Планирование кадров и расходов на оплату труда. Организация процесса кадрового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 10:49, реферат

Краткое описание

Управление персоналом является составной частью менеджмента, оно связано с людьми и их отношениями внутри предприятия. Предприятие (фирма) существует, чтобы обслуживать людей. Предприятие состоит из людей и обслуживается ими. Они принадлежат к той части предприятия, которая дает ей жизнь. Именно люди – источник творчества, инициативы, энергии для достижения целей, стоящих перед предприятием. Без управления людьми не может функционировать ни одна организация. Управление персоналом направлено на достижение эффективности деятельности и справедливости во взаимодействиях между работниками.

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование кадров и расходов на оплату труда Организация процесса кадрового планирования.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)
      1. цели, связанные с внешними условиями деятельности предприятия (рынок труда, взаимоотношения с государственными и местными властями и т.д.)
      2. цели, определяемые внутренними условиями, реализация которых направлена на улучшение отношений предприятия  со своими сотрудниками (их участие в управлении предприятием, углубление профессиональных знаний, совершенствование стиля руководства, решение социальных вопросов).

На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных кадровых программ, мероприятий  влияют факторы двух типов – внешние по отношению к организации и внутренние. К внешним относятся национальное трудовое законодательство, состояние экономической конъюнктуры, перспективы развития рынка труда. Внутренними факторами являются структура и цели предприятия, территориальное размещение, применяемые технологии, господствующая культура, сложившиеся отношения и морально-психологический климат в коллективе, размер и положение организации на рынке.

 

2.2. Виды кадровой политики

 

Классификация видов кадровой политики предприятия основывается на непосредственном влиянии управленческого аппарата на кадровую ситуацию. По данному основанию выделяют следующие типы кадровой политики: пассивная, реактивная, превентивная, активная.

Пассивная кадровая политика характеризуется тем, что у руководства  организации имеется четко выраженная программа действий в отношении персонала, и кадровая работа сводится в лучшем случае к ликвидации негативных последствий. Кадровая служба не имеет прогноза потребностей в персонале, не располагает средствами оценки персонала. В финансовых планах кадровая проблематика, как правило, отражена на уровне информационной справки о персонале без соответствующего анализа кадровых проблем и причин их возникновения. Диагностика кадровой ситуации в целом отсутствует. Руководство работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, не делая попыток понять причины и их возможные последствия.

Реактивная кадровая политика – характерна для предприятий, руководство которых осуществляет контроль за симптомами кризисной ситуации в работе с персоналом (возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих перед организацией задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду) и предпринимает меры по разрешению возникающих проблем . Руководство предприятия принимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. В программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, намечаются пути их решения, однако основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.

Превентивная кадровая политика –предполагает наличие у руководства организации обоснованных прогнозов развития ситуации при одновременном недостатке средств для оказания влияния на кадровую ситуацию. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочные и среднесрочные прогнозы потребности в кадрах (качественные и количественные), сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций – разработка целевых кадровых программ.

В условиях современного рынка предприятие уже не может выступать в роли пассивного потребителя рабочей силы. Чтобы эффективно функционировать, ему необходимо воздействовать на весь процесс кадрового обеспечения, т.е. проводить активную кадровую политику. Это означает, во-первых, снабжение организации квалифицированной рабочей силой, во-вторых, ее дальнейшее развитие в рамках фирмы и, в-третьих, ее стабилизацию (закрепление). Ввиду все большей ограниченности источников готовой квалифицированной рабочей силы и ее растущей стоимости на первый план вышла задача развития и максимального использования уже имеющегося у фирмы трудового потенциала.

Активная кадровая политика  характеризуется наличием у руководства предприятия обоснованных прогнозов ее развития и соответствующих им методов и средств воздействия на персонал. Кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. Представляется, что активная кадровая политика будет значительно эффективнее, если будут не только провозглашены основные цели и ценности, но и будет четко показано, как (с помощью каких средств и приемов) можно достичь оптимального состояния кадрового потенциала и что даст каждому работнику применение этих новшеств.

Активная кадровая политика ориентируется на стратегические факторы успеха:

- приближенность  к рынку через ориентацию на сферу деятельности и на запросы клиентов;

- необходимое  обслуживание с применением соответствующих  технических средств;

- высокое качество  продукции;

- использование  достижений научно-технического  прогресса и новейших технологий;

- чувство экономической  ответственности и соблюдение  экономического равновесия;

- квалифицированный  кадровый персонал;

- адаптивные  и гибкие организационные структуры.

Механизмы, которыми может пользоваться руководство при анализе ситуации, приводят к тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемые), так и нерациональными (мало поддающиеся алгоритмизации и описанию). В соответствии с этим выделяют два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую. При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет и качественный диагноз, и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и средствами прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития предприятия содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественные и количественные). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.

При авантюристической кадровой политике руководство не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала. Однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не учитывающих изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.

Открытая кадровая политика характеризуется прозрачностью организации для потенциальных сотрудников на любом уровне иерархии и готовностью принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета того, работал он ранее в данной или родственных ей организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.

Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а последующее замещение происходит только из числа работников организации. Средний и высший уровни управления – непроницаемы для нового  персонала, принятого со стороны. Кадровая политика данного типа характерна для организаций, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы и организационной культуры.

Выдержать конкурентную борьбу и, следовательно, эффективно развиваться может только та организация (предприятие), которая сформирует кадровую политику, построенную на демократических принципах, на глубоком анализе внешней среды и точно отражающую ограничения и условия функционирования фирмы.

 

3. Кадровое планирование

 

Кадровое планирование (планирование персонала) продолжает развитие кадровой политики, опирается на эту политику и стратегию развития организации. Сущность кадрового планирования заключается в предоставлении людям рабочих мест в нужный момент времени и необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства.

В рамках кадрового планирования решаются задачи количественного, качественного, временного и пространственного определения потребности в персонале, необходимом для достижения целей организации.

Кадровое планирование призвано обеспечить оптимальное раскрытие потенциала наемных работников и их мотивацию в условиях противоречивости требований, вытекающих из задач, стоящих перед организацией, и из интересов и потребностей самого работника. Потребность и готовность организации к введению систематического кадрового планирования возрастают по мере увеличения размеров и сложности предпринимательской деятельности. Чем больше предприятие, тем труднее учесть многообразие и сложные производственные связи сегодняшнего дня и еще труднее – дня будущего.

Кадровое планирование должно дать ответы на вопросы:

      • сколько работников, какой квалификации, когда и где они будут необходимы?
      • Каким образом можно привлечь нужный и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба?
      • Как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями?
      • Каким образом обеспечить развитие кадров для выполнения работ, требующих новой, более высокой квалификации, и поддержания их знаний в соответствии с запросами производства?
      • Каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия?

   

3.1. Содержание и принципы кадрового  планирования

 

Планирование персонала нередко позволяет разрешать конфликтные ситуации в организации (например, незаполненность рабочих мест, несоответствие работника занимаемому месту, неудовлетворенность работника условиями работы и т.д.).

В то же время планирование персонала само порождает конфликты из-за перераспределения власти в организации, смены, замены персонала, изменения объема власти отдельных групп, подразделений.

Основные преимущества кадрового планирования:

- выявление кадровых вопросов  и потребностей (внешних/ внутренних), относящихся к стратегии хозяйственной  деятельности;

- определение кадровых решений  и инвестиций, подлежащих осуществлению в ходе разработки стратегии ведения хозяйственной деятельности;

- гарантия соответствия кадровых  программ общей стратегии ведения  хозяйственной деятельности;

- рост конкурентоспособности компании, повышение ее эффективности при помощи работы с кадрами;

- реализация планов, связанных  с ростом кадров или с их  сокращением

Основные задачи кадрового планирования:

      • разработка процедуры кадрового планирования, согласованной с другими его видами;
      • увязка кадрового планирования с планированием организации в целом;
      • организация эффективного взаимодействия между плановой группой кадровой службы и плановым отделом организации4
      • проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии организации;
      • содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании;
      • улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации.

Планирование персонала – это система комплексных решений, позволяющая:

        • обеспечить организацию необходимым персоналом;
        • подобрать таких людей, которые могли бы решать поставленные задачи и ставить новые;
        • обеспечивать необходимый уровень компетентности работников;
        • обеспечивать максимально возможное активное участие работников в деятельности организации.

Кадровое планирование базируется на соблюдении следующих принципов.

Непрерывность, обусловленная характером хозяйственной деятельности организации и тем обстоятельством, что сам персонал находится в постоянном движении. Планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс. Принцип непрерывности требует, чтобы все планы разрабатывались с учетом перспектив   и служили основой составления планов в будущем. Очередные планы должны базироваться на предшествующих и учитывать результаты их выполнения, т.е. необходимо соблюдать определенную преемственность.

Информация о работе Планирование кадров и расходов на оплату труда. Организация процесса кадрового планирования