Оценка конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является оценка конкурентоспособности предприятия.
Задачами работы выступают: рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности и методов ее оценки; определение основных конкурентов и оценка конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования является розничная сеть магазинов «Магнит».

Вложенные файлы: 1 файл

конкуретоспособность магнит.docx

— 78.08 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В условиях рыночной экономики, нестабильной внешней среды возникает  потребность в применении наиболее современных и эффективных концепций  развития национальной экономики. Самой  главной и, безусловно, значимой проблемой  для любого предприятия, организации  стала проблема выживаемости и предотвращения угрозы банкротства.

В условиях экономической  свободы хозяйственным субъектам  для выживания следует соблюдать  требования рынка: удовлетворять потребность  потребителей более качественно  и по более приемлемой для них  цене. Данное требование рынка предоставляет  стремление субъектов рыночного  хозяйства овладеть вниманием покупателей  и побудить их приобрести товары фирмы. Следовательно, при широком выборе различных товаров и услуг  на рынке неизбежна конкуренция  между хозяйственными субъектами.

В современной экономике  в настоящее время уделяется, большое внимание конкуренции. Конкуренция  одна из наиболее важных проблем стоящих  у предприятий на сегодняшний  день.  Конкурентное преимущество организации  лежит в основе ее успешной деятельности на рынке.

В понятие конкурентоспособности  организации вкладывается ее способность  выпускать конкурентоспособную  на конкретном рынке продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны или за ее пределами. В масштабе страны конкурентоспособность  означает эффективную интеграцию в  мировое хозяйство, соответствующее  функционирование всех его структур для обеспечения суверенитета и  высокого качества жизни населения. Повышение конкурентоспособности  организации — залог повышения  конкурентоспособности страны.

В настоящее время не существует единого определения понятия  «конкурентоспособности». Основными  факторами, которые обуславливают  возможность множественности трактовок  этого понятия, являются различные  исходные позиции экономистов, а  также и то, что в качестве производителя  рассматривается лишь отдельное  предприятие, отрасль или вся  экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку  успешно конкурирующий на одних  рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным  на других.

Быстрые изменения внешней  среды отечественных предприятий  стимулируют появление новых  методов, систем и подходов к управлению конкурентоспособностью. Наиболее распространенными  являются методы оценки возможностей конкурентов посредством специальных  экспертных исследований и косвенных  расчетов на основе известных данных. Широко используется на практике для  анализа конкурентов и «метод отражения», заключающийся в выявлении  информации об интересующей фирме у  клиентов или посредников данной фирмы. Исследование конкурентов должно быть направлено на те же сферы, которые были предметом анализа потенциала собственного предприятия. Это может обеспечить сравнимость результатов.

Целью работы является оценка конкурентоспособности предприятия.

Задачами работы выступают: рассмотрение теоретических основ  конкурентоспособности и методов  ее оценки; определение основных конкурентов  и оценка конкурентоспособности  предприятия.

Объектом исследования является розничная сеть магазинов «Магнит».

 

 

 

1. Теоретические  аспекты оценки конкурентоспособности  предприятия

 

  • Понятие конкурентоспособности
  •  

    Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению  к другим предприятиям данной отрасли  внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность  не является имманентным качеством  фирмы, это означает, что конкурентоспособность  фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся  к одной отрасли, либо фирм, выпускающих  аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность  можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

    Таким образом, конкурентоспособность  фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может  быть признана конкурентоспособной, а  в рамках отраслей мирового рынка  или его сегмента - нет. Оценка степени  конкурентоспособности, т.е. выявление  характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими  фирмами, заключается в первую очередь  в выборе базовых объектов для  сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или  за ее пределами. Такая фирма-лидер  должна обладать следующими параметрами:

        • соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
        • соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
        • соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

    Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над  другой может быть оценено в том  случае, когда обе фирмы удовлетворяют  идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам  рынка. При этом фирмы находятся  примерно в одних и тех же фазах  жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение  будет некорректным.

    Далее, исходя из того, что  конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов фирмы, для  ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением  прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются  в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может  быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде  ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной  оценки конкурентоспособности фирмы  ее руководству необходима возможность  слежения рынка, особенно за пределами  страны.

    Сложность, а иногда и  полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может  создать у руководства фирмы  необоснованное мнение о превосходстве  фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы.

    В настоящее время, для  того чтобы фирма была конкурентоспособной  в борьбе с ведущими фирмами, требуются  совершенно новые подходы к организации  производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались  в прошлом. И прежде всего новые  подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

    Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда факторов, которые  можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить  на три группы факторов:

        • технико-экономические;
        • коммерческие;
        • нормативно-правовые.

    Технико-экономические факторы  включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или  услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности  труда, издержек производства, наукоемкость продукции и пр.

    Коммерческие факторы  определяют условия реализации товаров  на конкретном рынке. Они включают:

      • конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
      • предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);
      • рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
      • имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

    Нормативно-правовые факторы  отражают требования технической, экологической  и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.

    Высокая конкурентоспособность  фирмы является гарантом получения  высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь  такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном  отрезке. В связи с этим перед  любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности  предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

    Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному  поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению  сервиса, рекламы.

    Основой конкурентоспособности  предприятия является конкурентоспособность  его продукции.

     

      1.  Методики оценки конкурентоспособности

     

    Изучение конкурентов  и условий конкуренции в отрасли  требуется фирме в первую очередь  для того, чтобы определить, в  чем ее преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать  выводы для выработки фирмой собственной  успешной конкурентной стратегии и  поддержания конкурентного преимущества.

    Определение собственной  конкурентоспособности предприятия  является неотъемлемым элементом маркетинговой  деятельности любого хозяйствующего субъекта.

    Оценка конкурентной позиции  фирмы требуется для:

      • разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
      • выбора предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции;
      • привлечения средств инвестора в перспективное производство;
      • составление программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др.

    В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение  предприятия на отраслевом рынке.

    Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной  и объективной методики оценки конкурентоспособности.

    Существуют разные методы оценки конкурентоспособности: матричные, основанные на конкурентоспособности  продукции,  основанные на теории эффективной  конкуренции, комплексные. Рассмотрим те, методы, которые целесообразно  применить для оценки конкурентоспособности  предприятия:

    1) методика сравнительного  анализа конкурентов

    На первом этапе на основе государственных регистров и  собственных наблюдений выбираются конкуренты.

    Процесс анализа конкурентоспособности  предприятия начинается с определения  основных конкурентов.

    Для этого используют различные  приемы выбора конкурентов.

    - Выбор ближайших конкурентов.  В список входят конкуренты, предоставляющие  аналогичные услуг, объем реализации которых в натуральном и стоимостном выражении ближе всего к соответствующим значениям рассматриваемого предприятия.

    - Выбор более мощных конкурентов.  Выбираются предприятия более  мощные в финансовом отношении,  рыночная доля которых выше. Обычно  это предприятия, определяющие  характер конкурентной борьбы  и имеющие явные конкурентные  преимущества.

    - Выбор конкурентов, обладающих  значительной суммарной долей  на рынке. Как правило, это  наиболее представительная часть  предприятий (суммарная доля рынка  более 50%), определяющих основные  тенденции и традиции данного  товарного рынка. 

    - Выбор всех действующих конкурентов  в рамках географических границ  рынка дает возможность провести  системный анализ конкуренции  в отрасли за счет полноты  и представительности состава  рассматриваемых объектов.

    - Выбор всех возможных конкурентов.  Помимо действующих предприятий  в эту группу входят и потенциальные  конкуренты, которые могут в ближайшей  перспективе появиться на анализируемом  рынке. 

    Важным  критерием отбора является сопоставимость масштабов деятельности. Однако необходимо отметить, что группа значительно  уступающих по масштабам предприятий (каждое из которых можно не рассматривать  в качестве конкурента) в результате конъюнктурного совпадения интересов (целей) может оказаться достаточно сильным конкурентом. Также важным является учет потенциальных конкурентов.  

    Решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности  предприятия, принимается с учетом целей оценки. В качестве источников информации о конкурирующих фирмах используются официальные данные о  фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно  с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного  персонала, поставщиков и других агентов на рынке; кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций. 

    Каждому из этих параметров нужно дать количественную оценку. Сделать это можно экспертным путем, например, проранжировать все параметры для каждого предприятия по шкале от 1 до 5 баллов. Если по строке «рыночная доля» проставлена оценка 1 для 1-го конкурента, то это означает, что именно рыночная доля является его слабой стороной. Если наоборот, оценка равняется 5 баллам, то данный параметр является его наиболее сильной стороной.            

    Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия