Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:01, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие планирования деятельности как инструмента формирования, обоснования и реализации стратегии предприятия на примере ЗАО «Ариада».
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть содержание и этапы разработки планирования экономической деятельности на предприятии;
- описать основные методы и технологии планирования экономической деятельности на предприятии;
- определить место и роль планирования экономической деятельности на предприятии;
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы планирования на предприятии. 5
1.1. Планирование как инструмент управления. Виды планирования. 5
1.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования. 17
1.3 Этапы процесса планирования. 24
1.4. Роль бизнес-планов в стратегическом развитии предприятия. 32 Глава 2. Особенности планирования на предприятии (на примере ЗАО «Ариада»). 41
2.1. Общая характеристика организационно-управленческой структуры и
финансово-экономической деятельности ЗАО «Ариада». 41
2.2. Анализ процесса планирования на ЗАО «Ариада». 49
2.3. Оптимизация методов планирования на предприятии. 63 2.4. Разработка бизнес-плана. 72
Заключение 79
Список используемой литературы. 84
Конструкцию изделий ЗАО «Ариада» отличает современный европейский дизайн, соответствие индивидуальным, заданным потребителем, особенностям интерьера, возможность осуществить в короткий срок монтажные и демонтажные работы.
2. Производство
-термоизоляционных панелей
-cтеклопакетов, отличающихся повышенными теплоизоляционными свойствами;
-холодильного оборудования
-холодильных камер объёмом от 3 до 3000 куб. м.
-каркасного и стеллажного
-досок, пластиковых плинтусов и
других пластиковых
-сборно-разборных зданий, обладающих высокими теплоизоляционными свойствами.
3. Доставка к месту эксплуатации и монтаж изделий предприятия.
4. Ремонт и техническое
ЗАО “Ариада” выпускает холодильное оборудование всех классов, оставляя за потребителем окончательное решение в соответствии с его задачами и возможностями.
При одинаковом техническом уровне исполнения изделия ЗАО “Ариада” в 1,5 – 2 раза дешевле своих импортных аналогов, что для покупателя часто является решающим фактором.
Весь производственный комплекс предприятия расположен в промышленной зоне города Волжск на площади 8 га, производственные помещения занимают 30000 кв. м.
Отношения с поставщиками строятся на долговременной основе.
Высокий уровень и стабильность технологического процесса достигнуты
оснащением производственных процессов современным оборудованием, имеющим высокую степень автоматизации технологического процесса и позволяющим осуществлять программирование технологических операций.
По мере необходимости предприятие заключает договоры подряда на временные работы, например, на строительство новых производственных корпусов.
Основное число рабочих в цехах практически неизменно.
Исполнителями поставленных задач руководителем являются ИТР и сотрудники аппарата управления на уровне цехов.
На предприятии существует отдел маркетинга, работа которого связана с прогнозированием, планированием, ценообразованием, реализацией и сбытом продукции. Кроме того, маркетологи отслеживают мониторинг рынка, проводят исследования на рынке.
Финансовый отдел занимается распределением финансовых ресурсов, принимает решения по взятию кредитов в банках.
Служба качества контролирует технологический процесс изготовления изделий и соответствие техническим требованиям.
На данном предприятии особенностью организационной структуры является сильное влияние директора (хозяина), выражающегося в глубоком и эффективном контроле за результатами работы каждого подразделения и всего предприятия в целом.
Чистая выручка предприятия за анализируемый период увеличилась на 54177 тыс. руб. или 19,85% (с 272901 до 327078 тыс. руб.). Основная деятельность, ради которой было создано предприятие, за анализируемый период увеличилась на 45477 тыс. руб. или 20,79% (с 218780 до 264257 тыс. руб.).
Как следствие этого, эффективность основной деятельности предприятия снизилась, так как темп изменения выручки отставал от темпа изменения себестоимости реализованной продукции.
Валовая прибыль предприятия за анализируемый период увеличилась на 8700 тыс. руб. или 16,08% (с 54121 до 62821 тыс. руб.).
В конце периода в структуре совокупных доходов, полученных от осуществления всех видов деятельности предприятия, наибольший удельный вес приходился на доходы от основной деятельности.
Таблица 2.1
Финансовые результаты ЗАО «Ариада» (тыс.руб.)
Наименование показателя |
За 2005 г. |
За 2006 г. |
Отклонение | |||
Абсолют. |
% |
Абсолют. |
% |
Абсолют. |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=4-2 |
7= 5-3 |
Чистая выручка |
272901,00 |
99,48 |
327078,00 |
96,34 |
54177,00 |
-3,14 |
Полная себестоимость |
218780,00 |
79,75 |
264257,00 |
77,84 |
45477,00 |
-1,91 |
Валовая прибыль |
54121,00 |
19,73 |
62821 |
18,50 |
8700,00 |
-1,23 |
Результат от основ-ной деятельности |
54121,00 |
19,73 |
62821 |
18,50 |
8700,00 |
-1,23 |
Операционные доходы |
278,00 |
0,10 |
2773,00 |
0,82 |
2495,00 |
0,72 |
Операционные расходы |
149,00 |
0,05 |
14797,00 |
4,36 |
14648,00 |
4,31 |
Результат от операционной деятельности |
129,00 |
0,05 |
-12024,00 |
-3,54 |
-12153,00 |
-3,59 |
Внереализационные доходы |
1149,00 |
0,42 |
9643,00 |
2,84 |
8494,00 |
2,42 |
Внереализационные расходы |
1778,00 |
0,65 |
14160,00 |
4,17 |
12382,00 |
3,52 |
Результат от внереализационной деятельности |
-629,00 |
-0,23 |
-4517,0 |
-1,33 |
-3888,00 |
-1,10 |
Прибыль (убыток) до налогооблажения |
53621,00 |
19,55 |
46280,00 |
13,63 |
-7341,00 |
-5,92 |
Налоги, выплачи-ваемые из прибыли, и другие платежи |
8862,00 |
3,23 |
14665,00 |
4,32 |
5803,00 |
1,09 |
Прибыль (убыток) после налогооблажения |
44759,00 |
16,32 |
31615,00 |
9,31 |
-13144,00 |
-7,01 |
Чрезвычайные доходы |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Чрезвычайные расходы |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Чистая прибыль (убыток) |
44759,00 |
16,32 |
31615,00 |
9,31 |
-13144,00 |
-7,01 |
Справочно: Всего доходов |
274328,00 |
100,00 |
339494,00 |
100,00 |
65166,00 |
0,00 |
Следует отметить, что расходы по внереализационной и операционной деятельности предприятия растут быстрее. Чем доходы по этим видам деятельности.
В начале анализируемого периода предприятие имело прибыль от основной деятельности в размере 54121 тыс. руб. Результат от внереализационной и операционной деятельности при этом составил – 500 тыс. руб.
В конце анализируемого периода предприятие имело прибыль от основной деятельности в размере 62821 тыс. руб. Результат от внереализационной и операционной деятельности при этом составил – 16541 тыс. руб. Отрицательный результат от операционной деятельности предприятия в конце анализируемого периода возникает, в том числе, за счет начисления налогов, относимых на финансовые результаты .
От осуществления всех видов деятельности в конце анализируемого периода предприятие получило прибыль в размере 46280 тыс. руб., что на 13,69% меньше прибыли в начале периода, составившей 53621 тыс. руб. Налоговые и иные обязательные платежи в конце анализируемого периода занимали 31,69% в величине прибыли до налогообложения. Наличие в анализируемом периоде у предприятия чистой прибыли свидетельствует об имеющемся источнике пополнения оборотных средств.
Значение рентабельности активов на конец анализируемого периода свидетельствует о достаточно высокой эффективности использования имущества. Уровень рентабельности активов в размере 23,03% на конец анализируемого периода обеспечивается высокой оборачиваемостью активов, составившей на конец периода 1,69 оборота за год, при высокой доходности (13,63%) всех операций (по прибыли до налогообложения).
В целом, динамика оборачиваемости активов, которая показывает, с какой скоростью совершается полный цикл производства и обращения, а также отражает уровень деловой активности предприятия, отрицательна (за анализируемый период отмечается снижение значения показателя с 1,816 до 1,690 оборота в год).
Таблица 2.2
Эффективность деятельности ЗАО «Ариада».
Наименование статей |
За 2005 г. |
За 2006 г. |
Отклонение |
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения |
0,355 |
0,230 |
-0,125 |
Рентабельность всех операций по прибыли до налогообложения |
0,196 |
0,136 |
-0,059 |
Рентабельность производственных активов по результатам от основной деятельности |
0,363 |
0,322 |
-0,040 |
Рентабельность основной деятельности |
0,198 |
0,192 |
-0,006 |
Рентабельность собственного капи-тала (фактического) |
0,518 |
0,309 |
-0,209 |
Оборачиваемость активов |
1,816 |
1,690 |
-0,126 |
Оборачиваемость производственных активов |
1,829 |
1,679 |
-0,151 |
Оборачиваемость запасов и прочих оборотных средств |
35,373 |
34,681 |
-0,692 |
Длительность оборота запасов и прочих оборотных активов, дни |
10,177 |
10,380 |
0,203 |
Оборачиваемость краткосрочной дебеторской задолженности |
4,163 |
4,317 |
0,154 |
Длительность оборота краткосроч-ной дебеторской задолженности, дни |
86,472 |
83,381 |
-3,091 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности |
11,275 |
8,857 |
-2,418 |
Длительность оборота кредиторской задолженности, дни |
31,928 |
40,645 |
8,717 |
Чистый производственный оборотный капитал |
49063,00 |
47455,00 |
-1608,00 |
Длительность оборота чистого производственного оборотного капитала, дни |
64,722 |
53,117 |
-11,605 |
Чистый оборотный капитал (за вычетом кредит. задолженности) |
50610,00 |
57380,00 |
6770,00 |
Сопоставление динамики рентабельности всех операций и оборачиваемости активов показывает снижение этих показателей за анализируемый период, что свидетельствует о негативных изменениях в финансовом состоянии предприятия.
Рентабельность производственных активов по результатам от основной деятельности (показывающая, какую прибыль приносит каждый рубль, вложенный в производственные активы предприятия) в начале анализируемого периода равнялась 36,28%, а на конец периода составляла 32,24%. Данная величина показателя рентабельности складывается из рентабельности продаж (основной деятельности), которая в конце анализируемого периода составила 19,21%, и оборачиваемости производственных активов, равной 1,679 оборота за год. Одновременное снижение показателей рентабельности продаж и оборачиваемости производственных активов является «диагнозом» наличия проблем, связанных с реализацией продукции и работой отдела маркетинга.
Рентабельность всех операций предприятия в конце анализируемого периода составила 13,63% и была на 5,58 пунктов ниже показателя рентабельности продаж (основной деятельности). Таким образом, предприятие теряет часть своей эффективности за счет прочей деятельности.
Рентабельность собственного капитала (фактического) предприятия (определяющая эффективность вложений средств собственников) на протяжении всего анализируемого периода была положительной и снизилась с 51,84% до 30,95%.
Длительность оборота запасов и прочих оборотных активов на конец периода составляет 10 дн., краткосрочной дебеторской задолженности 83 дн., а кредиторской задолженности 41 дн. Таким образом, длительность оборота чистого оборота чистого производственного оборотного капитала (длительность оборота запасов плюс длительность оборота краткосрочной дебеторской задолженности минус длительность оборота кредиторской задолженности) составляет 52 дн. и 64 дн. в начале анализируемого периода.
Следует обратить внимание на то, что средняя за анализируемый период величина длительности оборота чистого производственного оборотного капитала положительна, что обеспечивает платежеспособность предприятия в долгосрочном периоде.
Если учесть, что чистый производственный оборотный капитал предприятия на конец анализируемого периода составляет 47455 тыс. руб., то сокращение длительности оборота на один день позволит высвободить денежные средства в размере среднедневной выручки 908,550 тыс. руб. Сокращения длительности оборота можно добиться за счет сокращения отсрочек платежей покупателям, увеличения длительности и объемов коммерческого кредита поставщиков.
Главными достижениями предприятия целесообразно считать неизменность динамичного наращивания производственных мощностей и производительности труда, и объемов реализации продукции.
Стабильное и динамичное развитие предприятия обеспечивается инвестициями в совершенствование технологического процесса, в расширение номенклатуры выпускаемых изделий и в совершенствование их потребительских свойств.
Позиции на внутреннем рынке характеризуются портфелем заказов. Объем продаж может меняться в зависимости от периода времени. Весенне-летнее время характеризуется повышенным спросом торговое холодильное оборудование, осенне-зимнее время характеризуется спадом объемов продаж торговых павильонов и киосков.
Технологический процесс и продукция предприятия регулярно тестируется независимыми экспертными лабораториями и научно-исследовательскими
институтами (Лаборатории «Ростест», «Экспертный институт», готовящий аналитические материалы по оценке экономической ситуации в России): предприятие регулярно предоставляет сведения статистического характера для анализа и продукцию для испытаний в рамках участия в акциях, проводимых по инициативе и при участи органов Госстандарта и международных организаций. Изготовление изделий на технологических линиях отслеживается специалистами службы качества.
Объектом исследования в данном проекте является бизнес-планирование, анализ действующей методики составления плана с точки зрения оптимальности и полноты его структуры и содержания. Изучению подлежит оценка финансового состояния предприятия; соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; соответствие имеющихся кадров предприятия; условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей; состав маркетинговых предприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию; трудности, которые могут помешать практическому выполнению плана.
В данной ситуации анализ планирования является стратегическим анализом.
Первым этапом планирования является внутренний анализ предприятия.
Глубокое изучение компании – цель внутреннего анализа. Он сфокусирован на оценке результатов деятельности самой компании и отличается тщательностью изысканий и выводов. Деятельность внутреннего анализа объясняется его стратегическим значением, а также доступностью значимых объемов информации. В нем рассматривается конкретная текущая информация о продажах, прибылях, издержках, организационной структуре, принятом в компании стиле менеджмента и т.д.
Информация о работе Планирование на предприятие на примере ЗАО «Ариада»