Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 12:44, отчет по практике
Прохождение преддипломной практики включало в себя следующие цели и задачи.
Цели практики:
-совершенствование профессиональной подготовки в рамках выбранной специальности;
-формирования базовых профессиональных навыков и профессионального мышления;
Задачи практики:
-изучение организационной структуры предприятия по месту прохождения практики;
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Анализ деятельности предприятия.
1.1 Общая характеристика ОАО КБ «Восточный»……..…………………………5
1.2 Органы и структура управления ОАО КБ «Восточный»……………............10
1.3 Организационно-экономическая характеристика Восточного экспресс банка………..………………………………………………………….….......…14
2 Исследование системы управления
2.1 Операции кредитования физических лиц ОАО КБ «Восточный»……….….21
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ОАО КБ «Восточный»………………26
2.3 SWOT – анализ бизнес – планирования…………………………………...…30
3Пути совершенствования банковского обслуживания субъектов внешнеэкономической деятельности в ОАО КБ «Восточный»
3.1Предлагаемые рекомендации по совершенствованию банковского обслуживания субъектов внешнеэкономической деятельности……….………32
3.2 Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций……..………………..39
3.3 Бизнес план коммерческого банка…………………………………………….41
Заключение ………………………………………………………………….…….44
Список использованных источников
Таблица 7 - Кредитный портфель ОАО КБ «Восточный» на 01.01.2012 г. (руб.)
01.01.2012 |
КП срочная |
КП просроченная |
Итого КП |
Доля просрочки |
юр.лица |
2362865 |
87441 |
2450306 |
4,08% |
ИП |
29974 |
13281 |
43255 |
0,62% |
физ. лица |
29904377 |
2041195 |
31945572 |
95,30% |
Итого |
32297216 |
2141917 |
34439133 |
100,00% |
Таблица 8 - Кредитный портфель ОАО КБ «Восточный» на 01.01.2013 г.(руб.)
01.01.2011 |
КП срочная |
КП просроченная |
Итого КП |
Доля просрочки |
юр.лица |
3979627 |
104526 |
4084153 |
3,86% |
ИП |
31485 |
15318 |
46803 |
0,57% |
физ. лица |
32512692 |
2587076 |
35099768 |
95,57% |
Итого |
36523804 |
2706920 |
39230724 |
100,00% |
Представлять структуру кредитного портфеля банка схематично нецелесообразно, поскольку даже из данных, представленных в таблицах, явно видно, что доля кредитов, выданных физ.лицам намного превышает долю кредитов, выданных ИП и юр.лицам. Эта доля настолько мала, что не отображается ни на круговой диаграмме, ни на гистограмме.
Как уже было отмечено, из анализа структуры кредитного портфеля, можно сделать вывод о том, что наиболее востребованными кредитами банка являются кредиты, выданные физическим лицам – доля в кредитном портфеле на 01.01.2012г. 93% от общего портфеля банка, а на 01.01.2013г. около 90%. Из чего следует, что является актуальным вопрос предоставления кредитов именно физическим лицам банка.
Анализ кредитных продуктов, предлагаемых физическим лицам значительно шире, чем юридическим. Из анализа структуры кредитного портфеля, можно сделать вывод, что наиболее рискованной сферой кредитования являются кредиты, предоставленные индивидуальным предпринимателя и физическим лицам, так как за период с 01.01.2010г. по 01.01.2013г. доля просроченной задолженности индивидуальных предпринимателей увеличилась с 0,6% до 30,7%. Доля просроченной задолженности физических лиц колеблется в пределах 6-7%, а в абсолютном выражении имеет самые высокие показатели за рассматриваемый период, что связано с долей кредитов физических лиц в общем портфеле, а именно 99% от всего кредитного портфеля банка на 01.01.2010г. и 01.01.2011г. и 93% на 01.01.2012г. в связи с приростом портфеля юридических лиц. Следовательно, вопросы потребительского кредитования населения и проблемы его развития являются для банка ОАО КБ «Восточный» наиболее актуальными, так как приоритетным направлением кредитования банка является именно население страны.
Прямую зависимость объема резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности (далее РВПС) от величины объемов просроченной задолженности банка можно проследить на рисунке 1.
Рисунок 1 - Зависимость объема резервов и просроченной задолженности (руб.)
На рисунке 1 представлена зависимость размера РВСП и объема просрочки по кредитам, создание данного фонда банк производит путем прямого отнесения затрат на прямые расходы банковской деятельности от объема просроченной задолженности, чем больше просрочка, тем больше расходов у банка.
Таким образом, согласно действующему законодательству на территории РФ, чем выше риск невозврата кредита, тем выше размер необходимых к созданию резервов, при этом размер, как правило, определяется длительностью просроченной задолженности во времени. Например, согласно 254-П, как правило, задолженность физических лиц входит в один из портфелей однородных ссуд в зависимости от длительности просрочки. На следующем этапе анализа, целесообразно будет провести зависимость между размером фонда РВПС банка и прибыльностью его деятельности. Данные таблицы №9 составлены на основе публикуемой отчетности банка формы 102:
Таблица 9 - Зависимость между размером фонда РВПС банка и прибыльностью его деятельности (руб.)
дата |
РВПС |
Прибыль |
КП |
на 01.01.2010 |
1596200 |
+1146230 |
20215769 |
на 01.01.2011 |
2235657 |
+1615442 |
24740096 |
на 01.01.2012 |
3238648 |
-235031 |
34439133 |
При максимальном размере отчислений в фонд резервирования по ссудной и приравненной к ней задолженности ОАО КБ «Восточный» заработал за 2011г. 235 млн. убытка, тогда как двумя годами ранее более полутора миллиардов прибыли.
Для исследования внутренней и внешней среды проведем SNW и PEST – анализы.
SNW-анализ — это анализ слабых и сильных сторон организации, при котором оценивается внутренняя среда по трем значениям:
- Strength (сильная сторона)
- Neutral (нейтральная сторона)
- Weakness (слабая сторона).
SNW-анализ
в отличие от SWOT-анализа предполагает
также среднерыночное состояние
(N). Основной причиной добавления
нейтральной стороны является
то, что зачастую для победы
в конкурентной борьбе может
оказаться достаточным
В таблице 10 приведены результаты SNW – анализа
Таблица 10 – SNW – анализ
№ п/п |
Значимые параметры в деятельности предприятия |
S |
N |
W | |
1 |
Обучение персонала |
Х |
|||
2 |
Условия труда |
Х |
|||
3 |
Мотивация и стимулирование персонала |
Х |
| ||
4 |
Текучесть кадров |
Х | |||
5 |
Квалификация персонала |
Х |
|||
6 |
Оценка качества работы персонала |
Х |
|||
7 |
Социальный пакет |
Х |
|||
8 |
Организация планирования |
Х |
|||
9 |
Уровень технической оснащенности |
Х |
|||
10 |
Информационное обеспечение |
Х |
|||
11 |
Организация маркетинга на предприятии |
Х |
|||
12 |
Производственные площади |
Х |
|||
13 |
Организационная структура предприятия |
Х | |||
14 |
Объемы продаж |
Х |
|||
15 |
Ассортимент предлагаемых продукции и услуг |
Х |
|||
16 |
Численность персонала |
Х | |||
17 |
Заработанная плата |
Х |
|||
18 |
Имидж (деловая репутация) предприятия |
Х |
|||
19 |
Психологический климат в коллективе |
Х |
|||
20 |
Финансовая устойчивость предприятия |
Х |
|||
21 |
Территориальное расположение |
Х |
|||
22 |
Ценовая политика |
Х |
Из представленных результатов видно что сильными сторонами предприятия являются: обучение и мотивация персонала, социальный пакет, деловая репутация среди постоянных клиентов, территориальное расположение, ориентация на потребителя. Слабые стороны внутренней среды это: организационная структура предприятия, маленькая численность персонала, текучесть кадров, организационная структура предприятия.
PEST анализ – это инструмент для стратегического прогнозирования, выявления и оценки существенных факторов внешнего окружения компании, которые потенциально могут повлиять на деятельность компании в будущем.
Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
Наиболее эффективно PEST – анализ может быть применим при проведении маркетинговых исследований и при стратегическом планировании на предприятии.
Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Аббревиатура PEST расшифровывается как P (Policy) -политические факторы, E (Economy) - экономические факторы, S (Society) - социальные и общественные факторы и T (Technology) - технологические факторы.
Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно расcматривать в виде таблицы. Результаты проведенного PEST-анализа представлены в таблице 11.
Таблица 11 – PEST – анализ
Политические факторы |
Влияние экономики |
Текущее законодательство на рынке Будущие изменения в законодательстве Регулирующие органы и нормы Правительственная политика, изменение Государственное регулирование конкуренции Торговая политика |
Экономическая ситуация и тенденции Динамика ставки рефинансирования Уровень инфляции Сезонность / влияние погоды Рынок и торговые циклы Платежеспособный спрос |
Выборы на всех уровнях власти Группы лоббирования/давления рынка Экологические проблемы Прочее влияние государства в отрасли |
Потребности конечного пользователя Основные внешние издержки Энергоносители Коммуникации |
Социокультурные тенденции |
Технологические инновации |
Демография Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы Структура доходов и расходов Тенденции образа жизни Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии Модели поведения покупателей Мода и образцы для подражания Мнения и отношение потребителей Потребительские предпочтения Представления СМИ Реклама и связи с общественностью |
Зрелость технологий Изменение и адаптация новых технологий Информация и коммуникации, влияние интернета Потенциал инноваций Доступ к технологиям, лицензирование, патенты |
Определение политических факторов, воздействующих на макросреду предприятия, в PEST-анализе связано с тем, что государственная политика является мощнейшим механизмом, регулирующим кругооборот денежных средств и другие аспекты, влияющие на получение прибыли и ресурсов компании.
Экономические факторы выступают важнейшим стимулятором деловой активности компаний. Они оказывают непосредственное воздействие на состояние спроса, рентабельности и прочие показатели. Соответственно оценка экономических факторов способствует пониманию того, как в обществе распределяются экономические ресурсы.
Социальные факторы являются определяющими в выявлении потребностей потенциальных клиентов компании. Они значительным образом влияют на разработку рекламных и маркетинговых кампаний, и другие аспекты деятельности по развитию компании.
Анализ технологических факторов необходим для того, чтобы не отстать от инновационных и перспективных тенденций производства, вовремя отказаться от устаревших методов.
SWOT-анализ - это метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его. Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Ситуация на рынке постоянно изменяется, поэтому и анализ следует проводить довольно часто, исходя из необходимости оценки рыночной ситуации.
Для определения сильных и слабых сторон, возможностей был проведен SWOT-анализ, который дал нам представление о внутреннем состоянии организации и внешней среде ее функционирования. Грамотное использование анализа может помочь предприятию в формировании рыночной стратегии развития.
Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации; внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей. Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве продукции, известности торговой марки и т.п.