет движения капитала (КА) и изменение официальных резервных активов (ДR). Сумму NX и КА обычно называют балансом официальных расчетов (BP).
ВР = NX + КА
В том случае, когда баланс официальных расчетов отражает чистую покупку иностранных товаров, услуг и активов, органы Валютного регулирования должны финансировать дисбаланс путем использования резервов иностранной валюты, хранящихся в Центральном банке, или через заимствование на внешних финансовых рынках.
NX+KA=ДR (2.1)
Платежный баланс, включающий официальные резервные активы, в сумме составляет ноль.
Баланс текущих операций (NX) является важнейшим показателем состояния платежного баланса в целом, поскольку он определяет масштабы и направления внешнего заимствования. В случае превышения импорта над экспортом, отрицательный баланс текущих операций должен быть покрыт за счет займов на внешних рынках, равных по величине дефициту баланса текущих операций.
Таким образом, если счет текущих операций (NX) представить как сумму источников его финансирования, получается:
NX = ДR - ДА = ДNFA (2.2)
Где ДR — изменение в чистых резервах иностранной валюты
ДКА — изменение в чистых ликвидных обязательствах перед внешним миром (приток капитала означает увеличение ликвидных обязательств страны перед внешним миром, а отток капитала — увеличение ликвидных требований страны к внешнему миру).
Разность между ДR и ДКА характеризует величину изменения чистых зарубежных активов страны (ДNFA). ДNFA — это чистое увеличение ликвидных требований страны к внешнему миру.
NX показывает,
насколько в целом
Если совокупные расходы страны превышают доход и NX отрицателен, увеличиваются ликвидные требования иностранцев к данной стране. Отрицательное сальдо баланса текущих операций означает уменьшение иностранных валютных резервов и приток капитала в страну.
Если NX положителен, и страна предоставляет кредиты на международных финансовых рынках, то ее благосостояние растет, поскольку иностранцы каждую единицу экспорта данной страны, неоплаченную собственным импортом сегодня, впоследствии оплатят большей суммой, возросшей на величину процентов, выплаченных за предоставленные кредиты.
Если NX отрицателен, и страна заимствует на международных финансовых рынках, то ее благосостояние падает, поскольку она импортирует сегодняшнее потребление в счет экспорта будущего потребления.
Из равенства
(2.2) также следует, что в долгосрочном
периоде постоянные дефициты баланса
текущих операций приведут к сокращению
чистых зарубежных активов, которые
могут стать отрицательной
(Sp -I)+ (Т-G) = ДNFA (2.3)
Можно предположить, что сбережения и инвестиции в частном секторе равны. В этом случае излишек госбюджета означает чистое увеличение ликвидных требований страны к внешнему миру. Оно выражается либо в уменьшении внешнего долга, либо в увеличении иностранных валютных резервов.
3) Счета денежной системы.
Изменения в
чистых официальных валютных резервах
органов кредитно-денежного
AR + ДДС = ДМВ
AR - изменение в чистых официальных валютных резервах ЦБ;
ДДС — изменение во внутреннем кредите правительству и коммерческим банкам;
ДМВ — изменение в денежной базе, или в деньгах повышенной мощности.
В счетах внешнего сектора экономики баланс официальных расчетов страны (ВР) по сути отражает величину изменения чистых официальных валютных резервов ЦБ.
BP=ДR
Когда страна имеет дефицит ВР, растет спрос на иностранную валюту и официальные валютные резервы уменьшаются, поскольку ЦБ должен покупать собственную валюту в обмен на иностранную.
Если официальные валютные резервы уменьшаются на величину ДR в результате того, что страна испытывает дефицит ВР и внутренний кредит (DC) не меняется, тогда денежная база (MB) уменьшается на такую же величину.
Денежная база через денежный мультипликатор связана с предложением денег (предложение денег равно произведению денежной базы и денежного мультипликатора). Если ЦБ не предпринимает никаких шагов в ответ на уменьшение официальных валютных резервов, то денежная база, а следовательно и предложение денег, уменьшаются. Подобная пассивная политика ЦБ при определенных условиях может привести к уменьшению деловой активности, сокращению совокупного спроса, падению уровня выпуска,
Однако существует способ избежать подобного автоматического уменьшения MB. ЦБ может устранить, или "стерилизовать", несбалансированность внешних расчетов таким образом, что она не окажет воздействие на предложение денег. В ходе стерилизации ЦБ нейтрализует изменение в официальных валютных резервах соответствующим изменением в DC таким образом, что MB остается неизменной (или, в случае частичной стерилизации, изменяется на заданную величину), несмотря на изменения в официальных валютных резервах.
Это означает, что в стране, имеющей дефицит платежного баланса, ЦБ будет расходовать официальные валютные резервы, что уменьшит MB, но одновременно будет увеличивать DC, проводя расширительную денежную политику через операции на открытом рынке, снижение ставки дисконта или понижение нормы резервного покрытия для того, чтобы масса денег осталась на первоначальном уровне или уменьшилась на запланированную величину. Политика стерилизации преобладает в странах, осуществляющих кредитно-денежную политику, направленную на поддержание неизменной процентной ставки или неизменного объема денежной массы.
Однако возможности стерилизации ограничены. Длительные дефициты платежного баланса приведут не только к уменьшению официальных валютных резервов ЦБ, но и сделают невозможным дальнейшее расширение внутреннего кредита. В условиях фиксированного валютного курса постоянное расширение внутреннего кредита подорвет доверие к валюте, что выразится в бегстве от этой валюты и спекулятивных натисках на нее. В создавшейся ситуации ЦБ будет вынужден девальвировать валюту или перейти к режиму гибкого валютного курса.
Если целью ЦБ является быстрое восстановление внешнего равновесия для поддержания зафиксированного уровня валютного курса, то он может предпринять действия, противоположные стерилизации. В этом случае дефицит платежного баланса может быть сокращен за счет уменьшения предложения денег, что приведет к снижению внутренних расходов в экономике, в том числе расходов на импорт. Положительное сальдо платежного баланса, наоборот, потребует от ЦБ расширения денежной массы, стимулирующего внутренние расходы и импорт.[8, с. 502]
Макроэкономическая
политика - это действие государства, направленные
на регулирование экономики с целью поддержания
умеренных темпов экономического роста,
высокого уровня занятости, стабильности
цен и внешнеэкономического равновесия.[8,
с.448]
Следует
отметить, что каждая из вышеперечисленных
целей существует не сама по себе, а находится
в тесной взаимосвязи с другими целями,
образуя так называемый «магический четырехугольник»
макроэкономической политики. Достижение
этих целей позволяет государству обеспечивать
как внутреннее, так и внешнее макроэкономическое
равновесие.
Макроэкономическая политика государства рассчитана на долговременную и краткосрочную перспективу. Отсюда выделяют стратегическую и корректирующую макроэкономическую политику.
Стратегическая политика предусматривает достижение долговременных экономических целей: поддержание высоких темпов экономического роста и низкой инфляции, структурная перестройка экономики, экспансия на внешнее рынки, обеспечение полной занятости и социальной стабильности и др.[8, c. 449]
Вместе с тем для достижения долгосрочных целей государство должно постоянно корректировать несовершенства рынка, т.е. проводить корректирующую политику. Такая корректировка рыночных механизмов носит, как правило, кратковременный характер и нацелена на стабилизационный результат. Пример тому – действия государств по смягчению финансового и экономического кризисов, разразившихся в 2008г.
Критериями,
определяющими
Для достижения макроэкономических целей государство применяет определенные инструменты, основными из которых являются бюджетно-налоговая (фискальная) и денежно-кредитная (монетарная) политика. Изменяя тот или иной вид политики, государство может влиять на внутреннее и внешнее макроэкономическое равновесие.
Фискальная политика – это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.
К важнейшим
задачам фискальной политики относятся:
усиление стимулирующей и регулирующей
функций налоговой системы, подготовка
законодательно-нормативного обеспечения
бюджетной и налоговой реформ,
своевременное формирование доходов
государства, совершенствование структуры
и повышение эффективности
Основными инструментами
осуществления налогово-
Под монетарной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Основными целями монетарной политики являются: устойчивые темпы роста национального производства; стабильные цены; высокий уровень занятости населения; равновесие платежного баланса. Осуществляет монетарную политику Центральный (Национальный) банк страны.
Эффективность
монетарной политики зависит от выбора
инструментов денежно-кредитного регулирования.
Их можно разделить на общее и
селективные. Общие воздействуют практически
на все параметры денежно-
Основное
различие в воздействии фискальной
и монетарной политики на макроэкономическое
равновесие состоит в разном влиянии
их на ставку процента, валютный курс и
платежный баланс. Последнее в
открытой экономики является главным
объектом макроэкономического
По степени открытости экономики Беларусь является лидером среди государств СНГ. Мы входим в первую десятку европейских стран по показателю соотношения объема внешней торговли и валового внутреннего продукта. В течение последних лет доля экспорта в ВВП Беларуси остается стабильной и составляет более 50%.