Переход экономики страны к рыночным отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:08, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Тюменской области.
В соответствие с целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу системы регулирования транспортной инфраструктуры
3. Выделить проблемы управления транспортной инфраструктурой

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 86.54 Кб (Скачать файл)

В России 60% внешнеторгового  грузооборота осуществляется с участием морского транспорта. Развитие морской  инфраструктуры является одним из важнейших факторов эффективной интеграции России в мировую транспортную систему. На сегодняшний день основные портовые мощности эксплуатируются на пределе своих возможностей.

Существующие специализированные и универсальные комплексы, построенные  в 50-60 годах прошлого века, не удовлетворяют  современным требованиям в части: недостаточных глубин на портовых акваториях, поскольку за прошедший период сменилось  три поколения морских судов; несоответствия длины причалов линейным размерениям судов, работающих на тихоокеанском бассейне; многолетней ориентации в развитии портовых мощностей на перевалку экспортных грузов, что привело к дефициту портовых мощностей, ориентированных на импортное направление. Особенно это сказывается на возможности обработки контейнерных и накатных грузов; слабой организации функционирования и недостаточной технической оснащенности таможенных и пограничных органов в пунктах пропуска через государственную границу, что существенным образом сказывается на времени обработки грузов. [5]

В последнее время довольно большое внимание государства было направлено на развитие и поддержание  транспортной инфрастуктуры России. Точнее, соответствующая

Федеральная целевая программа  «Модернизация транспортной системы  России (2002-2010 годы)» была принята  еще в 2001 году, однако реально задача развития, а не поддержания транспортной инфраструктуры РФ была поставлена В.Путиным в ноябре 2007 года на заседании президиума Госсовета.

Более того, в феврале 2008 года первый вице-премьер РФ С.Иванов заявил, что ФЦП «Модернизация транспортной системы России» будет продлена еще на 7 лет до 2015 года. Изменения в программу планируется внести к маю 2008 года. В апреле 2008 года Д.Медведев на совещании по инвестиционным программам и развитию дорог России о том, что программу по развитию транспортной системы на 2010-2015 года заявил необходимо обновить, а инвестиционные расходы бюджета на качественную модернизацию

Развитие транспортной инфраструктуры России транспортной и социальной инфраструктур  на 2009 и 2010 годы должны быть увеличены.

Стоит отметить, что на данный момент инвестиции в данную отрасль  на 2009-2010 годы определены в размере 620,7 и 445,7 млрд. руб. При этом, в стратегию  развития транспортной инфраструктуры РФ будет ежегодно вкладываться около 4,8% ВВП (из них только 2,2% ВВП - госинвестиции).

На первом этапе (2002-2007 годы) развитие Реализация ФЦП рассчитана на 2 транспортной системы было ориентировано  на более эффективное использование  имеющихся мощностей. На втором этапе (2008-2010 годы) должно быть обеспечено ускоренное развитие транспортной системы, направленное на значительное повышение эффективности  и качества транспортного обслуживания, как это предусмотрено «Стратегией  развития транспорта до 2010 года».

В частности, согласно Программе, на железнодорожном транспорте предусматривается:

поэтапное обновление и модернизация основных производственных фондов, повышение  безопасности движения и качественного  обеспечения платежеспособного  спроса на перевозки пассажиров и  грузов; внедрение информационно-управляющих  систем, модернизация устройств автоматики, телемеханики, связи и энергоснабжения;

рационализация взаимодействия с другими видами транспорта, развитие мультимодальных перевозок и совершенствование информационного обеспечения и др. Для решения поставленных в подпрограмме задач должны быть построены или реконструированы 1,7 тыс. км железнодорожных линий, построены 2,7 тыс. км дополнительных главных путей;

электрифицированы 3,4 тыс. км железнодорожных линий; построены  или и модернизированы устройства автоблокировки на 1,4 тыс. км железнодорожных  линий и др.

В дорожном хозяйстве предусматривается: увеличить протяженность автомобильных  дорог до 611,1 тыс. км и дорог высших (I и II) общего пользования (в действующей  классификации) категорий до 36 тыс. км; довести удельный вес протяженности  федеральных автодорог, соответствующих  нормативным требованиям, с 39 до 55 процентов, территориальных дорог

- с 20 до 30 процентов и  др. Для достижения поставленных  в подпрограмме задач должны  быть построены, реконструированы  или модернизированы 6,1 тыс. км  федеральных, 43,7 км муниципальных  автомобильных дорог; более 3,1 тыс. тыс. км территориальных  и 8,1 тыс. населенных пунктов  должны быть обеспечены постоянной  связью по дорогам с твердым  покрытием; отремонтированы (в  том числе капитально) 45,3 тыс.  км федеральных, 197 тыс. км территориальных  и 137 тыс. км муниципальных автомобильных  дорог.

Таким образом, государство  собирается вложить в развитие транспортной инфраструктуры немалые средства. Однако непрозрачность процесса реализации проектов ставит эффективность предлагаемых мер под вопрос. Кроме того, не до конца очевидно распределение  обязанностей между федеральным  и региональным уровнями, так как  в ряде субъектов федерации существуют собственные программы развития транспортной согласовывать с соседними  территориями, чтобы инфраструктуры, которые необходимо избежать неравномерного развития отрасли. [1]

Глава 2. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области

2.1 Характеристика транспортной инфраструктуры

Тюмень была поставлена на древней караванной дороге из Средней  Азии в Поволжье, на так называемом «Тюменском волоке», за который шла  вековая борьба кочевников южной  Сибири. Водные артерии связывали  Тюмень с землями Крайнего Севера и далёкого Востока. Первоначальное население города соответствовало  его пограничному положению. Первое место среди жителей Тюмени принадлежало служилым людям: боярам, стрельцам, казакам. В первые годы город подвергался нападениям татар и калмыков. В Тюмени находилась первая в Сибири Ямская слобода, основанная в 1605 году. Постепенно, с исчезновением военной угрозы, первоочередным занятием горожан становятся ремёсла. Широкого развития достигло кузнечное, колокольное, кожевенное производство.

В XIX веке одновременно с  упадком Тобольска город входит в полосу расцвета. Особый импульс  его развитию придало проведение через город Транссибирской магистрали. Неслучайно граф Посьет, настоявший на тюменском маршруте железной дороги, был удостоен звания почётного гражданина города.

Начиная с 1918 года Тюмень претендует и на административные функции, окончательно закреплённые за нею в 1944 году созданием Тюменской области. В годы Великой Отечественной войны значительно вырос и промышленный потенциал города за счёт эвакуированных из Европейской части СССР предприятий. Любопытно, что в Тюмень в годы войны было эвакуировано также тело Ленина; функции Мавзолея временно исполняло здание нынешней Тюменской государственной сельскохозяйственной академии.

После открытия в Тюменской  области в 1960-х годах крупных  месторождений нефти и газа вся  жизнь города была подчинена выполнению нефтесервисных и транспортных функций, необходимых для обеспечения потребностей Тюменского Севера. [18: http://tumenn.ru/]

Область расположена на перекрестке  важнейших транспортных коридоров, идущих с Запада на Восток и связывающих  регионы Европейской части России, Урала с Сибирью и Дальним  Востоком, и с Севера на Юг, связывающих  северные автономные округа - крупнейшие районы добычи нефти и газа - с  остальными регионами РФ и обеспечивающие выход на страны Центральной Азии.

На территории области  развит железнодорожный, автомобильный  транспорт, расположена сеть магистральных  нефте- и газопроводов, имеются продуктопроводы по поставке ШФЛУ (углеводородное сырье) на Тобольский нефтехимический комбинат из северных автономных округов и по поставке нефтепродуктов, соединяющий г. Тюмень с сетью нефтепродуктопроводов компании «Транснефтепродукт». Реки Обь-Иртышского речного бассейна (Тура, Тобол, Иртыш) с развитой портовой инфраструктурой обеспечивают выход на Северный Морской путь. В Тюмени расположен международный аэропорт «Рощино».

Через территорию современной  Тюменской области исторически  проходили важнейшие транспортные пути по которым осуществлялось освоение и заселение Сибири и Дальнего Востока. В конце XIX-начале ХХ века была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, прошедшая по территории области. С середины ХХ века началось формирование сети автомобильных дорог. [6]Транспортная инфраструктура

· Область является перекрестком дорог, идущих с Запада на Восток, с  Юга на Север.

Основные автомобильные  магистрали:

· Дорога «Москва-Владивосток», которая войдет в формирующийся  транснациональный коридор «Берлин-Пекин»;

· Федеральная автомобильная  магистраль, соединяющая юг Тюменской  области с ХМАО-Югра и ЯНАО.

Грузооборот крупных и  средних предприятий автомобильного транспорта Тюменской области в  первом полугодии 2007 года составил 61,2 млн. тонно-км.

- Реки Обь-Иртышского речного бассейна с развитой портовой инфраструктурой обеспечивают выход на Северный Морской путь.

- В Тюменской области  расположены 2 речных порта - в  г. Тюмени и в г. Тобольске,  второй из которых выполняет  главную роль в системе речных  пассажирских и грузовых перевозок  между севером и югом области.

- Общий грузовой оборот  Тобольского речного порта составил  около 3 млн. тонн в 2007 г. Порт  имеет 8 механизированных причалов  протяженностью 800 м, оборудованных 23 портальными кранами. Общая площадь крытых складов составляет более 7 000 м2, открытых - более 45 000 м2.

- Навигация составляет 6 месяцев в году.

- На территории Тюменской  области, включая автономные округа, функционируют 5 международных аэропортов.

- Международный аэропорт  «Рощино» в г. Тюмени выступает  в роли узлового регионального  аэропорта для связи Севера  и Юга области. Кроме того, географическое  положение его благоприятно для  промежуточных посадок самолетов  на магистральных маршрутах Европа - Китай, Европейская часть России - Дальний Восток, Сибирь.

- Тюмень в железнодорожной  сети области выполняет роль связующего звена между севером и югом области, через город также проходит северная ветка транссибирской магистрали, связывающая Центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком.

- С началом реализации  проекта «Обход Республики Казахстан», по строительству ветки Курган-Ишим  роль г. Ишима, как узловой  железнодорожной станции сильно  возрастет не только на областном,  но и общенациональном уровне. [14]

Автомобильный общественный транспорт

Для Тюменской области  автомобильный транспорт имеет  большое значение, являясь основным фактором, обеспечивающим экономическую  и социальную стабильность общества, мобильность населения, развитие территории области.

Пассажирское обслуживание населения юга Тюменской области  осуществляют 22 автотранспортных предприятия различной организационно-правовой формы собственности. Этими предприятиями обслуживаются 543 маршрута, в том числе: 164 междугородных, 283 пригородных и 96 городских маршрутов. В большинстве районов юга области нет альтернативы автобусным перевозкам.

Автобусный парк, задействованный  на регулярных маршрутах, насчитывает 1145 единицы, в том числе частной  собственности - 202, муниципальной - 351, областной - 592 единицы.

Также в городах Тюмень, Тобольск, Заводоуковск, Ишим и Ялуторовск привлечено для работы на городских маршрутах 1067 единиц подвижного состава (338 автобусов и 729 микроавтобусов), принадлежащих индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям.

В 2006 году автомобильным  транспортом общего пользования  с учетом индивидуальных предпринимателей, занимающихся коммерческими перевозками, перевезено 267,3 млн. человек. Пассажирооборот  составил 2075,7 млн. пасс.-км. За 2007 год по оперативным данным автомобильным транспортом общего пользования перевезено 263,5 млн. человек.

Для обслуживания пассажиров на междугородных и пригородных  автобусных маршрутах по югу Тюменской  области действуют 7 автовокзалов и 23 автостанции, из них 5 автовокзалов и 15 автостанций входят в состав ОАО  «Объединение автовокзалов и автостанций».

В 2005 году проведена реконструкция  Исетской и Упоровской автостанций, в 2006 году сдана в эксплуатацию Абатская автостанция, в 2007 году завершена реконструкция Ялуторовского и Тобольского автовокзалов. В 2008 году планируется строительство и реконструкция автовокзалов и автостанций в г.Ишиме, в селах Казанское, Юргинское и Ярково.

Общий износ подвижного состава  составляет 65,5 %, в том числе: областной  собственности - 44,3 %, муниципальной - 58,3 %, собственности предприятий - 92 %.

Для обновления подвижного состава проводится капитальный  ремонт автобусов областной собственности, а также приобретаются новые  автобусы.

В настоящее время за счет средств областного бюджета капитальный  ремонт автобусов проводится на Ялуторовском автомобильном заводе. За период с 2003 по 2006 годы всего отремонтировано 165 автобусов, в 2007 году отремонтировано 68 единиц подвижного состава.

Для пассажирских автотранспортных предприятий юга области в 2007 году приобретено 166 автобусов, в том  числе для предприятий областного центра 92 единицы.

Железнодорожный транспорт

В Западно-Сибирском регионе, где осуществляется добыча 90% российского  газа, огромную значимость в обеспечении  народно-хозяйственными грузамисеверных городов области играет железная дорога. Благодаря железнодорожному транспорту функционируют и добывают углеводородное сырье нефтегазопромыслы в Сургуте, Нижневартовске, Надыме, Новом Уренгое, Ямбурге.

В настоящее время железной дорогой обеспечивается потребность в перевозке грузов для уже построенных на севере области городов и градообразующих предприятий, связанных с переработкой нефти.

Информация о работе Переход экономики страны к рыночным отношениям