Планирование на предприятие на примере ЗАО «Ариада»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является раскрытие планирования деятельности как инструмента формирования, обоснования и реализации стратегии предприятия на примере ЗАО «Ариада».
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть содержание и этапы разработки планирования экономической деятельности на предприятии;
- описать основные методы и технологии планирования экономической деятельности на предприятии;
- определить место и роль планирования экономической деятельности на предприятии;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы планирования на предприятии. 5
1.1. Планирование как инструмент управления. Виды планирования. 5
1.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования. 17
1.3 Этапы процесса планирования. 24
1.4. Роль бизнес-планов в стратегическом развитии предприятия. 32 Глава 2. Особенности планирования на предприятии (на примере ЗАО «Ариада»). 41
2.1. Общая характеристика организационно-управленческой структуры и
финансово-экономической деятельности ЗАО «Ариада». 41
2.2. Анализ процесса планирования на ЗАО «Ариада». 49
2.3. Оптимизация методов планирования на предприятии. 63 2.4. Разработка бизнес-плана. 72
Заключение 79
Список используемой литературы. 84

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ оригинал изм. 15 июня.doc

— 542.00 Кб (Скачать файл)

 


 


                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Содержание

 Введение                                                                                                                 3         

Глава 1. Теоретико-методические основы планирования на предприятии.     5                                                                                                      

1.1. Планирование как инструмент управления. Виды планирования.           5

1.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования.                               17

1.3  Этапы процесса планирования.                                                                    24

1.4. Роль бизнес-планов в стратегическом  развитии  предприятия.                 32            Глава 2. Особенности планирования на предприятии (на примере ЗАО «Ариада»).                                                                                                               41

2.1. Общая характеристика организационно-управленческой  структуры и

финансово-экономической деятельности ЗАО «Ариада».                               41

2.2. Анализ процесса планирования на ЗАО «Ариада».                                     49                                                                                                                                                                

2.3. Оптимизация методов планирования на  предприятии.                              63                                       2.4. Разработка бизнес-плана.                                                                               72                          

Заключение                                                                                                             79

Список используемой литературы.                                                                      84

Приложение.

 

 

 

 

Введение

 

Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какое-то действие в будущем. Предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижений таких решений является планирование стимулирование экономической деятельности на предприятии.

Некоторые предприятия добиваются успеха, другие терпят неудачи. Причин тому великое множество. Необходимо строго придерживаться мнения, что грамотное управление и планирование являются ключевыми элементами в успешном развитии бизнеса. Для начала проведения планирования необходима даже самая простая бизнес-идея. Эффективное планирование со всех точек зрения является необходимым условием для достижения успеха.

План предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования.

Кроме того, планирование на предприятии – это специальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике независимо от масштабов, сферы деятельности и формы предпринимательства. Успех в обычной рыночной торговле, выход фирмы с новым продуктом на рынок без полного и ясного представления о перспективах предпринимаемого дела невозможны без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий.

Целью данной  дипломной работы является раскрытие планирования деятельности как инструмента формирования, обоснования и реализации стратегии предприятия на примере ЗАО «Ариада».

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

- раскрыть содержание и этапы разработки планирования экономической деятельности на предприятии;

- описать основные методы и технологии планирования экономической  деятельности на предприятии;

- определить место и роль планирования экономической деятельности на предприятии;

- дать общую характеристику организационно-управленческой структуры и финансово - экономической деятельности ЗАО «Ариада»;

- составить анализ практики  планирования экономической деятельности ЗАО «Ариада»;

- оптимизировать методы и технологии планирования экономической деятельности на предприятии;

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методические основы планирования   на предприятии.

 

1.1 Планирование как инструмент управления. Виды планирования.

Планирование является важнейшей функцией управления, которая так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики. Централизованной системе планирования экономикой соответствует адекватная система народнохозяйственного планирования. Поэтому переход к рыночной концепции управления потребовал пересмотра всех элементов планирования.

Система управления экономикой в нашей стране сложилась под воздействием ряда специфических факторов:

-монополия государственных  предприятий, обусловленная преобладанием   государственной собственности,

-жесткая система установления  хозяйственных связей между предприятиями,

-ограничение самостоятельности  субъектов хозяйствования,

-концентрация производства, ориентация  производственной специализации не на хозрасчетную, а на народнохозяйственную эффективность, замкнутость   единого   народнохозяйственного   комплекса страны.

Сложившейся экономической системе в полной мере соответствовал механизм народнохозяйственного планирования, который характеризовался следующими принципами, централизация управления единым народнохозяйственным комплексом в одном центре, доминирование планирования над остальными функциями управления, жесткий государственный контроль за деятельностью всех субъектов хозяйствования, директивность всех плановых решений и т.п. Основными задачами народнохозяйственного планирования являлись:

- обеспечение прогрессивных пропорций в развитии общественного производства, устойчивого сбалансированного роста и рационального размещения народнохозяйственного комплекса;

- ориентация всех звеньев экономики на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов с наименьшими затратами;

- всемерное развитие прогрессивных форм организации общественного производства;

- ускорение    внедрения достижений    научно-технического 
прогресса;

- улучшение использования производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов, увеличение прибыли и рентабельности субъектов хозяйствования.

Обеспечить на основе единого плана сбалансированное развитие огромного и сложного хозяйственного организма, каким является экономика страны, немыслимо без централизованного распределения ресурсов. Поэтому на практике народнохозяйственное планирование сводилось к распределениюограниченных ресурсов между министерствами и ведомствами, территориально-производственными комплексами, стройками, предприятиями и объединениями. В орбиту влияния центрального планирующего органа были втянуты все основные фондодержатели, на долю которых приходилось до 85% материальных ресурсов. Однако такой подход не только не приводил к сбалансированности заданий планов промышленности, сельского хозяйства, строительства и товарооборота с реальными возможностями народного хозяйства, но и порождал массу противоречий, что, в конечном счете, приводило к несовпадению интересов субъектов хозяйствования с целями и задачами планов.

По этой причине методология централизованного народнохозяйственного планирования не выдержала испытания временем и потребовала пересмотра, как принципов, так и средств и методов практической реализации. К сожалению, ни в теоретическом, ни в практическом аспекте работа по адаптации планирования к рыночным условиям хозяйствования проведена не была. Планирование как инструмент управления было отвергнуто, что сделала экономику неуправляемой. [1, с. 32]

Многие хозяйственники, ученые-экономисты полагают, что рыночные регуляторы успешно заменяют планирование. Однако автоматически этого не произошло и произойти не могло. Вся история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством управления на микро- и макроуровне. Но оно эффективно в том случае, если применяется, во-первых, в соответствии с объективными условиями экономического развития, а, во-вторых, в комплексе с другими средствами и методами управления. В этом отношении можно сказать, что потеря управляемости - экономикой в период перехода к рынку состоит в ослаблении плановых функций, а порой в их полной ликвидации в то время, когда рыночные методы не получили необходимого развития.

Более того, сами по себе рыночные методы управления возникнуть не могут. Необходимо на плановой основе создать условия для их формирования, такие как разгосударствление, приватизация, реструктуризация, санация и т.п. Без активной роли государства эти процессы вообще невозможны. Поэтому в период рыночного реформирования экономики роль государства как субъекта планирования должна не ослабляться, а, наоборот, усиливаться.

Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах. Оно органически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что - сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проблему, необходимо рассмотреть виды планирования. [1, с. 58]

Виды планирования.

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Вся система социалистического народнохозяйственного планирования носила исключительно директивный характер. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.


Многие недостатки социалистического планирования порождены его директивностью. Однако из этого не следует вывод о нецелесообразности применения такого планирования в рыночных условиях. Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т.п. Специалисты в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынка. Это его продукт и важный элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом.

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер, В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана называются индикаторами. Это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления в ходе формирования социально-экономической политики, и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения указанных параметров.

В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические связи и т.п. Основная задача индикативного плана состоит не только в том, чтобы дать количественную оценку этих показателей, но и обеспечить взаимоувязку и сбалансированность всех показателей развития экономики. Поэтому роль индикативного плана  выявить те параметры экономики, которые могут быть скорректированы государством, если экономическое развитие будет осуществляться не по благоприятному сценарию.

Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании - директивное. Многие зарубежные исследователи отмечают необходимость четко различать обязательства и планы. В отличие от плана (индикатора) обязательство (директива) связано с принятием решения о конкретных действиях. Приведем пример. Компания работает по пятилетним планам, носящим индикативный характер. В них установлено, что для выполнения поставленных целей компания вынуждена увеличить производственные мощности, расширить свою программу по совершенствованию продукта, пригласить на работу способных инженеров. Некоторые отделения, желая, чтобы дело двигалось как можно быстрее, поспешили связать себя обязательствами по расширению производственных мощностей, приобретению оборудования, найму людей. Спустя год обстоятельства изменились и стало очевидным, что капитальные затраты должны иметь совсем другую структуру. Если бы не было спешки, это было бы учтено в следующем плановом периоде и привело бы к лучшему использованию капитала.Из этого примера видно, что индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.

Информация о работе Планирование на предприятие на примере ЗАО «Ариада»