Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 06:12, дипломная работа
Основной целью бакалаврской работы является изучение и оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стройбат» и разработка мероприятий направленных на ее повышение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть основные факторы влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- определить мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности предприятия;
Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия и продукции 5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 14
2 Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Стройбат» 23
2.1 Общая характеристика организации ООО «Стройбат» 23
2.2 Анализ конкурентной среды на рынке 25
2.3 Методика конкурентоспособности предприятия 28
3 Направления по повышению конкурентоспособности предприятия 35
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации ООО Стройбат 35
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 38
Заключение 40
Список использованных источников 42
9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» — данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам:
- концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
- качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
- цена товара с возможной наценкой;
- финансы - как собственные, так и заемные;
- торговля — с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
- послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
- внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
- предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.
В таблице 2 представлен SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия.
Таблица 2 - SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия
Внутренняя среда |
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
узкая специализация; |
нехватка денежных | |
Внешняя среда |
малые транспортные |
средств для |
расходы |
расширения | |
производства | ||
Возможности: |
Направленность |
Направленность |
сохранение старых |
стратегии: |
стратегии: |
позиций на |
повышение |
использовать |
завоеванном рынке |
конкурентоспособное |
преимущества узкой |
и предприятия |
специализации | |
Внешние факторы: |
Направленность |
Направленность |
ввоз импортных |
стратегии: |
стратегии: |
продуктов |
воздействие внешних |
быстрая доставка |
факторов возможно |
продукции | |
нейтрализовать |
до потребителя | |
посредством |
||
уменьшения затрат |
||
на транспортировку |
Оценка возможностей предприятия по этим факторам позволяет построить «гипотетический многоугольник конкурентоспособности» (рисунок 5).
Рисунок 5 – Многоугольник конкурентоспособности
Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы друг на друга, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.
Необходимо отметить, что вышерассмотренные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой — стоимость этих факторов, следующий - качество продукции. Однако, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.
В качестве одного из вариантов оценки конкурентоспособности предприятия предлагается следующий метод, в основе данного метода лежит оценка основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по данному методу включает следующие этапы [12]:
1) выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия;
2) расчет коэффициентов весомости выбранных критериев;
3)определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности предприятие для каждой группы критериев и перевод показателей в относительные величины (для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени;
4) расчет коэффициентов весомости выбранных единичных показателей;
5) расчет количественных значений критериев конкурентоспособности предприятия;
4) расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия.
Было выделено пять групп показателей, характеризующих тот или иной критерий конкурентоспособности.
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом, экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве. Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования. В четвертую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена, доля на рынке и т.д. В пятую группу входят показатели, характеризующие деловую активность предприятия: быстрота реакции на заказы, инвестиционная привлекательность и т.д.
Как правило, для обеспечения репрезентативности оценки конкурентоспособности критерии и показатели, входящие в вышерассмотренные группы, имеют коэффициенты весомости. Определение этих коэффициентов проводится методом экспертных оценок [3].
Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения. Метод экспертных оценок применяется в случаях, когда:
1) длина исходных динамических рядов недостаточна для оценивания с использованием экономико-статистических методов;
2) связь между исследуемыми явлениями носит качественный характер и не может быть выражена с помощью традиционных количественных измерителей;
3) входная информация неполная и невозможно предсказать влияние всех факторов;
4) возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений.
Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.
Выделяют следующие стадии экспертного опроса:
1) формулировка цели экспертного опроса;
2) подбор основного состава рабочей группы;
3) разработка и утверждение технического задания на проведение экспертного опроса;
4) разработка подробного сценария проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок), включая как конкретный вид экспертной информации (слова, условные градации, числа, ранжирование, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы) и конкретные методы анализа этой информации;
5) подбор экспертов в соответствии с их компетентностью;
6) формирование экспертной комиссии;
7) проведение сбора экспертной информации;
8) анализ экспертной информации;
10) интерпретация полученных результатов и подготовка заключения;
11) принятие решения — выбор альтернативы.
Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано, в других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы.
Среди наиболее распространенных методов получения экспертных оценок можно выделить:
— метод «Дельфы»;
— метод «снежного кома»;
— метод «дерева целей»;
— метод «комиссий круглого стола»;
— метод эвристического прогнозирования;
— матричный метод.
Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле:
Ккп = к *Эп+к2*Фп+к3*Эс+к4*Кт+к *Кд ,
где, Ккп -- коэффициент конкурентоспособности предприятия,
Эп — значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия,
Фп — значение критерия финансового положения предприятия,
Эс — значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке,
Kт — значение критерия конкурентоспособности товара,
Кд — значение критерия деловой активности предприятия,
к1, к2, кЗ, к4, к5 - коэффициенты весомости критериев.
Расчет критериев конкурентоспособности предприятия производится по формуле:
Кpn = ∑ аi * Пi,
где Крn — критерий конкурентоспособности предприятия,
ai — коэффициент весомости i-ro единичного показателя, раскрывающего n-й критерий конкурентоспособности предприятия,
Пi — значение i-ro единичного показателя (в баллах), раскрывающего n-й критерий конкурентоспособности предприятия.
По сравнению с ранее рассмотренными методами предложенная методика оценки конкурентоспособности охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей одного предприятия за разные промежутки времени дает возможность применить этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб. Проведенный анализ методов конкурентоспособности предприятий и продукции подтверждает необходимость решения задачи оценки конкурентоспособности предприятий в условиях рынка.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Анализ литературных источников и методических разработок, посвященных вопросам оценки конкурентоспособности различного вида и уровня, показал, что наиболее слабым звеном в оценке конкурентоспособности предприятия является отсутствие комплексности и единства подходов. Существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются в основном продукции и в меньшей степени затрагивают деятельность предприятия. Анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость ее комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения основных показателей его хозяйственной деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью «Стройбат» - это торговое предприятие, которое осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке г.Камень-на-Оби и его районах. Основным видом деятельности предприятия является оптовая и розничная торговля строительными и отделочными материалами.
В настоящее время, данное предприятие является юридическим лицом и имеет самостоятельный отчетный баланс, расчетный счет и иные счета в Сбербанке РФ, круглую печать, штампы, бланки с указанием своего полного наименования.
Торговое предприятие ООО «Стройбат» было создано 26 апреля 2010 года в соответствии с действующим законодательством РФ. В своей деятельности ООО «Стройбат» руководствуется Уставом и Учредительным договором, а также соответствующими законодательными актами в сфере предпринимательской деятельности.
Данное предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. От своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для продажи продуктом, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Также данное предприятие самостоятельно отвечает за полученные результаты от своей торговой деятельности и выполнение обязательств перед заказчиками, бюджетами, банками и другими контрагентами.
Источниками формирования финансовых результатов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг. На предприятии созданы следующие фонды: уставный, социального развития, резервный и другие фонды общего и специального назначения.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей.
Управление деятельностью предприятия осуществляется директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штаты.
Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размеры оплаты труда работников предприятия установлены согласно штатному расписанию.
Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством РФ.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемым и утверждаемым планом экономического и социального развития.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Стройбат»