Персональное развитие в организации. Предпосылки, формы развития, факторы, тормозящие и способствующие развитию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 15:57, контрольная работа

Краткое описание

Персональное развитее в организации предполагает под собой индивидуальное развитие работника, совершенствование, а в некоторых случаях и установка, морально – этических норм поведения и межличностных отношений в коллективе организации. Персональное развитие в организации является одной из форм проявления содержания организационной культуры и важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Возрастающее значение профессионального обучения для организации и значительное расширение потребностей в нем в последние десятилетия привели к тому, что ведущие компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников.

Содержание

Персональное развитие в организации. Предпосылки, формы развития, факторы, тормозящие и способствующие развитию.
Определение и значение персональное развитие в организации……………стр. 2 - 3
Задача персональное развитие…………………………………………………стр. 3 - 4
Предпосылки, методы и формы персонального развития…………………..стр. 4 - 7
Факторы, способствующие развитию…………………………………………стр. 7
Факторы, тормозящие развитие………………………………………………..стр. 8
Оценка персонального развития……………………………………………….стр. 8 - 9

Основные виды изменений в организации. Причины сопротивления изменениям. Принципы организации работы при внедрении нововведения.
Основные виды изменений в организации…………………………………..стр.10 - 11
Причины сопротивления изменениям……………………………………...стр.12 - 13
Принципы организации работы при внедрении нововведения…………….стр.13 - 17

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… стр. 18

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик контрольная вариант 10.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Сопротивление изменениям может быть вызвано способами проведения изменений. Например, жесткий, авторитарный стиль проведения изменений или недостаток информации, такие способы проведения изменений, которые практически не предполагают участие рядовых сотрудников в процессе их реализации. Безусловно, что не все изменения наталкиваются на сопротивление, часть из них изначально воспринимаются как позитивные, несущие улучшения.

В то же время, изменения и ощущение исходящей от них угрозы могут спровоцировать возникновение эффекта цепной реакции, такой ситуации, когда изменение, непосредственно относящееся к индивиду или небольшой группе людей, приводит к прямым или косвенным реакциям многих индивидов в силу того, что они все заинтересованы в том или ином развитии событий. Здесь немаловажную роль играет состояние корпоративной культуры.

Однако кроме вышеприведенной классификации форм сопротивления по их характеру, существуют и другие виды классификаций. Например, индивидуальное сопротивление, групповое сопротивление, сопротивление системы. Наиболее часто проявляется групповое сопротивление. Одним из серьезных источников сопротивления изменениям в организации могут быть «малые» группы.

Выделяют три основные формы сопротивления изменениям:  

 

Формы сопротивления

Факторы сопротивления

Логические, рациональные возражения

Время, необходимое для адаптации Возможность создания нежелательных условий, таких как понижение квалификации. Экономические издержки изменений Вызывающая сомнение техническая целесообразность изменений

Психологические, эмоциональные установки

Страх неизвестности Неумение адаптироваться к переменам Антипатия к менеджменту или другим агентам перемен Потребность в безопасности, желание сохранить статус-кво

Социологические факторы, групповые интересы

Политические коалиции Поддержка групповых ценностей Локальные ограниченные интересы Желание сохранить дружеские отношения


 

Причина возможного сопротивления изменениям заключается не столько в самих организационных изменениях, сколько в тех последствиях, которые, по мнению членов «малой» группы, могут нарушить или разрушить среду обитания группы. Поэтому, проводя организационные изменения, необходимо проанализировать интересы и возможные позиции представителей «малых» групп и в связи с результатами такого анализа строить стратегию и тактику проведения организационных изменений.

Так же не менее важной причиной сопротивления изменениям является организационная (корпоративная) культура, понимаемая как совокупность образцов поведения и взаимодействия, характерная для конкретной общности людей. Принято считать, что культура в целом и организационная культура в частности выполняет важнейшую охранительную функцию, сохраняет и транслирует стандартные образцы рационального поведения и взаимодействия. Но в то же время культура препятствует введению изменений. В менеджменте последних десятилетий проблематика организационной культуры привлекла пристальное внимание многих исследователей. Одна из причин этого, с нашей точки зрения, заключается в том, что влияние организационной культуры стало чрезвычайно ощутимым именно в контексте повышенной динамичности условий существования организаций. Пока условия были более или менее стабильными или не изменялись заметно, культура находилась в «тени» и не привлекала внимания прикладных исследований менеджмента. Но с нарастанием изменений организационная культура начала отчетливо проявляться, и многие практики управления и исследователи стали понимать, что, не изучив ее развитие и преобразование, не удастся что-либо существенно изменить в функционировании организации.

 

 

Принципы организации работы при внедрении нововведения

 

 

Для успешного осуществления преобразования необходимо анализировать их причины, объекты, положительные и отрицательные стороны, четко формулировать цели и только затем проводить изменения. Любые нововведения как определенные изменения в трудовом процессе неизбежны, поскольку обусловлены, главным образом, объективными факторами. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что реорганизация не самоцель, а средство реализации новых задач и направлений деятельности. Реорганизация предприятия может осуществляться в различных формах:

- Слияние;

- Присоединение;

- Разделение;

- Выделение;

- Преобразование;

- Сокращение;

- Перепрофилирование.

 

При каждом из указанных видов происходит соответствующая перестройка системы управления, которая влечет за собой изменения в структуре, технологиях, кадрах, организационной культуре и других существенных параметрах функционирования организации. Приоритетной целью изменений и нововведений следует считать достижение более высоких результатов, освоение передовых средств и приемов труда, устранение рутинных операций, осуществление прогрессивных изменений в системе управления. Изменения и нововведения в организациях неизбежны. При этом динамика организационных изменений различна, зависит от географии, экономического благополучия, правовой сферы, общественных отношений, климата и еще массы других переменных, не зависящих или зависящих от людей. Организация растет или сокращается, движется к благополучию или идет вразнос, сгибается под гнетом чиновничьего произвола или расцветает под «зонтиком» внимания высших должностных лиц. Для анализа изменений, как правило, требуются комплексные методы анализа процессов, происходящих на предприятии, и воздействия на них. Понятие «изменение» подразумевает, что между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия в ситуации, человеке, рабочей группе, организации или взаимоотношениях. Также под изменением можно понимать процесс смены одного состояния другим. Изменения в организации могут касаться любого аспекта или фактора. К ним относятся:

- Основная структура. Меняется характер и уровень деловой активности, правовая структура, собственность, источники финансирования организации, характер международных операций, организуются слияния, разделения, совместные предприятия или проекты.

- Задачи деятельности. Меняется ассортимент продукции и набор оказываемых услуг, появляются новые рынки, клиенты и поставщики.

- Применяемая технология. Меняется оборудование, материалы и энергия, технологические и информационные процессы.

- Управленческие процессы и структуры. Меняется внутреннее содержание организации, трудовых процессов, процессов принятия решений, информационных систем.

- Организационная культура. Меняются ценности, традиции, неформальные отношения, мотивы и процессы, стиль руководства.

- Человеческий фактор. Меняются руководство и подчинение, уровень их компетентности, отношения, мотивация, поведение и эффективность в работе.

- Эффективность работы организации. Меняются финансовые, экономические, социальные аспекты ее деятельности, изменяется ее деловой престиж в глазах общественности и деловых кругов.

 

Принципиальное решение данной проблемы может быть достигнуто посредством превращения самих изменений в необходимый компонент гомеостаза. Так, например, в течение 20 века, сама по себе жизнь большинства людей стала намного более динамичной. И это ослабило сопротивление, поскольку становилось частью современного гомеостаза. Но если человек на длительное время попадает в более статичные условия, они могут восприниматься им как определенное нарушение привычного равновесия и тоже отторгаться. Таким образом, можно сделать вывод, что представление об изменении и равновесии относительно, и оно базируется на привычном для человека темпе изменений. Многие давно работающие на приватизированных предприятиях работники помнят лучшие времена, помнят свое разочарование, от части, более ранних изменений и не готовы участвовать в еще каких-то изменениях, которые потенциально могут ухудшить их положение. Единственное, что могло бы помочь им в изменении отношения к изменениям – отчетливая картина «светлого будущего», которая требует усилий всех работников и объединяет их интересы с интересами менеджмента и собственников. Сама проблема принятия изменений является данью нашему времени, для которого характерен их нарастающий темп. Вполне логичной может быть и обратная проблема - психологического принятия однообразных условий. Она может стать достаточно острой для такого исторического этапа, где привычно высокий темп изменений внезапно замедлился или остановился по тем или иным причинам.

Сказанное выше позволяет выделить два аспекта управления изменениями - тактический и стратегический.

 

 

 С тактической точки зрения управлять изменениями означает:

 

- Провести их в адекватные сроки;

 

- достигнуть поставленных целей;

 

- снизить сопротивление изменениям;

 

- повысить адаптацию сотрудников к ним.

 

Со стратегической точки зрения управлять изменениями означает включение постоянных изменений в практику управления настолько, чтобы они стали и привычными, и ожидаемыми для всего персонала организации, а временное отсутствие новшеств вызывало бы у сотрудников тревогу. Только обеспечение стратегического управления изменениями может привести к значительному повышению конкурентоспособности компании. Если проинтегрировать многочисленные технологии управления, нашедшие широкое применение за рубежом - кружки качества, ротация кадров, адаптивные и научающиеся организации, - их результатом окажется повышение уровня адаптации персонала к смене технологий и приоритетов в функционировании организации.

Однако даже самой изменчивой функциональной структуре, удачно реагирующей на изменения рынка, присущи недостатки. Самый существенный из них - вынужденный временной интервал отставания внутренних изменений в ответ на изменения внешние. Даже месяц-другой отставания нередко ведет к потере компанией уже занятого места на рынке. Такая проблема получила название проблемы реактивности. Иначе говоря, если только реагировать на изменения, принципиального успеха не добьешься. Есть два варианта решения данной проблемы:

 Первый - опережать изменения во внешней среде.

 Второй - самим инициировать  необходимые изменения на рынке.

 

Так ведут себя живые системы. Так можно достигнуть принципиального успеха и в конкурентной среде.

Одним из основных методов снижения уровня и распространенности сопротивления изменениям со стороны сотрудников организации считается привлечение их к процессу изменений на самом раннем этапе, предваряющем изменения - при подготовке и принятии решений о них.

 

Основные принципы управления изменениями:

 

- Осуществляйте только необходимые и полезные изменения.

- Работники должны быть готовы к постоянным изменениям, овладению новыми навыками.

- Проводите эволюционные преобразования.

- Вырабатывайте адекватное действие для противодействия каждому источнику сопротивления.

- Вовлекайте в процесс осуществления перемен работников, что позволит снизить сопротивление.

- Проводимые изменения должны быть выгодны работникам.

- Рассматривайте процесс изменений в организации как долгосрочный, уделяйте особое внимание стадиям «размораживания» и «замораживания».

- Идентифицируйте проблемы, которые не удалось устранить в процессе изменений.

 

 

 Решающую роль в инициировании и осуществлении изменений играют руководители, т. к. они несут ответственность за разработку стратегии изменений и планирование мероприятий по их осуществлению. Не менее важное значение имеет выбранный стиль проведения изменений в организации.

В таблице представлены стили управления изменениями и их характеристика.

 

 

Конкурентный стиль

Делается упор на силу, максимальная настойчивость, утверждение своих прав. Основная предпосылка — разрешение конфликта предполагает наличие победителя и побежденного

Стиль самоустранения

Проявляется в том, что руководство демонстрирует низкую настойчивость и в то же время не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации

Стиль компромисса

Предполагает умеренное настаивание руководства на выполнение его подходов к разрешению конфликта и одновременное умеренное стремление руководства к кооперации с теми, кто сопротивляется

Стиль приспособления

Выражается в стремлении руководства установить сотрудничество в разрешении конфликта при одновременном слабом настаивании на принятии выработанных им решений

Стиль сотрудничества

Характеризуется тем, что руководство стремится как к тому, чтобы реализовать свои подходы к управлению изменений, так

и к тому, чтобы установить отношения кооперации с несогласными членами организации


 

Большое влияние на то, в какой мере руководству удается устранить сопротивление изменению, оказывают методы преодоления сопротивления изменениям.

Методы преодоления сопротивления организационным изменениям: 

 

Предоставление информации

Люди сопротивляются организационным изменениям, если ощущается недостаток информации или наблюдается ее искажение. Цель метода в том, чтобы люди поняли, в чем конкретно суть изменений и что можно ожидать

Участие и вовлечение

Люди, принимающие участие в осуществлении изменений, испытывают чувство ответственности за результаты. Чем больше число сотрудников организации будет принимать конкретное участие в проведении изменений, тем успешнее они будут происходить

Помощь и поддержка

Люди боятся изменений, поскольку бояться оказаться ненужными. Поэтому со стороны менеджеров необходима всесторонняя психологическая поддержка, а также разработка и реализация программы переобучения персонала

Переговоры и соглашения

Когда сопротивление изменениям в организации со стороны отдельных сотрудников и групп оказывается очень сильным и препятствует проведению изменений, необходимо использовать весь возможный арсенал средств для достижения компромисса

Манипуляция и кооптация

Если сопротивление изменениям очень сильно со стороны отдельных лиц и групп, преследующих свои «узковедомственные» интересы, можно воспользоваться данным способом. Главное здесь — попытаться изменить ситуацию за счет избирательного использования информации и предоставления определенной роли в процессе проведения изменений таким людям в организации, которые вызывают доверие у достаточно большого числа сотрудников

Явное и неявное принуждение

Когда другие способы не срабатывают, можно и «власть употребить», т. е. оказать на конкретных сотрудников и группы административное воздействие. Желательно использовать этот способ как крайнюю меру

Информация о работе Персональное развитие в организации. Предпосылки, формы развития, факторы, тормозящие и способствующие развитию