Оценки рисков с помощью методов качественного и количественного анализа рисков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:04, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является выявление факторов риска, классификация, виды, и процессы управление рисками на предприятии. Задачи курсовой работы: – выделить методологические основы рисков: сущность, классификацию и способы управления рисками; – охарактеризовать виды рисков и процесс действующей системы управления рисками; – внести свои предложения по улучшению этой системы.
Содержание
введение………………………………………………………………. ………….3 Глава 1. Понятие, сущность и классификация риска…………………………...5 Понятие и основные черты риска…………………………………………5 Функции и характеристики риска………………………………………...6 Классификация рисков…………………………………………………….9 Глава 2. Оценки рисков с помощью методов качественного и количественного анализа рисков……………………………………………….13 Анализ и оценка рисков…………………………………………………..13 Качественный анализ рисков……………………………………………16 Количественный анализ рисков…………………………………………19 Глава 3. Организация системы управления рисками на предприятии (на примере ТО)……………………………………………………………………...21 Управление рисками……………………………………………………...21 Системы управления риском…………………………………………….22 Направления совершенствования СУР таможенных органов…………25 Заключение………………………………………………………………………29 Список использованных источников…………………………………………..30
Все эти процедуры взаимодействуют
друг с другом, а также с другими процедурами.
Каждая процедура выполняется, по крайней
мере, один раз в каждом проекте. Несмотря
на то, что я рассматриваю здесь представленные
как дискретные элементы с четко определенными
характеристиками, на практике они могут
частично совпадать и взаимодействовать.
Необходимо перейти в управлении
риском к интегрированному подходу, в
котором средства и методы совместно используются
на всем предприятии, а в управлении компанией
есть хорошо продуманная стратегия. Интегрированный
подход – это активная
позиция, так как подразумевает предвидение,
а не пассивную реакцию на риск, такой
подход предоставляет больше возможностей
и ограничивает опасности.
3.2 Система управления
риском
Система управления риском
(далее СУР) может обеспечивать
выполнение целого ряда управленческих
целей организации. СУР может выступать
в качестве основы всей управленческой
деятельности, на ее базе строится управленческая
стратегия и система контроля. Ниже представлена
иерархия целей и этапы разработки системы
управления совокупным риском организации:
Рис. 3.2. Иерархия целей и этапы
разработки системы управления совокупным
риском организации.
СУР предполагает всесторонний
анализ совокупности имеющихся рисков,
их идентификацию, оценку и выработку
механизмов контроля. Требование системного
подхода предполагает максимальный охват
всех видов риска. Это обусловило необходимость
их четкой классификации.
Проблема управления
рисками не может быть эффективно решена
набором отдельных мероприятий и услуг.
Данная задача решается внедрением
комплексной технологии управления рисками,
затрагивающей все аспекты деятельности
компании. В основе технологии должен
лежать принцип, согласно которому ни
одно бизнес-решение не может быть принято
без осознания степени риска, адекватного
принимаемому решению.
Результатами развития
управленческих технологий принятия решений
и минимизации возможных потерь явилась
концепция комплексного (глобального)
управления рисками.
Комплексное управление
рисками должно являться неотъемлемой
частью стратегического и оперативного
управления любой компанией, стремящейся
стать лидером на рынке.
Эффективное функционирование
системы управления рисками требует соблюдения
ряда принципов, которые должны быть заложены
в нее на этапе ее проектирования и построения:
– максимальный охват совокупности
рисков предусматривает стремление к
наиболее полному охвату возможных сфер
возникновения рисков;
– минимизация влияния рисков
требует усилий в направлениях минимизации
спектра возможных рисков и степени их
влияния на деятельность компании;
– адекватность реакции на риски
предполагает возможность адекватной
и быстрой реакции на все изменения в совокупности;
– принятие риска возможно лишь
в том случае, если он идентифицирован
и оценен, выработан и внедрен механизм
его мониторинга.
Функции, возлагаемые
на систему управления риском, предопределяют
содержание самого процесса управления,
которое сводится к следующей последовательности
работ:
– разработка политики в области
управления риском;
– выявление факторов риска и
оценка его возможного уровня, прогнозирование
поведения хозяйственных субъектов в
этой ситуации;
– разработка альтернативных
вариантов решения и выбор наиболее приемлемого
и правомерного из них;
– определение доступных путей
и средств минимизации риска;
подготовка и планирование
мер по нейтрализации, компенсации ожидаемых
негативных последствий риска.
Таким образом,
управление рисками – это процесс принятия
и выполнения управленческих решений,
направленных на снижение вероятности
возникновения неблагоприятного результата
и минимизацию возможных потерь, вызванных
его реализацией.
3.3 Направления
совершенствования СУР таможенных органов
Российская таможенная
служба играет ключевую роль в регулировании
внешней торговли страны. Таможенное регулирование
осуществляется в условиях ограниченности
ресурсов у таможенных органов с одной
стороны и ростом потоков товаров и транспортных
средств, с другой. При проведении таможенного
контроля таможенные органы должны исходить
из принципа выборочности и, ограничиваться
только теми формами таможенного контроля,
которые достаточны для обеспечения соблюдения
таможенного законодательства России.
При выборе форм таможенного контроля
используется система управления рисками
(СУР). Под риском понимается вероятность
несоблюдения таможенного законодательства
Российской Федерации. Управление рисками
– это основной базисный принцип современных
методов таможенного контроля. Этот метод
позволяет оптимально использовать ресурсы
таможенных органов. Процедуры, основанные
на управлении рисками, позволяют контролировать
производство таможенного оформления
на участках, где существует наибольший
риск, позволяя основной массе товаров
и физических лиц сравнительно свободно
проходить через таможню.
Основная задача, стоящая
перед СУР сегодня – штатное использование
информационных и методологических решений
в практике деятельности таможенных органов
ТС и минимизация рисков, возникающих
при таможенном оформлении и таможенном
контроле. Развитие СУР предполагает поиск
направлений совершенствования уже сформировавшейся
системы.
Согласно Приказа ФТС
России № 1186 от 26 июня 2013 года риски подразделяются
на автоматические,
автоматизированные и неформализованные.
Рис. 3.3. Типы рисков.
Формализация означает
возможность написания для профиля риска
формулы, основанной на данных ДТ. Очевидно,
что формализованные профили
рисков имеют преимущества:
позволяют оперативно
обрабатывать данные и получать уже готовый
результат, а также практически исключают
субъективный человеческий фактор в процессе
таможенного оформления и таможенного
контроля. Суть проблемы состоит в том,
что далеко не все профили рисков подлежат
формализации.
Введение в действие
условно формализованной базы данных
предусматривает автоматизированную
работу с частично формализованными профилями
рисков, что в свою очередь позволит сократить
время таможенного оформления и оптимизировать
таможенный контроль.
Количество неформализованных
профилей рисков должно быть минимально
возможным, чтобы практически исключить
субъективный человеческий фактор в процессе
таможенного оформления и таможенного
контроля. Большинство профилей рисков
должны быть автоматическими.
Существующая система
управления рисками основывается на информации,
которая в большей степени собирается
и обрабатывается на местах. После соответствующей
обработки и анализа процесса таможенного
оформления конкретных товаров и участников ВЭД,
информация обобщается и направляется
в виде проектов профилей рисков в отношении
конкретных товаров и организаций в таможенные
службы.
В качестве направления
развития СУР, следует отметить создание
системы балльной оценки субъекта ВЭД
для его последующего отнесения к тому
или иному сектору риска. В ЕЭК уже проводится
работа по созданию анкеты, содержащей
критерии для оценки участника ВЭД. Каждому
критерию присваивается балл, определенная
сумма баллов предусматривает отнесение
конкретного лица к зоне низкого либо
высокого риска. Такой подход позволит
отойти от использования экспертного
метода, в определенной степени формализовать
процесс и провести анализ исключительно
на основе объективных данных с формированием
в итоге взвешенного заключения.
Необходимо создание
единой базы участников ВЭД и их последующая
градация. В случае функционирования такой
единой информационной базы между
государственными органами
эффективности мероприятий, проводимых
таможенными органами совместно с другими
министерствами и ведомствами в отношении
«проблемных» организаций и «фирм-однодневок»
несомненно бы возросла. Во многих таможенных
службах Запада существует единая информационная
база правонарушителей. Естественно, реализация
подобного механизма анализа организаций
со стороны государственных органов потребует
выделения немалых финансовых ресурсов.
Однако в данном случае, цель выявления
и своевременного пресечения возможных
правонарушений, в частности, в области
таможенного законодательства, позволит
избавиться от излишнего бюрократического
механизма проведения совместных проверок,
которые существуют сегодня.
Другое приоритетное
направление – окончательное внедрение
электронного декларирования товаров
и расширение сферы применения данного
вида декларирования. При электронном
декларировании грузов максимальное количество
процедур можно проводить удаленно, обмениваясь
с таможней электронными документами.
В этом случае таможенные процедуры становятся
более прозрачными и комфортными для участников
внешнеэкономической деятельности. Также
нуждается в развитии система предварительного
информирования. Широкое распространение
системы предварительного информирования
позволит расширить возможности организаций
для предварительного декларирования.
Следует отметить, что
реализация вышеперечисленных направлений
развития СУР должна осуществляется на
всех уровнях таможенной системы и оказывать
существенное положительное влияние на
выполнение важнейших задач таможенных
органов – обеспечение достоверного декларирования
товаров и транспортных средств и пополнение
государственной казны. В этой связи повышение
эффективности аналитической составляющей
в работе центров анализа и управления
рисками на таможенных постах должно стать
решающим фактором, определяющим будущее
СУР в таможенных органах ТС.
Несомненно, что некоторые
из вышеперечисленных направлений совершенствования
СУР в той или иной мере уже нашли отражение
в стратегии развития СУР в таможенной
службе ТС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение необходимо
отметить, что любой бизнес связан с неопределенностью,
со многими опасностями, с конкуренцией.
Риск – неотъемлемая часть деловой активности
на любом рынке. Особенно рискованный
характер имеет предпринимательская деятельность
в современной России.
Любому предприятию,
которое не хочет внезапно разориться,
необходим комплекс мер по снижению вероятности
наступления случайных негативных событий
и их последствий.
Без определения задач
риск-менеджмента, параметров анализируемой
генеральной выборки, самих требований
к информационному пространству риск-менеджмента,
характеристик разрабатываемых решений
на предприятии невозможно создать дееспособную
структуру управления рисками в условиях
инновационного проекта, связанного с
повышенной рискованностью. Эти базисные
определения должны являться неизменным
остовом структуры риск-менеджмента, на
базе которого может быть выстроена любая
гибкая структура управления рисками.
Проблема рисков уже
достаточно давно обсуждается в зарубежной
и отечественной экономической литературе.
Более того, некоторые крупные предприятия
обзаводятся специальными подразделениями,
состоящими из менеджеров по управлению
рисками, или сотрудничают со сторонними
консультантами или экспертами, которые
разрабатывают программу действий фирм
при столкновении с различными видами
рисков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреев А.Ф., Макрусев
В.В. Основы теории управления: курс лекций.
М.: Изд-во Российской таможенной академии,
2009.
Саламан О.Л. Развитие научно-методического
аппарата управления таможенными рисками в процессе
таможенного контроля // Вестник Российской
таможенной академии №1. – 2013. – С.104-109.
– 0,4 п.л.
Хрытанькова О.Л. О методике
оценки эффективности процесса таможенного
контроля в рамках системы управления
рисками // Исследование проблем таможенного
дела: сборник статей аспирантов и соискателей.
М.: Изд-во Российской таможенной академии,
2012. – С. 148-151. – 0,26 п.л.