Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:14, курсовая работа
Предметом данной курсовой является детальное изучение функции планирования в менеджменте и влияние её на эффективность управления организацией.
Основные задания, которые стояли в процессе написания этой работы:
исследовать суть понятия «планирования» как функции управления (принципы, концепции)и эффективность управления организацией
ознакомиться с системой планирования (виды и методы планирования);
ознакомиться на конкретном примере с функцией планирования в организации, а также влияние её на эффективность управления в организации.
Введение …………………………………………………………………………...….4
Раздел 1.Планирование,как основная функция управления…………………..…….6
1.1. Виды и формы планирования……………………………………..……..6
1.2. Принципы и методы планирования……………………………………11
1.3. Предмет и система планирования на предприятии……………………15
Раздел 2.Эффективность управления организацией…………………………...…...21
2.1. Понятие и суть эффективности управления организацией………..….21
2.2. Концепции определения эффективности управления……………..….24
2.3. Подходы к оценки эффективности………………………………..……26
Раздел 3.Планирование и оценка эффективности управления в частном
предприятии «Компасс»…………………………………….………….…29
3.1. Общие сведения о ЧП «Компасс»………………………………...…… 29
3.2. Планирование на примере ЧП «Компасс»…………………………. 30
Выводы и предложения…………………………………………….............................34 Приложения…………………………………………………………………...…….…36
Список использованной литературы…………………………………...………….. 40
В состав функций планирования можно включить следующие.
Уменьшение сложности. Это преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов, при планировании необходимо выделить наиболее существенные связи и зависимости, разбить процесс планирования на отдельные плановые расчеты и упростить процесс разработки и реализации плана и контроля за его выполнением.
Мотивация. С помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия.
Прогнозирование. Одной из функций планирования является как можно более точное прогнозирование состояния внешней и внутренней среды предприятия путем систематического анализа всех факторов. Качество прогноза определяет и качество плана.
Обеспечение безопасности. Планирование должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его.
Оптимизация. В соответствии с данной функцией планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования ресурсов.
Функция координации и интеграции. Планирование должно объединять людей как в процессе разработки плана, так и по ходу его реализации, предотвращать конфликты и учитывать интеграцию различных сфер деятельности предприятия
Функция упорядочения. С помощью планирования создается единый порядок действий всех работников предприятия.
Функция контроля. Планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений предприятия.
Функция документирования. Планирование обеспечивает документированное представление хода производственно-хозяйственной деятельности.
Функция воспитания и обучения. Планирование оказывает воспитательный эффект посредством образцов рациональных действий и позволяет учиться на ошибках.
Наиболее часто в планировании применяются традиционные методы обоснования плановых решений (творчество, адаптивный поиск, система бухгалтерского учета, предельный анализ, норма прибыли на вложенный капитал, дисконтирование и компаудинг, анализ чувствительности и проверка устойчивости) и различные экономико-математические модели (модели, основанные на теории вероятности и математической статистике, методы математического программирования, имитации и теории графов).
Определение цели планирования. Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.
Анализ проблемы. На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.
Поиск альтернатив. Среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.
Прогнозирование. Формируется представление о развитии планируемой ситуации.
Оценка. Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.
Принятие планового решения. Выбирается и оформляется единственное плановое решение.
Средства, обеспечивающие процесс планирования. Позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия, от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит методическое, техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов.
Суть планирования проявляется
в конкретизации целей развития всей
фирмы и каждого подраздела отдельно на
определенный период; определении хозяйственных
заданий, средств их достижения, сроков
и последовательности реализации; выявление
материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
которые необходимы для решения поставленных
заданий.
Раздел
2.Эффективность управления
организацией.
2.1Понятие и суть эффективности управления.
Понятие "эффективность управления" не получило пока четкого определения и толкования ни в научной литературе, ни в практике управления. В отечественной и зарубежной научной литературе из менеджмента отмечаются попытки деления понятий "результативность управления" и "эффективность управления". Результативность управления понимается как его целевая направленность на создание нужных, полезных вещей, способных удовлетворять определенные потребности, обеспечить достижения конечных результатов, адекватных поставленным целям управления. В подобной трактовке понятия "результативность управления" характеризуется результатом, эффектом, который достигается субъектом управления благодаря его влиянию на объект управления.
Немного другое содержание укладывается в понятие "эффективность управления", что связано, в первую очередь, с неадекватностью сроков "эффект" и "эффективность". Эффект – это итог, результат деятельности, тогда как эффективность характеризуется отношением эффекта к расходам ресурсов, которые обеспечили получение эффекта. Если отождествить эффект управления с его результативностью, а расходы - с расходами на управление, то мы дойдем до следующей логической формулы эффективности управления.
Эффективность управления =
Применению этой качественной зависимости для количественной оценки эффективности управления препятствует ряд обстоятельств, связанных с понятием "эффективность":
В итоге мы получаем формулу эффективности, но уже не управления, а всего управляемого объекта или процесса:
Эффективность=
Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления – составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:
-эффективности управления, т. е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.
Эффективность – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов.
На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве. (с.123.- 9)
Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:
2.2 Концепции определения эффективности управления.
На любом уровне организации менеджеры пытаются достигать высоких результатов. Однако общее согласие относительно содержания категории “эффективность” отсутствует. Отличия в определении управленческой эффективности отбивают расположение разных авторов к одной из следующих концепций и подходов к оценке организационной эффективности рис.1. В практической деятельности целесообразно использовать любую из нижеприведенных концепций в зависимости от ситуации.
1. Целевая концепция эффективности управления – это концепция, согласно которой деятельность организации направлена на достижение определенных целей, а эффективность управления характеризует степень достижения поставленных целей.
В соответствии с целевой концепцией организация существует для достижения точных целей. Один из первых специалистов в сфере менеджмента Ч. Бернард утверждал: “То, что мы понимаем под эффективностью . заключается в исполнении поставленных задач совместными усилиями. Степень их выполнения отбивает степень эффективности”. Таким образом, целевая концепция отбивает целенаправленность и рациональность – фундаментальные принципы существования современного западного общества.
В качестве показателей, которые отображают результат деятельности, используются:
Многочисленные
управленческие методы основываются на
целевой концепции. Однако, не ввиду
своей привлекательности и
-достижения целей не легко измеряемы, если организация не производит материальных продуктов (цели образовательных заведений, государственных учреждений и тому подобное);
2.Системная концепция эффективности управления – это концепция, согласно которой на результаты деятельности организации влияют как внутренние факторы, так и факторы внешней среды, а эффективность управления характеризует степень адаптации организации к своей внешней среде. Системная концепция объясняет, почему ресурсы должны использоваться для деятельности, которая непосредственно не связана с достижением цели организации. То есть, организация должна пристраиваться (адаптироваться) к требованиям внешнего окружения. Системная концепция организации акцентирует внимание на двух важных мыслях:
Информация о работе Планирование и оценка эффективности управления в частном предприятии «Компасс»