Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:02, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач :
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы
По итогам опроса в 2009 году увеличилось количество предпринимателей, которые не видят особых проблем в перспективе развития своего бизнеса, это 6 процентов руководителей, в 2008 году – этот показатель составил 3,1%.
Такие проблемы как "рост цен на топливо, энергию, транспортные услуги, сырье", "нестабильная налоговая политика" в 2009 году хотя и занимают первые места в перечне проблем, но уже не стоят так остро перед предпринимателями как в 2008 году, процент респондентов, поставивших эти проблемы на первый план в 2009 году снизился.
Более трети (37,5%) респондентов допускают возникновение проблем в бизнесе вследствие "высокой конкуренции со стороны других предприятий" и 32,7 процента в связи с "увеличением размера арендной платы за землю, помещение".
Несколько в меньшей степени волнует руководителей предприятий "неплатежеспособность заказчика" (13,5%) и существующий "износ основных фондов" (11,1%).
Помимо этого, в обследование были включены вопросы: "Как Вы считаете, необходима ли государственная поддержка субъектов малого предпринимательства?" и "На каком этапе развития бизнеса государственная поддержка больше всего необходима?".
Государственная поддержка малого бизнеса крайне необходима – так по-прежнему считает подавляющее большинство (93,6%) опрошенных руководителей и лишь 6,4 процента не нуждаются в поддержке.
По сравнению с 2008 годом намного снизился процент респондентов, которые в качестве основных мер государственного регулирования видят пересмотр государством количества налогов (35,4% опрошенных) и снижение размеров налоговых платежей (39,7%). При этом, увеличилось количество опрошенных, отдающих предпочтение таким видам поддержки как профессиональная подготовка кадров, обеспечение информацией.
Рис. 2.7. Необходимость государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в 2008, 2009 г.
Руководители сельскохозяйственных предприятий активнее поддерживают "субсидирование процентной ставки" и "бюджетное кредитование". За данный вид государственной поддержки субъектов малого предпринимательства высказались 26,3 и 36,3 процента руководителей, что существенно выше среднеобластных данных (на 16,8 и 19,4 процентного пункта).
Рис. 2.8. Приоритетные виды для развития бизнеса в 2008, 2009 гг.
Почти треть (28%) опрошенных руководителей строительных организаций считают, что наиболее приоритетным видом господдержки является "участие в выполнении государственного и муниципального заказов".
Для определения уровня административных барьеров был проведен социологический опрос предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере малого бизнеса.
Предпринимателям был задан вопрос о частоте и периодичности проверок. В результате необходимо отметить, что по сравнению с прошлым годом произошло некоторое снижение количества проверок. Так:
- реже одного раза в месяц проверяют 53,2% предприятий (58% в прошлом году);
- один-два раза в месяц 28,5% (26% в прошлом году);
- чаще пяти раз в месяц, проверки проводились у 6,1% предпринимателей (16% в прошлом году).
По-прежнему чаще всего проверкам подвергаются предприятия розничной торговли и общественного питания.
По сравнению с прошлым годом резко увеличился показатель наличия у предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей журнала учета мероприятий по контролю. У 92,3% предпринимателей такой журнал есть, тогда, как в прошлом году такой журнал имелся лишь у 59% респондентов.
По сравнению с прошлым годом видны положительные изменения в действиях предпринимателей в случаях, когда в ходе проверок выявляются какие-либо нарушения.
Так, на 21,5% снизилось количество респондентов, которые в случае выявления нарушения предлагают проверяющим деньги или услуги; на 3,8% уменьшилось количество тех, кто соглашается даже с необоснованными претензиями контролирующих органов. Количество экспертов, отстаивающих свои права в законном порядке, увеличилось по сравнению с прошлым годом на 9,5%.
Основным негативным фактором взаимоотношений с представителями контролирующих организаций, по мнению респондентов (79,1%), является продолжительность проверок, затрудняющая возможность заниматься делами бизнеса. Также, по мнению 18,1% опрошенных, существует такая проблема, как незнание предпринимателями нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение проверок. Что касается объективности проверок, то 7,1% респондентов считают, что результаты проверок "объективны всегда", а 71,4% - "не всегда, но часто". То, что результаты проверок бывают "объективны редко" считают 20% опрошенных предпринимателей.
2.3 Меры государственной
поддержки малого
В целях наполнения регионального рынка товарами и услугами малых предприятий области, увеличения вклада малого бизнеса в формирование валового регионального продукта, формирования благоприятного правового и инвестиционного климата для развития предпринимательской инициативы и инвестиционной активности малых предприятий применяется программно-целевой подход в реализации основных направлений государственной политики в данной сфере.
Разработана и действует программа развития малого предпринимательства в Волгоградской области на 2009-2011 годы. Программа включает мероприятия финансового, информационного, образовательного обеспечения субъектов малого бизнеса, мероприятия, направленные на устранение административных, нормативно-правовых и организационных барьеров на пути развития бизнеса.
Финансовая поддержка малого бизнеса в области реализуется по следующим направлениям:
- долгосрочные кредиты банков;
- краткосрочные займы
банков и кредитных
- бюджетные кредиты
- кредиты из реинвестированных средств угольного транша;
- гарантии Администрации
области и администраций
- субсидирование процентной
ставки по привлеченным
- субсидии на компенсацию
части затрат приобретенных
- субсидии на организацию собственного дела;
- лизинг оборудования.
Активно развивается программа микрофинансирования через систему фондов поддержки малого предпринимательства.
Из средств областного бюджета выделялись субсидии на компенсацию процентной ставки по привлеченным кредитам 38 субъектам малого бизнеса из 13 муниципальных образований области на общую сумму 7,6 млн. руб. Всего данными субъектами малого предпринимательства было привлечено кредитных ресурсов на общую сумму 170,5 млн. руб. Из утвержденных проектов - 1 проект крестьянского (фермерского) хозяйства области, 7 проектов предпринимателей без образования юридического лица, остальные – малых предприятий области.
Благодаря такой форме финансирования как субсидирование процентной ставки в области стало укрепляться сотрудничество с банками в части оказания помощи субъектам предпринимательской деятельности.
В дополнение к банковскому кредитованию в области развивается система кредитной кооперации, ориентированная на пайщиков с более низким уровнем дохода и предъявляющая более упрощенные требования к залоговому обеспечению займов за счет реализации принципа коллективной ответственности пайщиков.
При этом, благодаря развитию кредитной кооперации, займы смогли получить не только субъекты малого бизнеса, в том числе КФХ, но и личные подсобные хозяйства.
Всего по области муниципальное имущество общей площадью около 280 тыс.м2 находится в аренде у более чем 3,4 тыс. субъектов малого предпринимательства.
В Волгоградской области принято постановление, предусматривающее льготный коэффициент при расчете ставки по арендной плате за пользование областным имуществом для ряда субъектов малого бизнеса. На муниципальном уровне в ряде городов и районов также действуют постановления глав администраций, предусматривающие пониженную ставку арендной платы предпринимателям.
Помимо этого, при сдаче в аренду областного и федерального имущества субъектам малого бизнеса используется упрощенная процедура оформления документов, установленная Минимуществом РФ.
Кроме того, имущественная поддержка оказывалась объектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Научный потенциал Волгоградской области представляют более 300 организаций, выполняющих научно-исследовательские и конструкторские разработки. Более 400 образовательных учреждений, 10 инновационно-технолгических центров, бизнес-инкубаторов и технопарков – вот неполный список научно-технического потенциала, позволяющего объединить все формы и методы поддержки малого и среднего бизнеса в инновационном и венчурном секторе.
Информационная поддержка оказывалась по следующим направлениям:
- проведение семинаров, круглых столов и конференций;
- проведение выставок-ярмарок;
- разработка и издание методической, информационной и методологической литературы;
- информирование посредством СМИ и сети Интернет.
В целях повышения образовательного уровня представителей малого бизнеса в 2009 г. были разработаны и опубликованы за счет средств областного бюджета сборники и методические пособия по применению действующего законодательства и другим вопросам, которые бесплатно распространяются среди предпринимателей.
Также информация о развитии малого бизнеса и проводимых мероприятиях регулярно размещается на сайтах Администрации области, министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области, Волгоградского регионального Агентства поддержки малого и среднего бизнеса и других объектов инфраструктуры.
Согласно социологическому опросу, количество предпринимателей, назвавших в числе приоритетных видов государственной поддержки малого бизнеса проведение семинаров, курсов повышения квалификации, профессиональных знаний, увеличилось в 2009 году на 8%.
В целях удовлетворения данных потребностей, подготовки нового поколения профессиональных кадров для сферы малого бизнеса и повышения образовательного уровня предпринимателей в Волгоградской области впервые была разработана и утверждена постановлением Администрации области Губернаторская программа подготовки управленческих кадров для малого бизнеса.
На сегодняшний день в рамках программы обучается 34 слушателя без отрыва от производства, из которых 20 специалистов и руководителей малых предприятий по результатам конкурсного отбора обучаются на льготной основе.
Посещаемость занятий составляла 75-80%, по итогам аттестации 74 % слушателей получили хорошие и отличные оценки.
В 27 учреждениях начального профессионального образования области в рамках рабочих учебных планов подготовки кадров по различным профессиям реализуются обучающие программы по основам предпринимательской деятельности.
Ежегодно проводимые социологические опросы предпринимателей говорят о том, что острота проблемы из-за отсутствия информационно-консультационной поддержки в 2009 году по сравнению с 2008 годом снижена на 5%, однако 27% участников опроса нуждается в ее разрешении. Особенно это актуально для предпринимателей из отдаленных районов области.
В целях решения данной проблемы в Волгоградской области ежегодно расширяется сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе благодаря выделению средств областного бюджета на эти цели.
Но не только растет число объектов инфраструктуры. Серьезное внимание уделяется количеству и качеству предоставляемых ими услуг. Они оказывают услуги по регистрации предприятий различных организационно-правовых форм, представлению интересов предпринимателей в судебных инстанциях различных уровней, по оказанию помощи предпринимателям в оформлении, переоформлении лицензий, внедряет комплексный аудит и услуги по бухгалтерскому сопровождению деятельности.
Для повышения профессионального уровня предпринимателей регулярно проводятся семинары, "круглые столы", конференции, разрабатываются и издаются методические, справочные, аналитические материалы по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.
Кроме того, агентства являются связующим звеном между субъектами малого предпринимательства и органами местного самоуправления. Сталкиваясь с проблемами ведения бизнеса, агентства активно участвуют в разработке и реализации мероприятий областной и муниципальных программ развития малого предпринимательства.
Основные виды услуг, которые предоставляются субъектам малого предпринимательства, включают в себя:
- предоставление в аренду производственных площадей, и оборудования;
- оказание офисных услуг;
- консультационные услуги;
- обучение предпринимателей;
- разработка обоснований инвестиций и бизнес-планов;
- продвижение производимой
продукции, путем участия в выставочно-
Однако на сегодняшний день не охвачены работой объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса 18 муниципальных образований области, работа в этом направлении ведется.
Согласно результатам опроса по проблемам и перспективам развития малого предприятия, по сравнению с 2008 годом, в 2009 году на 11,7% снизилась напряженность, связанная с наличием административных барьеров на пути развития предпринимательства, однако по-прежнему 27,8 % опрошенных предпринимателей называют это основной проблемой, препятствующей их развитию.
Анализируя результаты мониторинга и соцопросов, министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области совместно с другими исполнителями областной Программы развития малого предпринимательства постоянно проводит работу по снижению излишнего администрирования. Так проверки уже не занимают первые места в рейтинге административных барьеров.
Таким образом, количество малых предприятий Волгоградской области постоянно растет. Малые предприятия Волгоградской области обладают серьезным инвестиционным потенциалом. Участие малых предприятий в реализации областных инвестиционных проектах, достойная конкуренция крупным и средним предприятиям.