Оценка и контроль стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 09:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется в том, стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.
В курсовой работе использованы труды таких авторов как И.Н. Герчикова, Г.Я. Гольдштейн, Г.Л. Багиев, В.А. Винокуров, М.М. Алексеева О.С. Виханский и др.

Содержание

Введение….……………………………………………………………..………..3
Глава I. Оценка и контроль стратегического планирования на предприятии………………………………………………………. ………..…….5
1.1. Понятие и сущность стратегического планирования....….……………….5
1.2. Стадии стратегического планирования……………...…..………………..
1.3. Структура стратегического планирования………………………………...
Глава II. Стратегическое планирование на примере предприятия
ООО «СУБР-3»………………………………………………………………..…
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………
2.2. Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3»……..
Заключение……………………………...………………………………………
Список литературы………………………...…………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Копия оригин стратег менед.docx

— 43.51 Кб (Скачать файл)

 

Национальный Открытый Институт России г. Санкт-Петербург

 

 

Кафедра менеджмента

Дисциплина «Стратегический  менеджмент»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Проверил ____________________

Дата ________________________

Оценка ______________________

 

Санкт-Петербург

 

2012

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение….……………………………………………………………..………..3

Глава I. Оценка и контроль стратегического планирования на предприятии………………………………………………………. ………..…….5

1.1. Понятие и сущность  стратегического планирования....….……………….5

1.2. Стадии стратегического  планирования……………...…..………………..

1.3. Структура стратегического  планирования………………………………...

Глава II. Стратегическое планирование на примере предприятия

ООО «СУБР-3»………………………………………………………………..…

2.1. Краткая характеристика  предприятия……………………………………

2.2. Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3»……..

Заключение……………………………...………………………………………

Список литературы………………………...…………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется в том, стратегическое планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений, функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического  планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации  в целом и отдельные люди будут  лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.

В курсовой работе использованы труды таких авторов как И.Н. Герчикова, Г.Я. Гольдштейн, Г.Л. Багиев, В.А. Винокуров, М.М. Алексеева О.С. Виханский  и др.

Целью работы является изучение теоретических и практических основ  стратегического планирования на современном  предприятии.

Достижение указанной  цели потребовало постановки и решения  следующих задач:

- раскрыть понятие и  сущность стратегического планирования;

- изучить стадии стратегического  планирования;

- рассмотреть структуру стратегического планирования;

-охарактеризовать стратегическое  планирование современного предприятия.

Объектом исследования является компания ООО «СУБР-3».

Предметом курсовой работы является анализ стратегического планирования ООО «СУБР-3».

Теоретической и методологической основной исследования являются труды современных экономистов по изучаемым вопросам, учебные и методические пособия, а также статьи из экономических периодических изданий.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения и выводы могут использоваться:

- в качестве теоретической  основы для стратегического планирования  современных предприятий;

- в учебном процессе  для преподавания курса «Планирование  на предприятии».

Структура работы. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим вопросам оценки и котроля стратегического планирования. Во второй главе описывается стратегическое планирование на современном предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ  СТРАТЕГИЧСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Понятие и сущность  стратегического планирования

        Стратегическое планирование1 - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

       Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

       Стратегическое планирование дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.

      До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

Сущность стратегического  планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса:

• В каком положении  предприятие находится в настоящее  время?

• В каком положении  оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

• Каким способом достигнуть желаемого положения?

      Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического планирования как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.

     Третий вопрос стратегического планирования связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

      Цель стратегического планирования состоит в том, чтобы через генерирование и выбор соответствующих стратегий определить оптимальный путь развития предприятия с точки зрения повышения ценности капитала.

Цели стратегического  планирования обеспечиваются за счет следующих факторов:

- высокого профессионализма  и творчества служащих;

- тесной связи организации  с внешней средой;

- обновления продукции; 

- совершенствования организации  производства, труда и управления;

- реализации текущих планов;

- включения всех работников  предприятия в реализацию целей  и задач предприятия.

       В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.

       В мировой практике для определения подходов к достижению сформулированной генеральной цели стратегического планирования применяется технология «дерева целей»2, то есть построения иерархии стратегических подцелей и задач, проекты решения которых и должны составить содержание стратегического плана.

       Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.

Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования:

1. Стратегическое планирование  не дает и не может дать  в силу своей сущности детального  описания картины будущего. То, что  оно может дать — качественное  описание состояния, к которому  должна стремиться фирма в  будущем, какую позицию может  и должна занимать на рынке  и в бизнесе, чтобы ответить  на главный вопрос — выживет  или нет фирма в конкурентной  борьбе.

2. Стратегическое планирование  не имеет четкого алгоритма  составления и реализации плана.  Его описательная теория сводится  к определенной философии или  идеологии ведения бизнеса. Поэтому  конкретный инструментарий во  многом зависит от личных качеств  конкретного менеджера, а в  целом стратегическое планирование  — симбиоз интуиции и искусства  высшего менеджмента, способность  менеджера вести фирму к стратегическим  целям. 

3. Процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием. Это объясняется более жесткими требованиями к стратегическому плану. Он должен быть гибким, реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде.

4. Негативные последствия  ошибок стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее,  чем в традиционном, перспективном. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для предприятий, осуществляющих безальтернативную хозяйственную деятельность.

5. Стратегическое планирование  должно быть дополнено механизмами  реализации стратегического плана,  т.е. эффект может дать не  планирование, а стратегическое  управление, ядром которого является  стратегическое планирование. А  это предполагает, в первую очередь,  создание на предприятии организационной  культуры, позволяющей реализовать  стратегию, системы мотивации  труда, гибкой организации управления  и т.п. Поэтому создание подсистемы  стратегического планирования на  конкретном предприятии следует  начинать с наведения порядка  в системе управления, с повышения  общей культуры управления, укрепления  исполнительской дисциплины, совершенствования  обработки данных и т.п. В  этом отношении стратегическое  планирование — не панацея  от всех управленческих болезней, а всего лишь одно из средств. 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Стадии стратегического  планирования.

      Первая стадия – конструирование процесса3

Процесс стратегического планирования начинается, когда высшее руководство организации осознает интерес к стратегическому планированию и проявляет готовность взять на себя ответственность за него. Выраженная поддержка высших органов власти необходима, чтобы были выделены достаточные ресурсы для стратегического планирования, и произведены требуемые изменения в самой культуре организации, то есть в способах ведения бизнеса, принятия решений и имидже.

      Вторая стадия – исследование (сканирование) внешней среды4

Исследование (сканирование) среды – решающая стадия стратегического  планирования. Внешняя среда организации  исследуется с целью выявить  обстоятельства (или тенденции), которые  могут повлиять на способность организации  выполнять свои функции. Для бизнеса  внешней средой является рынок, государственное  регулирование и поведение конкурентов. Для муниципальных властей внешняя  среда может включать законодательную  базу, тенденции в экономике и  прочие факторы. Типичные сферы анализа  включают экономику, демографию, социо-культурный аспект, политико-институциональную  и технологическую сферу. Уже  на этой стадии исследование должно иметь  стратегический характер, необходимо определить Угрозы и Возможности, очевидно затрагивающие главное направление  развития и действия организации. Различные  проблемы имеют различные циклы  эволюции от возникновения проблем  до нарастания и окончательного решения. Тот, кто занимается сканированием  внешней среды, должен быть хорошо знаком со стадиями цикла данной проблемы и интерпретировать ее соответственно.

       Третья стадия – исследование (сканирование) внутренней среды5

Зафиксировав состояние  внешней среды как контекст развития, организация затем учитывает  свои внутренние ресурсы, возможности  и ограничения (Сильные и Слабые стороны). Ключевым на этой стадии является соотнесение внутренних ресурсов с  внешними угрозами и возможностями. Сильные стороны организации  должны быть еще более усилены, слабые стороны исправлены.

        Четвертая стадия – формулировка миссии, целей, задач и плана действий

Существует иерархия элементов  плана, которая проясняет и облегчает  установление необходимой связи  между желаемым конечным состоянием и средствами, с помощью которых  оно может быть достигнуто.

Информация о работе Оценка и контроль стратегического планирования