Оценка профессионализма менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 03:16, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является исследование роли и функций руководителя в управлении социально-экономическими организациями.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие процесса управления социально экономическими организациями;
2. Изучить роли и основные функции руководителя;
3. Исследовать как профессионализм руководителя влияет на качественное выполнение им своих ролей и функций.

Содержание

Введение 3
1. Понятие руководителя и его место в системе управления социально-экономическими организациями 5
1.1. Понятие процесса управления социально-экономическими организациями 5
1.2 Роли руководителя 9
2. Профессионализм руководителя и его место в осуществлении им управленческой деятельности 16
2.1. Профессионализм управленческих кадров и его составляющие 16
2.2. Критерии профессионализма управленческой деятельности и их сущность 21
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

пример контр.docx

— 55.39 Кб (Скачать файл)

В основу разработки критериальной структуры профессионализма управленческой деятельности положена методология подхода к данной проблематике отечественного социолога В.А. Лалшова. Его суть заключается в изучении качественного содержания категории профессиональной культуры личности, что и легло в основу определения структуры профессионализма управленческой деятельности.

Поскольку профессионализм  управленческой деятельности является системным качеством, важно уточнить, что может быть принято в качестве исходных его элементов, каков принцип  структурного упорядочения этих элементов  и измерения их интегрального  свойства.

Само понятие «структура»  означает «совокупность основных элементов  при наличии между ними устойчивых связей, обеспечивающих сохранение структурой основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях» [14, с.16].

Профессионализм управленческой деятельности в значительной мере определяется наличием конкретных личностных качеств  руководителя (например, незаурядный  интеллект, сила воли, целеустремленность и т. п.), а также включает в себя ряд основных структурных элементов: знания, необходимые для управленческой деятельности; профессионально значимые приемы и навыки; отношение к управленческой деятельности; профессиональные ценности и др.

Под профессиональными знаниями управленца понимают совокупность научных  сведений, познаний в области управления, вооружающих его потенциальной  возможностью практической управленческой деятельности по специальности.

Содержательными требованиями по овладению управленческими знаниями наряду с общей гуманитарной подготовкой  управленца являются знание:

- основных положений теории  и сведений о практике управленческой  деятельности в нашей стране  и за рубежом;

- требований к выполнению  служебных обязанностей и производственной  деятельности в организации;

- специфики организации  управленческой деятельности в  различных сферах жизнедеятельности  общества;

- правовых основ хозяйственной,  финансовой, экономической (коммерческой) деятельности организации;

- основ устройства, функционирования  и применения различное техники, имеющейся в организации;

- основ индивидуальной  работы с персоналом организации  и мастерства воздействия на  весь ее коллектив и т. д.

Под профессиональными умениями понимают способность самостоятельно, в отведенное время и с определенным качеством решать профессиональную задачу управления на основе приобретенных знаний и опыта [15, с.79].

Формируются умения путем  специальных упражнений и накопления личного опыта управленческой деятельности. Это создает возможность ее осуществления  не только в привычных, но и в изменяющихся условиях. Исходя из требований квалификационной характеристики, современный управленец должен уметь:

- грамотно организовать  работу сотрудников организации;

- готовить их к ней;

- управлять ими при  выполнении служебной деятельности;

- организовывать и проводить  профессиональную подготовку сотрудников;

- обеспечивать гарантированность  конституционных прав сотрудников  организации;

- использовать современные  методы исследований, выводы и  рекомендации науки для поддержания  своего профессионального роста;

- осуществлять анализ  фактов, явлений и процессов в  коллективе организации, использовать  профессиональные методы, формы  и средства в интересах повышения  производительности труда в ходе  практической деятельности по  должностному предназначению;

- применять современные  инновационные технологии для  повышения профессионализма сотрудников  организации и т. д.

Навыки же представляют собой  умения, созданные упражнениями, привычкой. Они характеризуются высокой  степенью освоения и приобретаются  управленцем в процессе активного  выполнения своих профессионально-служебных обязанностей [16, с. 14].

Таким образом, социально-типическому  управленцу для качественного выполнения им его ролей и функций необходимо владеть следующими навыками: управления вверенным ему коллективом в  различных условиях повседневной жизнедеятельности; организации служебной деятельности, экономического, правового, методического  и организационного обеспечения  функционирования организации; своевременного обслуживания различной техники  и сбережения имущества организации  в целом; практического применения методики обучения сотрудников организации; правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения выполнения сотрудниками организации своих служебных обязанностей и др.

Что касается профессиональных ценностей управленца, под которыми понимают «реальный или идеальный  предмет, по отношению к которому отдельные управленцы или вся  профессиональная группа вырабатывают установку, предполагающую уважение к  ним, приписывают этому предмету важную роль в своей службе, жизни  и стремятся к его достижению, то в структуре профессиональных ценностей управленца можно выделить две основные группы ценностей: профессионально-нравственная и служебно-профессиональная. Если первая группа включает гуманизм, порядочность, честность, то вторая - профессиональное мастерство, лидерство и трудовая дисциплина, что выражает специфику управленческой деятельности.

Взятые вместе, в комплексе  основные элементы структуры профессионализма управленческой деятельности и определяют вид и уровень его профессиональной подготовленности, т. е. его квалификацию, которая, в свою очередь, влияет на функционирование и репродуктивную управленческую деятельность управленца.

Но профессионализм управленческой деятельности - это свойство профессиональной культуры управленца более высокого порядка, чем квалификация. Оно приобретается  с опытом: создается запас разнообразных  приемов решения задач, стоящих  перед управленцем в организации. Для этого требуется значительное время, поэтому профессионализм  включает, наряду со знаниями, умениями и навыками, опыт работы в определенной отрасли на конкретной должности.

Тем не менее не всегда наличие опыта гарантирует обретение профессионализма. Он проявляется, при всех прочих условиях, в творческом отношении к выполнению служебных обязанностей, т. е. в поиске новых (пусть лишь для самого руководителя) способов управленческой деятельности. Благодаря этому обновлению его деятельность приобретает элементы творчества.

В это время происходит освоение им приоритетных духовных и  профессиональных ценностей, которые  имеют общественную значимость и  оказывают направляющее воздействие  на управленца и его управленческую деятельность. Лишь тогда мы можем  назвать его профессионалом.

Квалификация и профессионализм - два уровня функционирования управленца. Отличие между ними заключается  в степени использования возможностей занимаемой должности, его знаний и  умений. Квалификация руководителя как  специалиста - это нормативный уровень  функционирования, т. е. уровень знаний, навыков и умений, необходимый  каждому, кто занимается управленческой деятельностью соответствующей  сложности. Профессионализм - это уровень  максимального использования служебных  средств, а также собственных  способностей.

Профессиональным мастерством  обладает не каждый управленец, а тот, который раскрыл способности (не проявившиеся у других) благодаря  пытливости и творческому отношению  к своему делу. Профессионал сможет даже при минимальных условиях заниматься своей профессиональной деятельностью. Специалист же, если нет всех необходимых  условий, не сможет даже приступить к  работе [17, с. 436].

И, наконец, при оценке профессионализма руководителя необходимо учитывать  такой критерий, как уровень профессионализма, под которым понимают такое социальное, духовное состояние руководителя, которое присуще только ему и отличается от других как по степени сформированности элементов, так и по индивидуально-личностным характеристикам.

Под критериями уровня профессионализма управленческой деятельности следует  понимать соответствие служебной деятельности руководителя общепринятым эталонам управления и требованиям руководящих документов своего ведомства.

Уровень профессионализма не абсолютная, а относительная характеристика, поэтому при ее оценке необходимо учитывать направленность управленческой деятельности [18, с. 172].

Таким образом, профессионализм  управленческой деятельности - понятие  сложное и многоуровневое. Нет  четкого определения, но благодаря  системе критериев возможно дать его оценку.

 

 

Заключение

Цель контрольной работы была достигнута путем рассмотрения роли и функций руководителя в управлении социально-экономическими организациями. Управление представляет собой процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Управленческая деятельность требует осуществления (выполнение) руководителями множества разнообразных  управленческих работ.

Специализированные виды этих работ именуются функциями  управления. Все содержание процесса управления делится на специализированные функции главным образом для того, чтоб закрепить отдельные виды работы за определенными исполнителями и этим самым предоставить процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

Функции - основная категория  управления, поскольку в них сливаются  воедино принципы, методы и само содержание управленческой деятельности. Общие или универсальные функции  свойственны управлению любой сферой, любой деятельностью. Они расчленяют содержание управленческой деятельности на ряд этапов или видов работ, которые классифицируются по признаку их порядка выполнения во времени  с целью получения определенного  результата.

К таким общим функциям относят: целенаправленность, планирование, организацию, координацию (или регуляция), стимулирование, контроль.

Профессионализм управленческой деятельности в значительной мере определяется наличием конкретных личностных качеств  руководителя (например, незаурядный  интеллект, сила воли, целеустремленность и т. п.), а также включает в себя ряд основных структурных элементов: знания, необходимые для управленческой деятельности; профессионально значимые приемы и навыки; отношение к управленческой деятельности; профессиональные ценности и др.

При оценке профессионализма руководителя необходимо учитывать такой критерий, как уровень профессионализма, под которым понимают такое социальное, духовное состояние руководителя, которое присуще только ему и отличается от других как по степени сформированности элементов, так и по индивидуально-личностным характеристикам.

 

Список использованной литературы

1. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992. – с.78.

2. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2007. - с. 74.

3. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 2008. - с. 193.

4. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2008. - с. 125.

5. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 2008. - с. 198.

6. Горшкова Л.А. Анализ системы управления организацией: Монография. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2010. - с. 97.

7. Коротков Э.М. Исследование процесса управления. - М.: ИНФРА-М, 2009. - с. 150.

8. Литвинцева Н.А. Психологический автопортрет. - М. : АОЗТ «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007.- с. 63.

9. Иванов М. Организация как открытая система // Менеджмент сегодня. - 2010. - №1. - с. 29.

10. Афанасьев В.Г. Научное  управление обществом (опыт системного  исследования). - 4-е изд., доп. М., 2007. - с. 42.

11. Деркач А. Профессионализм управленческих кадров как фактор оптимизации государственного управления: проблемы становления и развития // Безопасность Евразии. - 2009. - №3. - с. 399.

12. // Управление персоналом. - 2000. - №4. - с. 41-42.

12. Комаров Е. Откуда и как они появляются профессиональные руководители? // Управление персоналом. - 2009. - №4. - с. 40.

13/ Деркач А. Профессионализм управленческих кадров как фактор оптимизации государственного управления: проблемы становления и развития // Безопасность Евразии. - 2009. - №3. - с. 431.

14. Ван Шанк Дж. Как подготовить менеджера XXI века // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №1. - с. 16.

15. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. Третье издание. - М.: Гардарики, 2001. - с. 79.

16. Тольская В. Состояние профессиональных способностей к принятию и исполнению решения // Журнал прикладной психологии. - 2009. - №1. - с. 14.

17. Деркач А. Профессионализм управленческих кадров как фактор оптимизации государственного управления: проблемы становления и развития // Безопасность Евразии. - 2006. - №3. - с. 436.

18. Юсипов Р. Профессионализм управленческой деятельности // Право и образование. - 2010. - №1. - с. 172.

Информация о работе Оценка профессионализма менеджера