Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Стройбат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 06:12, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью бакалаврской работы является изучение и оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стройбат» и разработка мероприятий направленных на ее повышение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть основные факторы влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- определить мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности предприятия;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия и продукции 5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 14
2 Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Стройбат» 23
2.1 Общая характеристика организации ООО «Стройбат» 23
2.2 Анализ конкурентной среды на рынке 25
2.3 Методика конкурентоспособности предприятия 28
3 Направления по повышению конкурентоспособности предприятия 35
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации ООО Стройбат 35
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 38
Заключение 40
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР_Бурмистрова.doc

— 676.00 Кб (Скачать файл)

Интегральный показатель = 0,75*0,06*0,99=0,05

На основании рассмотренных аналитических подходов к исследованию конкурентоспособности предприятия была разработана единая методика оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающая все направления анализа и позволяющая выявить слабые места в его деятельности в рамках каждого из исследуемых направлений и принять соответствующие эффективные маркетинговые решения для их устранения.

 

3 Направления по повышению конкурентоспособности предприятия

3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации ООО Стройбат

 

Конкурентоспособность любой фирмы определяется её возможностью предоставить покупателю совокупность всех трех составляющих услуги, т.е. саму услугу, с дополняющим ее окружением.

Для повышения конкурентного уровня, фирмы используют, в основном, второй и третий уровень товара.

Характеристики, относящиеся ко второму уровню услуги следующие:

1. Качество услуги;

2. Свойства услуги;

3. Марка услуги;

4. Гибкие условия предоставления  услуги и др.

Учитывая стаж работы ООО «Стройбат» на рынке одним из направлений по улучшению рыночных позиций можно назвать активизацию рекламной деятельности, то есть привлечение внимания клиентов с помощью рекламы. Это могут быть следующие меры:

- Прямая рассылка рекламных листовок по районам.

- Плакат, афиша – графическое рекламное средство, цель которого – ознакомление людей с основными качествами фирмы.

- Реклама на транспорте – представлена объявлениями внутри и снаружи транспортных средств. Реклама на транспорте позволяет выбрать отдельные маршруты и виды транспортных средств, на которых можно разместить рекламу в том количестве и в той последовательности, которые наиболее оптимальны в этих условиях.

- Реклама на остановках городского транспорта – аналогична рекламе на транспорте. Читают эту рекламу на более близком расстоянии, поэтому с её помощью можно передавать более полные по сравнению с рекламой на городском транспорте рекламные обращения.

- Реклама на Интернет-страницах.

На сегодняшний день целесообразно выводить услуги на новые сегменты рынка, привлекать потенциальных потребителей с помощью усиленной рекламы, снижать цену на товар, улучшать сервисное обслуживание покупателей до и после покупки, закреплять имидж фирмы.

Когда происходит расширение рынка и оборот услуги достигает максимума, необходимо предпринимать действия по расширению ассортиментной группы, а также внедрять более совершенные методы обслуживания клиентов. На этой стадии желательно завоевать доверие потребителей, не пользующихся ранее товарами фирмы, стимулировать более интенсивное потребление товара покупателями. Для примера, к данной стадии можно отнести введение в магазины системы самообслуживания, расширение ассортимента и цветовой гаммы товаров (обои, краски, металлопрофиль и т.д.).

Стадия насыщения, когда, несмотря на меры в фазе зрелости услуги рост продаж не наступает и даже намечается тенденция их падения. На данном этапе необходимо совершенствовать качество сервисного обслуживания, активировать рекламные средства, снижать цену.

Стадия спада – характеризуется резким снижением объемов продаж, а затем и прибыли. Частая ошибка в том, что компании не хотят отказываться от реализации устаревших товаров по более низким ценам. Но необходимо иметь в виду что, несмотря на все старания компании, прибыльность от реализации устаревших товаров падает и наступает глубокий спад. Поэтому при реализации строительных и отделочных материалов, организации должны учитывать ежегодное обновление материалов, а также следить за выходом на рынок новинок.

На товары, приобретаемые основной массой, цены желательно определить, пользуясь стратегией низких цен, а на самые новые и технически сложные (такие как трехмерная плитка, кровля из пенополиуритана), пользуясь стратегией в зависимости от назначения услуги, достаточно высокие.

В целом, для завоевания рынка необходимо как можно большими способами стимулировать продажи. Одним из таких шагов, является применение стратегии относительно низких цен. Это подразумевает что цена на товары чуть ниже, чем цена у подобного конкурента. Такая стратегия поможет проникнуть на рынок, а также увеличить долю своих услуг на рынке.

Еще один плюс в том, что для покупателя основным решающим критерием в выборе компании в нашем городе является цена на товар. Опасность такой стратегии, в том, что компании впоследствии не удаться повысить цену на свой товар, из-за привыкания потребителей к низким ценам. Ещё один вариант ценовой стратегии это стратегия с точки зрения издержек и стратегия становления цен основываясь на ценах конкурентов. Все эти стратегии учитываются, и применяется оптимальный для конкретной компании вариант.

Для реализации устаревших товаров (таких как линолеум, бумажные обои, клеенка  и т.д.) желательно находить клиентов среди бюджетных предприятий (школы, техникумы, детские сады, …) и постараться заключить сделку по продаже нескольких товаров. Т.к. в этом случае выиграют обе стороны купившая организация, скидка за приобретение нескольких товаров плюс невысокая цена, и продавшая организация– сбыт устаревших товаров, мало пользующихся розничным спросом. Часто государственным учреждениям не требуется новейшие товары, а соотношение цены и качества как раз в данном случае является оптимальным.

Основными функциями сервиса как инструмента маркетинга являются: привлечение клиентов, поддержка и развитие продаж товаров, информирование клиентов.

Для повышения конкурентоспособности ООО «Стройбат» нами принято решение создания нового рекламного продукта.

Для рекламы лучше всего использовать телевидение и глобальную сеть. Особенно важными для фирмы будут: низкие расходы на публикацию (интернет), возможность повторения, гибкость, своевременность.

Отразим расходы на рекламную деятельность в таблице 6.

 

Таблица 6 Бюджет рекламного продукта на II-й квартал 2015 года

Вид рекламного средства

Число рекламных единиц

Тариф за рекламную единицу, руб.

Стоимость рекламы руб.

Газеты

«Каменские известия» (первая полоса, цветное оформление)

12 объявлений (газета выходит раз  в неделю)

1000

12000

«Народная газета»

120 объявления (газета выходит 4 раза в неделю)

300

36000

Печатная реклама

Карманные календари

2000 шт.

8,5

17000

Настенные календари

2000 шт.

10,5

21000

Директ мейл

1000 писем

15

15000

Телевидение

ТВ-Камень

5 роликов в день/ 150 в месяц, 450 за квартал

2500

1125000

Интернет

Баннер на поисковых сайтах

10 баннеров

700 (за 1 баннер в месяц)

21000

Группа «Камень-на-Оби» в Одноклассниках (Объявления, Услуги)

1–2 рекламное объявление в день

бесплатно

0

ИТОГО

   

1247000


 

Таким образом, предложенная нами стратегия рекламной деятельности будет иметь бюджет в 1247000 р. на второй квартал 2015 года.

С учетом затрат на рекламу, спрогнозируем экономический эффект от данных мероприятий (таблица 7).

 

Таблица 7 Ожидаемый экономический эффект от рекламной компании

Наименование показателей

2012 г.

2015г.

(прогноз)

абсолютное отклонение

относительное отклонение, %

Выручка, тыс. руб.

246081

278790

+32709

18,89%

Себестоимость производимой продукции, услуг, тыс. руб.

174907

194360

19453

13,2%

Валовая прибыль, тыс. руб.

71174

81500

+10326

9,74%

Чистая прибыль, тыс. руб.

20583

25490

+4907

3,85%

Производительность труда, тыс. руб./чел.

1457,6

1469,8

12,2

2,51

Издержки производства, тыс. руб.

1034

1149

115

3,6

Фондоотдача, тыс. руб.

0,62

0,73

+0,11

18,9%

Рентабельность собственного капитала, %

10,22

13,48

+3,26

89,39%

Рентабельность продаж, %

8,36

13,4

+6,04

89,34%

Рентабельность продукции, %

40,69

49,39

+8,7

45,16%

Рентабельность производства, %

4,66

7,86

+3,2

21,3%

Собственные оборотные средства, тыс. руб.

49789

62475

+12686

39,56%

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (средств)

5,17

5,39

+0,22

3,9%

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,71

0,73

+0,02

1,2%

Коэффициент платежеспособности

(текущей ликвидности)

2,11

2,68

+0,57

42,1%

Коэффициент автономии

0,89

0,91

+0,02

3,1%


 

В заключении можно сделать вывод, что за период 2012-2015 г. По нашим прогнозам произойдет рост объемов реализуемой ООО «Стройбат» продукции, увеличение объема прибыли, рост уровня рентабельности. Довольно резкое возрастание показателей обусловлено введением дополнительных мероприятий по повышению конкурентоспособности, а именно ведении рекламной компании. Далее мы рассчитаем конкурентоспособность ООО «Стройбат» при новых условиях.

 

3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий

 

По предварительно проведенному экономическому анализу прогнозируемой деятельности ООО «Стройбат» произведем расчет коэффициента конкурентоспособности компании. Все данные для расчетов взяты из таблицы 7. Расчет производится для прогнозируемых показателей 2015 года.

 

ККП=0,15 ЭП +0,29 ФП+0,33 КТ

критерий эффективности производственной деятельности предприятия:

ЭП =0,31И+0,19Ф+0,40RТ+0,10ПТр

ЭП =0,31Ч1149 +0,19Ч0,73+0,40Ч13,48+0,10Ч1469,8=32,8

 

критерий финансового положения предприятия (ФП):

ФП =0,29 КА+0,20 КП+0,36 КЛ +0,15 КО,

ФП =0,29Ч0,91+0,20Ч2,68+0,36Ч0,73+0,15Ч5,39=3,16

 

критерий конкурентоспособности товара (услуги) (КТ) равен 3,43.

Рассчитав все критерии, коэффициент конкурентоспособности определяется следующим образом:

 

ККП=0,15Ч32,8+0,29Ч3,16+0,33Ч3,43=9,4

 

При расчетном значении ККП=9,4. ООО «Стройбат» может занять сектор матрицы, соответствующей лидерам. А это значит, что рекламная компания была проведена успешно.

Можно сделать вывод, что для стабильной и развитой фирмы, чтобы выбиться из средних позиций в лидеры требуется четко продуманная и отлаженная рекламная компания, затрагивающая все средства массовой информации. Но здесь важно помнить, что слишком большое усердие может наоборот отпугнуть потенциального клиента.

 

Заключение

 

К основным факторам комплексной оценки конкурентоспособности товара относят:

- экономический потенциал и темпы роста экономики;

- уровень развития науки техники;

- участие в международном разделении труда;

- динамичность и емкость внутреннего рынка;

- социально - экономическую и внутриполитическую ситуацию;

- гибкость финансовой системы;

- государственное регулирование экономики;

- обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации ресурсов.

Данная оценка является эффективным средством в области повышения качества и конкурентоспособности продукции.

В процессе работы над бакалаврской работой была достигнута главная цель: дана оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стройбат» и разработаны мероприятия направленные на ее повышение.

Для достижения поставленных целей были решены все поставленные задачи. Мы изучили теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Были изучены пути и методы повышения конкурентоспособности предприятий. Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов представляет собой очень сложную работу, так как:

- во-первых, в конкурентоспособности  фокусируются все показатели  качества и ресурсоемкости работы  всего персонала по всем стадиям  жизненного цикла объектов;

- во-вторых, в настоящее время  отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией  других объектов) по оценке конкурентоспособности. Оценка конкурентоспособности является  исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д.

В аналитической части бакалаврской работы была дана характеристика деятельности предприятия ООО «Стройбат» и был проведен анализ его конкурентных позиций, который выявил, что по итогом 2012 года компания находится на позиции претендентов в лидеры.

В практической части работы по итогам оценки конкурентоспособности ООО «Стройбат» было принято решение о разработке мер по их повышению и выведению компании в лидеры на рынке продажи строительных материалов. Предпринятые меры – организация грамотной рекламной компании.

Предлагаемая рекламная компания сможет вывести ООО «Стройбат» на позиции лидера в данной отрасли.

Из полученных данных можно сделать вывод, что предприятие работает достаточно успешно, и является конкурентоспособным, что доказывают рассмотренные показатели финансовой, маркетинговой деятельности и показатель конкурентоспособности ООО «Стройбат».

 

 

Список использованных источников

  1. Ансофф И. Стратегическое управление: [пер. с англ.] / И. Ансофф. — М.: Экономика, 2011. — 513 с.
  2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азоев. – М.: Цент экономики и маркетинга, 2011. – 239 с.
  3. Белоусов В.Л. Методика оценки конкурентоспособности предприятия / В.Л. Белоусов. – М.: Экономика, 2011. – 34-37 с.
  4. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И.К. Беляевский. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 320 с.
  5. Бут И. Расходы на рекламу: логика хаоса / И. Бут // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2010. – № 4. – с.15-21.
  6. Виханский О.С. Менеджмент. / О.С. Виханский, А.Н. Наумов. – М.: Высшая школа, 2011. – 234 с.
  7. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: “Финансы и статистика”, 2010г.
  8. Воронов А.А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции / А.А. Воронов. – Краснодар, 2013. – 346 с.
  9. Герчикова И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. – 501с.
  10. Голубков Е.П. Изучение и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е.П. Голубков. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 240 с.
  11. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс, 2010. – 283 с.
  12. Дихтль Е. Практический маркетинг: [пер. с англ.] / Е. Дихтль, Х. Хершген. – М.: Высшая школа, 2010. – 64 с.
  13. Емельянов С. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества / С. Емельянов. – М.: Цент экономики и маркетинга, 2012. – 107-116 с.
  14. Завьялов П.А. Конкурентоспособность и маркетинг / П.А. Завьялов // Российский экономический журнал. – 2013. – № 12. – с. 15-17.
  15. Захарченко В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий / В.И. Захарченко. – М.: Цент экономики и маркетинга, 2013. – 13 с.
  16. Зиннуров У.Г. Проблемы оценки конкурентоспособности товаропроизводителей / У.Г. Зиннуров, Л.Р. Ильясова. – М.: Экономика и управление, 2012. – 47 с.
  17. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: Проспект, 2010. – 283 с.
  18. Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия / Б. Колас. – М.: Олимп-Бизнес, 2011. – 247 с.
  19. Кононенко Н. В. Выбор конкретных методов маркетинговых исследований: соотношение качественных и количественных подходов / Н.В. Кононенко. – М.: Финансы и статистика, 2012 – 75 с.
  20. Котлер Ф. Основы маркетинга: [пер. с англ.] / Ф. Котлер. – М.: Прогресс, 2013. – 303 с.
  21. Коупленд Т. Стоимость компаний: оценка и управление: [пер. с англ.] / Т. Коупленд, Т. Колер, Дж. Мурин. – М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2010. – 348 с.
  22. Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. СПб.: 2013 - 346 с.
  23. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для Вузов / М.И. Круглов. — М.: Русская Деловая литература, 2012. – 256 с.
  24. Лебедев, О.Т. Основы маркетинга / О.Т. Лебедев, Т.Ю. Филиппов. – СПб.: Изд. дом «МиМ», 2013. – 224 с.
  25. Литвиненко А.Н. Пороговая модель оценки конкурентоспособности продукции / А.Н. Литвиненко, С.Н. Быков, Ю.М. Осипов. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2011 – 61-62 с.
  26. Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / И. Максимов. – М.: Прогресс, 2013. – 33-36 с.
  27. Мартынова О.К. Контроль качества на предприятии // Приложение к журналу “Стандарты и качество”. – 2012. - № 5. – С. 35 – 43.
  28. Мескон М.Х. Основы менеджмента: [пер. с англ.] / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2011. – 251 с.
  29. Мисаков В.С. Анализ конкурентоспособности фирмы / В.С. Мисаков. — М.: Финансы и статистика, 2010. – 225 с.
  30. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратов. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011. – 291-294 с.
  31. Портер М. Международная конкуренция: [пер. с англ.] / М. Портер. – М.: Международные отношения, 2012. – 318 с.
  32. Портер М.Э. Конкуренция: [пер. с англ.] / М.Э. Портер. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2010. – 495 с.
  33. Росситер Дж. Реклама и продвижение товаров / Росситер Дж. – СПб.: Питер, 2011. – 656 с.
  34. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – М.: Экоперспектива, 2013. – 276 с.
  35. Сыроежин И.М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества / И.М. Сыроежин. – М.: Экономика, 2010. – 309 с.
  36. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. / Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 412 с.
  37. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: [пер. с англ.] / К. Уолш. – М.: Дело, 2010. – 198 с.
  38. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 312 с.
  39. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во АО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2012. – 290 с.
  40. Ярин Г. А. Экономика предприятия (частного) / Г.А. Ярин, Е.Г. Ярина. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012. – 479 с.
  41. Яшева Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара / Г.А. Яшева. – СПб: ПИТЕР, 2010. – 20-25 с.
  42. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. – М.: Гном-Пресс, 2010. – 309 с.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Стройбат»