Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:32, дипломная работа
Целью работы является оценка приемов и методов ценовой конкуренции на российском рынке операторов сотовой связи.
Задачами дипломной работы являются:
1. Рассмотреть существующие методы ценовой конкуренции;
2. Изучить динамику российского рынка операторов сотовой связи;
3. Рассмотреть структуру рынка операторов сотовой связи;
4. Сравнить ценовую политику операторов сотовой связи на российском рынке;
5. Разработать рекомендации по использованию методов ценовой конкуренции для российских компаний на основе зарубежного опыта.
В первую очередь
изменились и продолжают меняться предпочтения клиентов
и их ожидания от операторов. Очевидно,
что дальнейшее успешное развитие бизнеса
невозможно без постоянного внимательного
отношения к мнению клиента о работе сотового
оператора, без способности признавать
собственные ошибки и умения менять подходы
к работе с абонентами, исходя в первую
очередь из их потребностей. Вторая магистральная
тенденция развития отрасли телекоммуникаций
– стремление операторов стать универсальными.
Сегодня клиент все больше интересуется
мультимедиа-контентом, онлайн-сервисами,
стремится к устройству, которое все дальше
уходит от простого телефона.
Доли рынка крупнейших операторов
сотовой связи России.
Данные AC&M Consulting на 31 октября 2011
г.
Число активных
абонентов мобильной связи «
Самый большой рост общей выручки в России в 2011 году в сравнении с 2010-м продемонстрировал «МегаФон» — на 12,5%, до примерно 240,7 млрд руб. Для сравнения: МТС выросли на 8,9%, до 311,9 млрд руб., «Вымпелком» — на 7%, до 266,1 млрд руб.
Мобильная связь по-прежнему приносит им большую часть выручки: у МТС и «Вымпелкома» ее доля достигает 83%, у «МегаФона» — 94%. По итогам года «Вымпелком» так и не смог вернуть себе второе место по «мобильной выручке»: с 221,5 млрд руб. он уступил «МегаФону», у которого 225,4 млрд руб. Лидером остаются МТС с 259,8 млрд руб.
В четвертом квартале выручка от мобильного бизнеса «Вымпелкома» (рост на 10%, до 59 млрд руб.) впервые в 2011-м опередила по темпам роста «МегаФон» (+9,1%, до 60,1 млрд руб.). Квартальный показатель ARPU (средняя выручка на абонента в месяц) «Вымпелкома» составил 327 руб. (–2% к уровню четвертого квартала 2010 года). Несмотря на сокращение, у конкурентов меньше: ARPU «МегаФона» в четвертом квартале составила 314 руб. (на уровне 2010 года), у МТС этот показатель вырос на 8,4%, до 284 руб. Среднемесячная активность абонентов (MOU) «Вымпелкома» выросла с 228 минут до 259 минут. У «МегаФона» MOU в четвертом квартале был на уровне 293 минут, у МТС — 283 минут.
У «МегаФона» быстрее, чем у остальных, растет сегмент фиксированной связи: за год его выручка приблизительно удвоилась, до 15,3 млрд руб. Хотя МТС и «Вымпелкому» эта связь приносит гораздо больше — 58,2 млрд руб. (+9,6%) и 44,6 млрд руб. (+10%) соответственно.
Операторы работали примерно с одинаковой доходностью. OIBDA margin у МТС и «МегаФона» составила 42,6% и 41,4% соответственно. EBITDA margin «Вымпелкома» (OIBDA в отчетности не указывается) — 40,1%. OIBDA (операционная прибыль до вычета амортизации) и EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации) могут значительно отличаться: OIBDA не включает в себя неоперационные доходы, которые, как правило, не повторяются из года в год, и не подвержена влиянию единовременных начислений, например связанных с курсовыми разницами или налоговыми скидками.
Капвложения «Вымпелкома» в России в 2011-м достигли 59,8 млрд руб., что сразу на 26% больше, чем годом ранее. Для сравнения: «МегаФон» инвестировал 68,7 млрд руб. (+5%).
Оператор |
Чистая выручка |
EBITDA |
Выручка только в мобильной связи | |||
2011 год (млрд руб.) |
Изменение к 2010 году (%) |
2011 год (млрд руб.) |
Изменение к 2010 году (%) |
2011 год (млрд руб.) |
Изменение к 2010 году (%) | |
МТС |
311,921 |
8,9 |
132,851* |
6,9 |
259,759 |
9,7 |
«Вымпелком» |
266,087 |
7 |
106,681 |
–7,0 |
221,534 |
7 |
«МегаФон» |
240,742 |
12,5 |
99,745* |
2,9 |
225,422 |
9,3 |
*МТС и «МегаФон» указывают в отчетности по России OIBDA (операционная прибыль до вычета амортизации), а не EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации). Они могут значительно отличаться: OIBDA не включает в себя неоперационные доходы, которые, как правило, не повторяются из года в год, и не подвержена влиянию единовременных начислений, например связанных с курсовыми разницами или налоговыми скидками.
Средняя цена услуг сотовой связи в России - одна из самых низких в мире. Стать абонентом может практически каждый, это просто и доступно. По данным агентства АС&М, число абонентов сотовой связи в России достигло 220 млн, это означает, что 93% россиян владеют сотовыми телефонами.
Средний месячный счет абонента в России равен 12 евро, тогда как среднестатистический европеец платит 30 евро ежемесячно. За минуту разговора или СМС российские абоненты в среднем платят от 2 до 5 евроцентов. В то время, как, например, французские операторы обычно берут за ту же услугу в 5-10 раз больше.
Не меньшие различия существуют и в ценах на роуминг. Так, например, у российского абонента в чужой стране за мегабайт интернет-трафика возьмут 0,24 евро или предоставят его вообще бесплатно, если он не будет превышать отметку в 5 Мб в день. В то же время по французскому контракту с Orange за выход в сеть за пределами страны абоненты платят 13,31 евро за Мб.
Существует тенденция снижения стоимости услуг сотовой связи для абонентов ― в среднем по трем крупнейшим российским операторам на 7% по сравнению с 2010 годом. Причем механизм снижения стоимости услуг одинаков у всех троих ― объем потребления в 2011 году рос быстрее размеров среднего месячного счета абонента. Одновременно стало очевидно, что эпоха высокой прибыльности сотового бизнеса в России прошла.
Поскольку «большая тройка» обслуживает 83% сотовых абонентов в России, тенденция изменения стоимости ее услуг фактически отражают сегодняшнее состояние национального рынка сотовой связи.
Обобщенным показателем цен на услуги сотовой связи является средняя цена минуты услуг (APPM). У всех трех крупнейших операторов она в 2011 году снизилась по сравнению с предыдущим годом, у кого больше, у кого меньше. Лидером снижения средней цены минуты стал «Билайн» — этот показатель у компании изменился с 1,46 рубля в 2010 году до 1,26 рубля в 2011-м. Однако цены этого оператора по-прежнему остались самыми высокими в «большой тройке», а вот МТС в 2011 году стал самым дешевым для абонентов ― минута его услуг в среднем стоит 1,01 рубля. Цены «МегаФона» изменились крайне незначительно, всего на 1 копейку за минуту ― до 1,08 рубля.
Таким же образом распределились места в «большой тройке» по среднему доходу, полученному от одного абонента. Больше всех платит средний абонент «Билайну» — 327 рублей в месяц, за ним следует «МегаФон» — 311 рублей, и замыкает рейтинг МТС с 273 рублями на одного абонента в месяц. У всех этот показатель вырос по сравнению с 2010 годом, кроме «МегаФона», у которого он практически не изменился. Потребление услуг в 2011 году у всех выросло: у МТС — на 15%, у «Билайна» — 14%, у «МегаФона» — на 1,4%. Обращает на себя внимание, что в этом случае, как и со средней ценой минуты, результат «МегаФона», в отличие от его конкурентов, изменился очень мало.
В итоге, усредненная цена минуты услуг для «большой тройки» в 2011 году составила 1,12 рубля против 1,21 рубля в 2010 году, снизившись за год на 7%.
По итогам 2011
года укрепилась тенденция к снижению
рентабельности сотового бизнеса в
России. Еще 2–3 года назад российский
сотовый рынок выделялся
В этом смысле 2011 год ярко продемонстрировал укрепление такой тенденции: все показатели рентабельности упали у всех трех операторов. «МегаФон» показал снижение рентабельности по OIBDA на 3,9 процентного пункта, МТС снизила рентабельность на 0,8 процентного пункта, а «Билайн» — на целых 6,1 процентного пункта. Аналогично снизилась и рентабельность по чистой прибыли: у «МегаФона» — до 18,2% от выручки, у МТС ― до 13,2%, «Билайн» чистую прибыль по России не объявил. Учитывая предстоящие огромные расходы на конверсию радиочастот для сетей LTE ― около 20 млрд рублей на одного оператора ― и само строительство этих сетей, которое потребует не менее $3 млрд на каждого, российским сотовым компаниям и их акционерам, по-видимому, придется привыкать, что теперь отечественный сотовый бизнес уже никогда не будет приносить прибыль в размере половины выручки.
Разговоры о высоких тарифах отечественных сотовых операторов на оказание услуг в роуминге ведутся довольно давно. В результате многочисленных жалоб со стороны граждан к указанной проблеме было привлечено внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая в конце 2009 - начале 2010 года активно занялась анализом тарифов на услуги подвижной связи. Эксперты ФАС выявили, что тарифы в роуминге на тот момент были в среднем в 2-2,5 раза выше установленных тем же оператором расценок на услуги международной связи. Также при проведении указанного анализа ФАС обратилась к европейскому опыту регулирования и выявила, что уровень тарифов, установленный операторами «большой тройки» (ОАО «МТС», ОАО «Вымпелком», ОАО «Мегафон») на услуги связи с использованием роуминга, превышает установленный Еврокомиссией в 3-6 раз.
В России существует явно выраженная политическая воля на дальнейшее снижение тарифов сотовых операторов. Однако говорить о скором снижении цен на роуминг рано. Это связано с тем, что, добившись снижения тарифов на роуминг в рамках СНГ, ФАС не может повлиять на тарифы на связь при нахождении российских абонентов в других странах.
В результате в марте 2010 года против «большой тройки» сотовых операторов было возбуждено дело по подозрению в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части установления и поддержания монопольно высоких цен на предоставление услуг связи с использованием роуминга.
В тоже время операторы какие-либо нарушения со своей стороны отрицали и указывали, что установление тарифов на международный роуминг - это процесс, который во многом определяется зарубежными партнерами, в сетях которых абонент регистрируется при пересечении границы иностранного государства. Также отмечалось, что тарифы отечественных операторов подвижной связи сопоставимы с тарифами европейских операторов, которые установлены для абонентов, пребывающих в странах, не входящих в ЕС. Таким образом, российские операторы указывали, что сравнение, проведенное ФАС с внутриевропейскими тарифами, является экономически и технически некорректным также как и сравнение тарифов на услуги связи в роуминге и тарифов на услуги международной связи.
В целом приведенные выше доводы сотовых операторов можно считать обоснованными. Однако, многочисленные случаи выставления абонентам огромных счетов за пользование заграницей интернетом или телефонные переговоры, вызвали острый общественный резонанс и дальнейшее вмешательство ФАС.
Разбирательство в ФАС
22 октября 2010
года ФАС признала ОАО «МТС»,
ОАО «Вымпелком», ОАО «Мегафон»
По результатам рассмотрения дела в отношении ОАО «Вымпелком», ОАО «Мегафон», ОАО «МТС» ФАС России выдала предписание о снижении тарифов на услуги связи в национальном и международном роуминге на территории стран-участниц СНГ. С 30 сентября 2010 года по 25 декабря 2010 года мобильные операторы выполнили предписание ФАС в части снижения тарифов на следующие услуги для абонентов, находящихся в роуминге в странах СНГ:
Наименование услуги |
Снижение стоимости |
Голосовая информация (входящие и исходящие соединения) |
в 1,5-3 раза |
Передача SMS-сообщений |
в 2 раза, |
Передача данных по GPRS |
в 2,5-4 раза |
Информация о работе Оценка уровня ценовой конкуренции на российском рынке сотовых операторов