Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа
Проблема человеческого фактора обсуждается на самых разных уровнях, включая правительственный, в большинстве стран мира. На поиск путей ее решения направлены усилия как теоретиков менеджмента, так и многих практиков. Сегодня теоретический менеджмент в качестве научной дисциплины, имея в своем арсенале все необходимые методы планирования и организации труда, нацелен на поиск практических методов и механизмов эффективного управления персоналом. Основная цель - обеспечение максимально высокого уровня эффективности труда. Пока конкретных путей решения этой задачи не найдено. Важно заметить, что управление людьми в организациях в большей степени строится не на знании, не на основе эффективного способа управления, а на интуиции и личном опыте руководителя.
Наука управления, естественно, не исчерпывается приведенными выше психологическими законами. Существуют многие другие закономерности, честь открытия которых принадлежит ряду выдающихся специалистов в области психологии управления, чьи имена и присвоены этим открытиям. Таковы законы Паркинсона, принципы Питера, законы Мерфи и др.
Психология
управления, изучая структуру, специфику
и особенности управленческой деятельности,
показывает пути и средства превращения
ее в эффективный инструмент решения
разнообразных менеджерских задач.
Овладеть управленческой деятельностью
- значит уметь наиболее эффективным
образом организовывать каждый ее компонент.
Овладение собственной
Руководитель,
который знает основные компоненты
психологической структуры
- видит то основное, что предстоит сделать для решения любой задачи;
- в любое
время может увидеть, в какой
стадии находится решение
- может своевременно вносить коррективы в решение любой управленческой задачи;
- получает
желаемый результат наиболее
рациональным и эффективным
Психологическая структура деятельности представляет собой совокупность следующих компонентов: мотив => цель => задача => действия => контроль => результат => рефлексия.
Такова универсальная структура любой деятельности, включающая в себя как внешние (объективно-предметные), так и внутренние (субъективно-психологические) компоненты. Мотив - это то, что движет человеком, что заставляет его действовать. Мотив может быть внутренним (например, наше желание сделать что-либо) или внешним (когда обстоятельства или другие люди вынуждают нас делать что-то). Внешние мотивы называются стимулами. Деятельность без мотива невозможна. Однако сам по себе мотив может быть и не виден, не заметен со стороны. Кроме того, различают мотивы осознаваемые и неосознаваемые (скрытые для самого человека). Мотив, а точнее, система, иерархия мотивов - то, что “запускает” деятельность, ставит человека перед необходимостью действовать.
Цель - это
образ предполагаемого
Задача, а
точнее, система задач - это цель,
рассматриваемая субъектом с
точки зрения имеющихся конкретных
условий ее достижения. Движение к
крупным и сложным целям всегда
может рассматриваться как
Контроль в самом общем виде - это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Полученный результат (промежуточный или окончательный) сравнивается с идеальным (первоначальной целью или задачей). Контроль позволяет своевременно скорректировать деятельность и внести в нее некоторые изменения, исходя из условий, в которых она осуществляется.
Рефлексия в структуре деятельности - это анализ или самоанализ каждого действия. Если, к примеру, результат деятельности оказался не таким, каким он должен быть, человек начинает анализировать совершенные действия, пытаясь понять, в каком звене его действий была допущена ошибка. Деятельность не может считаться завершенной, если она не закончилась рефлексией. Конечно, прежде всего, это касается сложных видов деятельности и в меньшей степени - деятельности привычной, автоматической. Таким образом, в деятельности всегда присутствуют субъективно-психологические компоненты, или то, что называется внутренним планом. Благодаря внутреннему плану деятельность является осмысленной, упорядоченной и, в конечном счете, эффективной.
Рассмотрим, чем отличается психологическая структура управленческой деятельности, в чем ее особенности. В общем виде она выглядит следующим образом: цель => мотив => задача => действия (делегирование)= > контроль => результат => рефлексия.
Цель стоит на первом месте. Для того чтобы цель была достигнута, следует создать мотив, т. е. вызвать у исполнителей желание и стремление идти к этой цели. Руководитель распределяет задачи среди своих подчиненных с учетом сложности поставленной цели и возможности ее достижения - это действие называется делегированием. Делегирование - важнейшее действие, без него невозможно управление. Ряд исследователей включает в структуру управленческой деятельности и планирование (как особое действие, позволяющее определить очередность решаемых задач). Таким образом, управленческая деятельность включает в себя следующие компоненты:
- действия по постановке целей (перед собой и подчиненными), включая планирование этапов их достижения;
- действия по мотивированию сотрудников;
- действия по определению и постановке задач перед сотрудниками;
- делегирование;
- действия по контролю над выполнением задач;
- рефлексию.
Упорядочить управленческую деятельность, стать ее субъектом - значит организовать и безошибочно реализовать каждый из этих компонентов.
Существуют определенные условия овладения основными компонентами управленческой деятельности и управленческими действиями. Для того чтобы эффективно организовать действия по постановке целей, менеджеру необходимо:
- понимать психологическую значимость и роль целей;
- знать и уметь формулировать основные виды и типы целей (по качеству и по срокам);
- знать и использовать основные правила постановки целей перед подчиненными;
- уметь планировать собственные действия и время, обучая этому подчиненных.
Деятельность без цели невозможна, и поэтому умение наилучшим образом поставить цель перед подчиненными основа управления их деятельностью.
Для успешного осуществления действий по мотивации сотрудников на решение задач (а значит, и для успешного их решения) менеджеру необходимо:
- знать и уметь “включать” основные мотивы - движущие силы подчиненных;
- использовать как активные, так и пассивные мотивирующие факторы;
- использовать методы и принципы мотивирующей организации труда;
- использовать приемы групповой и индивидуальной мотивации.
Сверхзадача менеджера - создание у подчиненных осознаваемых внутренних мотивов, то есть желания выполнить поставленную задачу наилучшим образом.
Для того чтобы это действие было максимально эффективным, менеджеру необходимо:
- знать задачи, уметь распределять их в зависимости от степени важности, уметь выделять наиболее приоритетные из них;
- уметь устанавливать порядок действий по их решению;
- уметь соотносить решение конкретных задач с тактическими и стратегическими целями.
Для того чтобы делегирование стало наиболее эффективным, менеджеру необходимо:
- знать, какие задачи подлежат, а какие не подлежат делегированию;
- уметь наилучшим образом выбрать человека для делегирования ему необходимых задач;
- знать правила делегирования;
- не допускать типичных ошибок, а если они все же случатся, вовремя их исправлять.
Контроль результативен если менеджер:
- знает и умеет использовать основные его виды в зависимости от ситуации и типа задач;
- знает правила организации контроля и использует их;
- не допускает типичных ошибок при контроле или вовремя их исправляет;
- использует имеющиеся у него возможности для организации самоконтроля.
Как видно, осуществление
управленческой деятельности, так же
как ее внутренняя организация, упорядоченность,
требует от руководителя широкого спектра
знаний и конкретных управленческих
умений. Эти знания и умения есть
важнейшее звено в
2.Задачи, принципы, функции и основные методы управления персоналом.
Управление - это информационный обмен между объектом управления, находящемся в некой среде, и управляющим субъектом; либо при отсутствии локализованного управляющего субъекта - циркуляция информации по замкнутым контурам в самоуправляющейся системе в процессе её обмена со средой. Управление и отображение – взаимно вложенные понятия, поскольку управление – кольцевая замкнутость прямого и обратного отображения.
В любом управлении (в том числе управлении персоналом) возможна постановка всего двух задач.
- Первая задача: мы хотим управлять объектом в процессе его функционирования сами непосредственно. Это задача управления.
- Вторая задача: мы не хотим управлять объектом в процессе его функционирования, но хотим, чтобы объект - без нашего непосредственного вмешательства в процесс - самоуправлялся в приемлемом для нас режиме. Это задача самоуправления.
Полная функция управления в отношении какого-либо объекта (как и концепция управления) - иерархически упорядоченная последовательность разнокачественных действий, включающая в себя:
- Опознавание факторов среды (объективных явлений), с которыми сталкивается интеллект, во всём многообразии процессов Мироздания.
- Формирование стереотипа (навыка) распознавания фактора на будущее.
- Формирование вектора целей управления в отношении данного фактора и внесение этого вектора целей в общий вектор целей своего поведения (самоуправления).
- Формирование концепции управления и частных целевых функций управления, составляющих в совокупности концепцию, на основе решения задачи об устойчивости в смысле предсказуемости поведения.
- Организация и реорганизация целесообразных управляющих структур, несущих целевые функции управления.
- Контроль (наблюдение) за деятельностью структур в процессе управления, осуществляемого ими и координация взаимодействия разных структур.
- Ликвидация существующих структур в случае ненадобности или поддержание их в работоспособном состоянии до следующего использования.
Субъект управления при принятии управленческих решений должен руководствоваться следующими правилами:
- Оценить состояние объекта управления.
Проанализировать:
- Своё собственное состояние.
- Состояние соседних взаимодействующих объектов.
- Состояние окружающей среды.
- Состояние управляющей структуры.
- Указания или ограничения иерархически высших структур управления.
- Использовать
методологию на основе различения.
Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом. Управление персоналом охватывает широкий спектр функций. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом оценивают результативность труда персонала, деятельность подразделений системы управления, экономическую и социальную эффективность управления персоналом. А так же они обязаны соблюдать принципы управления персоналом. Принципы управления персоналом - это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Принципы управления персоналом отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными. Принципов управления персоналом множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципах: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства, отбора, подбора и расстановки кадров, сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления, контроля и исполнения решений и др. В процессе перехода к рыночной экономике руководители должны не только распознавать возможные выгоды и риск, не только развивать на базе имеющихся ресурсов соответствующие стратегии, но и управлять организационным процессом. А значит, использовать все доступные и приемлемые принципы управления персоналом:
- принцип системности и комплексности: