Переход экономики страны к рыночным отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:08, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Тюменской области.
В соответствие с целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу системы регулирования транспортной инфраструктуры
3. Выделить проблемы управления транспортной инфраструктурой

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 86.54 Кб (Скачать файл)

«Транспортная стратегия  Российской Федерации до 2020 года», разработанная  и утвержденная Министерством транспорта РФ, является основным документом, который  определяет направления транспортной политики страны. Согласно этому документу  развитие современной эффективной  транспортной инфраструктуры, обеспечивающей снижение транспортных издержек, ускорение  движения грузов и пассажиров, является важнейшей стратегической целью. При  этом практика государственно-частного партнерства является наиболее перспективной  и предпочтительной при реализации инфраструктурных проектов. По словам министра транспорта РФ И. Левитина, долгосрочное планирование транспортного развития возможно только с учетом интересов  бизнеса: вложения в развитие транспортной инфраструктуры в соотношении «бизнес — бюджет» определены как 1 руб. к 2,5 руб.

Цели Министерства транспорта на 2010-2012 год:

Цель 1 - развитие современной  и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в  экономике.

Достижение этой цели позволит обеспечить экономический рост и  социальное развитие, укрепление связей между регионами России, повышение  конкурентоспособности и эффективности  других отраслей экономики (прежде всего, за счёт снижения уровня транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции), рост предпринимательской  и деловой активности, непосредственно  влияющей на качество жизни и уровень  социальной активности населения.

Создание эффективной  транспортной инфраструктуры позволит обеспечить территориальную целостность  государства, связанность регионов России в единое экономическое и  оборонное пространство, ускорить развитие мультимодальных перевозок, обеспечить выходы к труднодоступным сырьевым базам и комплексное освоение Сибири и Дальнего Востока.

Цель 2 - повышение доступности  услуг транспортного комплекса  для населения.

Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения по передвижению, отсутствие дефицита мощностей, высокую  пропускную способность и техническую  оснащенность транспортной инфраструктуры, ликвидацию ограничений на развитие существующих и освоение новых территорий, а также повышение ценовой  доступности социально значимых услуг транспорта, а также обеспечение  поддержки перевозок пассажиров на социально значимых направлениях.

Цель 3 - повышение конкурентоспособности  транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.

Достижение данной цели будет  означать формирование в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и создание, таким образом, прочной основы для  успешной интеграция России в мировую  транспортную систему и превращение  экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.

В рамках реализации цели предусматривается  осуществление инвестиционных проектов по комплексному развитию международных  транспортных коридоров.

Предлагается сконцентрировать финансовые и организационные усилия по совершенствованию существующих транспортных коридоров, созданию альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров.

Цель 4 - повышение комплексной  безопасности и устойчивости транспортной системы.

Достижение этой цели позволит повысить безопасность транспортного  процесса, сократить количество происшествий на транспорте и их последствия, обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений  специальных служб, подготовить  квалифицированные кадры для  транспортной отрасли, повысить уровень  мобилизационной готовности, и, таким  образом, создать необходимые условия  для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

Цель 5 - улучшение инвестиционного  климата и развитие рыночных отношений  на транспорте.

Достижение этой цели означает разработку и внедрение современных  механизмов перераспределения финансового  капитала в транспортный сектор, совершенствование  законодательной базы, регламентирующей деятельность транспортного комплекса  в условиях рыночных отношений, в  том числе на основе государственно-частного партнерства.

В рамках цели по улучшению  инвестиционного климата и развития рыночных отношений на транспорте предполагается решение следующих задач: создание нормативной правовой базы, адекватной потребностям развития рыночных отношений, обеспечивающей привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты; разработка предпроектной, проектной и тендерной документации по комплексному развитию объектов транспортной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства;

отработка механизмов реализации различных форм государственно-частного партнерства, разработка методического  обеспечения, утверждение типовых  документов, создание банка данных перспективных проектов, привлечение  ведущих российских банков к реализации проектов в транспортном секторе.

Краткая характеристика бюджетных  программ Министерства транспорта РФ.

Наименование: «Автомобильные дороги»

Статус: подпрограмма «Автомобильные дороги» Федеральной целевой  программы «Модернизация транспортной системы с учетом корректировки.

Задача: Уменьшение доли протяженности  автомобильных дорог, федерального значения, не соответствующих потребностям движения, в общей протяженности  сети федеральных автомобильных  дорог.

Цель программы: Развитие современной и эффективной транспртной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижения транспортных издержек в экономике.

Наименование: Строительство  и реконструкция участков автомобильных  дорог федерального значения, не входящих в состав международных транспортных коридоров.

Статус: с 2010 подпрограмма «Автомобильные дороги» Федеральной целевой  программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015год).

Задача: Увеличение протяженности  автомобильных дорог федерального значения, соответствующих федеральным  требованиям.

 

 

 

1.3 Проблемы управления транспортной инфраструктурой. Пути их решения

 

Действительно, в современной  России многие проблемы можно было бы решить, найдя выход в сложившейся  ситуации с неразвитой сетью автодорог. Это и грунтовые дороги, которые ещё не заасфальтировали, и, по которым невозможно добраться до населенных пунктов при плохой погоде, и дороги, выбоинами столь часто, что её и дорогой-то можно назвать с покрытые трещинами и натяжкой. Всё усугубляется проблема пробок в крупных мегаполисах. Сюда же можно добавить и статистику ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям, которая постоянно растет, и состояние дорожного полотна является одной из причин происшествий.[1;1]

Общая протяженность автомобильных  дорог в России — 1114 тысяч км. Для сравнения: в США аналогичный  показатель равен 6 млн. км. Сейчас в  России только 7% дорог соответствуют  минимальным требованиям качества.

Основные проблемы дорожной инфраструктуры: Почти 50% общего объема автоперевозок осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети; Радиальная конфигурация автодорог ориентирована на Москву, недостаточное число соединительных и хордовых дорог; Только 8% автодорог имеют многополосную проезжую часть; Более 1/3 автодорог и мостовых сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик; Значительная протяженность автодорог проходит по территории населенных пунктов; Низкий уровень обеспеченности автодорогами Сибири, Дальнего Востока, северных территорий Европейской части России 76% автодорог регионального значения не соответствуют нормативным требованиям по эксплуатации.

Общая протяженность российских железных дорог составляет 86,151 тысяч  км. На сегодняшний день в России насчитывается 508 ж/д вокзалов, 45 из которых — внеклассовые, т.е. самые  крупные и стратегически важные.

Текущая характеристика железнодорожной  инфраструктуры: 7 субъектов РФ не имеют  железных дорого вообще, в 10 субъектах  РФ железнодорожная сеть развита  критически слабо; 23 разведанных крупнейших месторождения ценнейших природных  ресурсов не осваиваются из-за отсутствия железнодорожного обеспечения; Плотность  железных дорог России составляет 5 км/1000 кв. км площади страны (в других странах этот показатель выше в десятки  раз); Средний уровень износа основных фондов составляет 58,6%, а значительная их часть находится за пределами нормативных сроков службы; Перекрестное межотраслевое субсидирование отраслей промышленности за счет ОАО «РЖД» привело к увеличению в 2 раза сроков окупаемости инфраструктурных проектов (до 20 — 30 лет) и сделало строительство новых железнодорожных линий коммерчески неэффективным.

Количество действующих  аэропортов в России постоянно уменьшается, а их износ и простой увеличивается. В настоящее время в стране функционирует 351 аэропорт, из них 69 аэропортов имеют статус международных. Основная концентрация перевозок идет из/в Мосвку, при этом снижается уровень перевозок между другими городами.

Текущее состояние аэродромной  сети:

только 58% аэродромов имеют  взлетно-посадочную полосу с искусственным  покрытием, остальные аэродромы  имеют грунтовые ВПП;

70% взлетно-посадочных полос  с искусственным покрытием были  построены более 20 лет назад,  из них за последние 10 только  на 24% ИВПП лет проводилась реконструкция. Срочного проведения реконструкции требует 12% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями, 18% взлетно-посадочных полос с грунтовым покрытием требуют проведения капитального ремонта; только 48% аэродромов оборудованы системой светосигнального оборудования, 14% систем светосигнального оборудования требует замены; физическое и моральное старение основных производственных фондов аэропортов продолжается на фоне роста цен на аэродромное и аэропортовое оборудование, аэропортовую технику, авиационное топливо. В настоящее время средний уровень обеспеченности аэропортов основными производственными комплексами составляет по аэродромным, пассажирским и грузовым комплексам 95%, объектам технического обслуживания — 53%, объектам топливообеспечения — 85%; 90% объектов, включая взлетно-посадочные полосы, по данным бухгалтерского учета имеют полный износ основных фондов. Объекты выведены из налогообложения и по ним не начислялась амортизация на воспроизводство имущества.

В России 60% внешнеторгового  грузооборота осуществляется с участием морского транспорта. Развитие морской  инфраструктуры является одним из важнейших  факторов эффективной интеграции России в мировую транспортную систему. На сегодняшний день основные портовые мощности эксплуатируются на пределе  своих возможностей.

Существующие специализированные и универсальные комплексы, построенные  в 50-60 годах прошлого века, не удовлетворяют  современным требованиям в части: недостаточных глубин на портовых акваториях, поскольку за прошедший период сменилось  три поколения морских судов; несоответствия длины причалов линейным размерениям судов, работающих на тихоокеанском бассейне; многолетней ориентации в развитии портовых мощностей на перевалку экспортных грузов, что привело к дефициту портовых мощностей, ориентированных на импортное направление. Особенно это сказывается на возможности обработки контейнерных и накатных грузов; слабой организации функционирования и недостаточной технической оснащенности таможенных и пограничных органов в пунктах пропуска через государственную границу, что существенным образом сказывается на времени обработки грузов. [5]

В последнее время  довольно большое внимание государства  было направлено на развитие и поддержание  транспортной инфрастуктуры России. Точнее, соответствующая

Федеральная целевая  программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» была принята еще в 2001 году, однако реально  задача развития, а не поддержания  транспортной инфраструктуры РФ была поставлена В.Путиным в ноябре 2007 года на заседании президиума Госсовета.

Более того, в  феврале 2008 года первый вице-премьер  РФ С.Иванов заявил, что ФЦП «Модернизация транспортной системы России» будет продлена еще на 7 лет до 2015 года. Изменения в программу планируется внести к маю 2008 года. В апреле 2008 года Д.Медведев на совещании по инвестиционным программам и развитию дорог России о том, что программу по развитию транспортной системы на 2010-2015 года заявил необходимо обновить, а инвестиционные расходы бюджета на качественную модернизацию

Развитие транспортной инфраструктуры России транспортной и  социальной инфраструктур на 2009 и 2010 годы должны быть увеличены.

Стоит отметить, что на данный момент инвестиции в  данную отрасль на 2009-2010 годы определены в размере 620,7 и 445,7 млрд. руб. При  этом, в стратегию развития транспортной инфраструктуры РФ будет ежегодно вкладываться около 4,8% ВВП (из них только 2,2% ВВП  – госинвестиции).

На первом этапе (2002-2007 годы) развитие Реализация ФЦП  рассчитана на 2 транспортной системы  было ориентировано на более эффективное  использование имеющихся мощностей. На втором этапе (2008-2010 годы) должно быть обеспечено ускоренное развитие транспортной системы, направленное на значительное повышение эффективности и качества транспортного обслуживания, как  это предусмотрено «Стратегией  развития транспорта до 2010 года».

Информация о работе Переход экономики страны к рыночным отношениям