Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Стройбат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 06:12, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью бакалаврской работы является изучение и оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стройбат» и разработка мероприятий направленных на ее повышение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть основные факторы влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- определить мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности предприятия;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия и продукции 5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 14
2 Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Стройбат» 23
2.1 Общая характеристика организации ООО «Стройбат» 23
2.2 Анализ конкурентной среды на рынке 25
2.3 Методика конкурентоспособности предприятия 28
3 Направления по повышению конкурентоспособности предприятия 35
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации ООО Стройбат 35
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 38
Заключение 40
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР_Бурмистрова.doc

— 676.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АлтГТУ

БАКАЛАВРСКАЯ   РАБОТА

группа Км-М(с)-11

направление подготовки 0802000

Менеджмент

Бурмистрова Анна Александровна

2015 г.


 

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

 им. И.И. Ползунова»

 

Факультет (институт) __________________________________

Кафедра ____________________________________________

Направление _________________________________________

 

 

 

УДК________                                                                     Допустить к защите в ГЭК

Заведующий кафедрой

_______________________

                                                                                     (подпись)         (инициалы, фамилия)

                                                                     « ____»___________ 201_ г.

  

 

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

БР 080200.43.000ПЗ

 

 

__Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Стройбат»____

(тема  бакалаврской работы)

 

 

Пояснительная записка

 

 

Студент группы ___Бурмистрова Анна Александровна_______________________

                                                                                                (фамилия, имя, отчество)                                                                  

Руководитель

работы               __к.п.н., доцент каф.ИП_____________________А.В. Нечаева___

                                                    (должность, ученая  степень)                                                                                           (инициалы, фамилия)

Консультант__________________________________________________________

                                                      (должность, ученая степень)                                             (подпись)                             (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2015 

РЕФЕРАТ


 

Бакалаврская работа содержит 50 листов пояснительной записки. Текст пояснительной записки состоит из 3 разделов и 8 подразделов, 7 таблиц, 7 рисунков, 1 приложение. Бакалаврская работа выполнена с использованием 42 источника.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, методы оценки конкурентоспособности.

Бакалаврская работа посвящена оценке конкурентоспособности предприятия и разработке мероприятий направленных на ее повышение. Объектом исследования в данной работе является ООО «Стройбат».

Цель работы – оценка конкурентоспособности предприятия и разработка мероприятий направленных на ее повышение.

Во введении содержится обоснование актуальности темы бакалаврской работы, определяются главная цель и задачи, объект и предмет исследования и раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе. Также отражена теоретическая и практическая значимость выбранной темы, раскрыто методическое и информационное обеспечение бакалаврской работы.

В первой главе дипломного исследования рассматриваются теоретические основы конкурентоспособности предприятия, раскрываются основные понятия, факторы и методы оценки конкурентоспособности предприятия.

Во второй главе дана общая характеристика ООО «Стройбат», проведен анализ конкурентной среды на рынке, приведена методика оценки конкурентоспособности предприятия; сформулированы основные выводы исследования.

Третья глава содержит выводы, касающиеся проведенного исследования, а также предложены мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности предприятия ООО «Стройбат».

В заключении кратко излагаются основные выводы и подводятся итоги проделанной работы.

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Современное экономическое развитие характеризуется ведущим значением технико-технологических факторов, являющихся главным материальным источником экономического роста. Внедрение новых технологий стало основным средством повышения эффективности производства, улучшения качества товаров и услуг, а также ключевым условием конкурентоспособности предприятий.

Однако переход к рыночным отношениям и усиленный приток на российский рынок зарубежных товаров выявил узость отечественного ассортимента промышленной продукции, неэффективность используемых технологий, а также ряд проблем, связанных с качеством и безопасностью выпускаемой продукции. Поэтому проблема насыщения отечественного рынка высококачественной и доступной по цене российской продукцией является одной из основных и непосредственно связана с необходимостью повышения технико-экономического уровня производства промышленных предприятий.

Несмотря на некоторые положительные результаты, достигнутые российскими промышленными предприятиями в последние годы (внедрение высокопроизводительного и экологически безопасного оборудования, новых технологических процессов), темпы прогрессивных технико-экономических сдвигов уступают потенциально возможным. Практически повсеместно используются традиционные (иногда даже устаревшие) технологии, приводящие к накоплению значительного количества малоиспользуемых отходов от переработки различного сырья. Это не только отрицательно влияет на эффективность производственной деятельности промышленных предприятий и их конкурентоспособность, но и создает экологические проблемы.

Актуальность темы бакалаврской работы объясняется необходимостью оценки взаимодействия новых технологий с социально-экономической средой, выделение приоритетных направлений ресурсного обеспечения и альтернатив развития промышленности посредством применения методов прогнозирования ее технико-экономического развития.

Основной целью бакалаврской работы является изучение и оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стройбат» и разработка мероприятий направленных на ее повышение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие конкурентоспособности предприятия;

- рассмотреть основные факторы влияющие на конкурентоспособность предприятия;

- определить мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности предприятия;

- охарактеризовать организационно-правовую структуру и основные экономические показатели деятельности анализируемого объекта;

- дать оценку конкурентоспособности  предприятия;

- разработать  мероприятия направленные на ее повышение.

Объектом исследования является ООО «Стройбат» - торговое предприятие, реализующее строительные и отделочные материалы.

Предметом исследования – оценка конкурентоспособности предприятия на рынке строительных материалов г.Камень-на-Оби и района.

В качестве научно-методологической основы бакалаврской работы выступают труды зарубежных и отечественных авторов, таких как: Азоев Г.Л., Белоусов В.Л., Сыроежин И.М., Котлер Ф., Портер М.  и другие.

Материалами для анализа служат: годовой бухгалтерский отчет, текущая статистическая и оперативная отчетность, нормативные документы и другие источники. Особое внимание уделялось ознакомлению с формами бухгалтерской и статистической отчетности по основным показателям хозяйственной деятельности.

1 Теоретические основы  конкурентоспособности предприятия

1.1 Понятие конкурентоспособности  предприятия и продукции

 

Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.

Повышение конкурентоспособности отечественной промышленности на сегодняшний день едва ли не главное в ряду основных направлений выхода из экономического кризиса, поскольку решение данной проблемы является основным критерием эффективности производства, результативности деятельности системы управления различных уровней [1].

Конкурентоспособность на товарных рынках стала основой экономической безопасности страны. Располагая в недалеком прошлом мощным научно-техническим потенциалом (воспроизводство которого стало невозможным из-за недостатка финансирования), дешевой квалифицированной рабочей силой и собственными ресурсами многих видов сырья, Россия имеет огромные возможности для повышения конкурентоспособности.

Данная проблема до недавнего времени практически не рассматривалась в научных трудах отечественных экономистов. И этому есть соответствующее объяснение. Административно-командные методы ведения хозяйства не способствовали становлению конкурентных отношений между предприятиями вследствие ограничения свободы действий предпринимательской деятельности, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятий, неразвитости основных рыночных институтов.

Переход от административно-командной к рыночной экономике способствовал значительному росту цен на продукцию при одновременном снижении качества предлагаемых товаров. Такое положение дел явилось возможным в результате чрезмерной монополизации экономики, что выражалось в высокой степени концентрации и узкой предметной специализации. Поэтому с целью регулирования монопольного рынка в 1993 г. был принят закон «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках», который способствовал созданию нормативной базы конкурентных отношений.

В условиях реформирования российской экономики принципиально изменяется подход к созданию систем обеспечения конкурентоспособности предприятия. Эта проблема выдвигается на первый план всей экономической политики государства [4].

Конкурентоспособность предприятий – это проблема не только отечественной, но и мировой экономики. Как считает авторитетный американский ученый, член Комиссии по конкурентоспособности в промышленности при президенте США М. Портер, пока «не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность означала низкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны, - это продуктивность использования ресурсов».

А так как категория «конкурентоспособность предприятия» является практически базовой ячейкой национальной конкурентоспособности в части экономической составляющей, то следует обратиться к ее определению.

Так, экономисты исследовательской организации «European Management Forum» (г.Женева) предлагают следующее определение: «Конкурентоспособность фирмы – это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов»[13].

По сути, данную формулировку можно свести к следующему: конкурентоспособность предприятия – это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента. Такая формулировка ограничивает данную категорию одним свойством – способностью изготовлять и сбывать товар.

Среди российских экономистов также существуют приверженцы данной трактовки понятия «конкурентоспособность». Так, например, Э.Б. Фигурнов и Ю.Ю.Донец рассматривают в качестве главной составляющей конкурентоспособности предприятия эффективность использования его производственного потенциала, т.е. способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента [3].

Следующая точка зрения, представленная ученым Т.Коно, выражается в рассмотрении конкурентоспособности предприятия как совокупности характеристик, включающих в себя:

  1. захваченную предприятием долю рынка;
  2. способность предприятия к производству, сбыту и развитию;
  3. способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели.

Экономист М.О.Ермолов считает конкурентоспособность предприятия «…относительной характеристикой, отражающей отличие процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности». Но, такая трактовка сводит понятие конкурентоспособности предприятия к понятию конкурентоспособности продукции, в то время как конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции соотносимы между собой как целое и часть. Т.е. конкурентоспособность предприятия проявляется через конкурентоспособность продукции, так как сообщает ей определенные потребительские свойства.

Необходимо рассмотреть отличия характеристик конкурентоспособности предприятия от аналогичной характеристики товара. Анализ современных концепций конкурентоспособности производителя показывает, что применительно к предприятию их, по крайней мере, два.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Стройбат»