Понятие дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является – изучение приемов и методов управления дебиторской и кредиторской задолженностью, а также разработка конкретных предложений по ее снижению в ОАО «Красноярскэнерго» для обеспечения нормального функционирования предприятия и получения максимальной прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ…………………………………………..5
1.1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности…………………...5
1.2. Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в структуре оборотных средств предприятия………………………………………………...8
1.3. Виды дебиторской и кредиторской задолженности……………………..10
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «КРАСНОЯРСКЭНЕРГО»……………..14
2.1. Общие сведения об ОАО «Красноярскэнерго»………………………….14
2.2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «Красноярскэнерго»…………………………………………………………….14
3. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
В ОАО «КРАСНОЯРСКЭНЕРГО»…………………………………………………27
3.1. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью...27
3.2. Мероприятия по снижению дебиторской и кредиторской задолженности ОАО……………………………………………………………29
3.3. Реструктуризация как метод управления кредиторской задолженностью………………………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

Fin_Menedzh_-tema_59.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

 

Из данных таблицы  видно, что основную часть кредиторской задолженности составляет задолженность от 1 до 3-х лет (81,77%).

до 3-х месяцев              216 804 365,87 / 1 921 163 846,05*100%=11,28%,

от 3-х до 6 месяцев    30 717 984,96 /1 921 163 846,05 *100%=1,6%,

от 6 месяцев до 1 года            90 572 080,69 / 1 921 163 846,05*100%=4,71%,

от 1 до 3-х лет             1 571 022779,15 / 1 921 163 846,05*100%=81,77%,

свыше 3-х лет              12 046 635,38 / 1 921 163 846,05*100%=0,63%.

   

Из таблицы видно, что в общей  сумме задолженности, задолженность свыше 3-х лет составляет 0,63 %. Таким образом, имеется очень маленький процент задолженности с  длительным сроком. Так свыше трех лет её сумма составила 12 046 635,38 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ОАО «Красноярскэнерго»

 

Управление  дебиторской задолженностью предполагает:

  • Определение политики предоставления кредита для различных групп покупателей и видов продукции;
  • Анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
  • Контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности;
  • Определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;
  • Задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

Управление кредиторской задолженностью позволит предприятию снизить бремя долгов путем проведения встречных зачетов, в том числе с бюджетом и внебюджетными фондами, оптимизировать сроки расчетов за счет привлечения внешних источников финансирования в форме кредитных линий или путем организации вексельных программ, обращения складских свидетельств.

 

3.1. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью

 

Подходы к управлению дебиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

К основным приемам управления дебиторской задолженностью относятся:

  • учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности.
  • уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
  • оценка возможностей факторинга - продажи дебиторской задолженности;
  • контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
  • оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
  • определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;

Ключевым моментом в  управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег.

При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализ регресса, который рассматривает изменение зависимой: переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если  компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.

При предоставлении коммерческого  кредита следует оценить конкурентоспособность  предприятия, текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес.

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской  задолженности и свести к минимуму возможные потери:

-составление счетов,

-перепродажу права  на взыскание долгов и оценку  финансового положения клиентов.

- Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени их составления.

- Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи.

- Защита страхованием.  Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

- Факторинг. Можно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

 

 3.2. Мероприятия по снижению дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «Красноярскэнерго»

 

Факторинг как метод управления дебиторской задолженностью ОАО «Красноярскэнерго»

Одним из наиболее перспективных  видов банковских услуг является факторинг - рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Термин «факторинг» происходит от английского - посредник, агент.

Факторинг - приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу  товаров и услуг с последующим  получением платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег. Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.

Предметом уступки, под  которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование). Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом, таким образом, который позволяет идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование - не позднее чем в момент его возникновения. Этот тип договора широко применяется в международной практике под названием "факторинг". В РФ впервые получил закрепление в ГК РФ.

В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (банк) - покупатель требования, первоначальный кредитор (клиент) и должник, получивший от клиента товары с отсрочкой платежа.

Вместе с тем не всякое предприятие может  воспользоваться  услугами   факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:

  • предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
  • строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
  • предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;

Открытый факторинг - это форма факторинговой услуги, когда должника уведомляют о том, что поставщик переуступает счета фактуры фактор - компании.

Закрытый, или конфиденциальный факторинг свое название получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов фактур факторинговой компании. В данном случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

Факторинг выгоден и  поставщику, и покупателю, и фактору. С его  помощью поставщик может следующее:

  • увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;
  • получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.

Покупатель может:

  • получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);
  • избежать риска получения некачественного товара;
  • увеличить объем закупок;
  • улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.

Основными доходами фактора (как уже говорилось выше) являются:

  • проценты по кредиту;
  • факторинговые тарифы.

Таким образом, можно  выделить главные экономические  достоинства факторинга:

  • превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
  • независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
  • экономия собственного капитала;
  • улучшение финансового планирования.

Необходимо определить эффективность факторинговой операции для ОАО «Красноярскэнерго» по следующим  данным, а также аналогично провести эту операцию на примере предприятий.

Дебиторская задолженность  по предприятиям ОАО «Красноярскэнерго»

Таблица 3.1

Наименование котрагента

Всего ДЗ, тыс. руб.

Уровень эффективности

 факторинговой операции, %

Теплосети

38761

22,7

Гор ЭС

1606

26,1

Кн ТЭЦ

13496

23

КЭС

2757

25,4


 

1. Предприятие продало  банку право взыскания дебиторской задолженности Теплосетей на сумму 38761 тыс. руб. на таких условиях:

Комиссионная плата  за осуществление факторинговой  операции взимается банком в размере 2% от суммы долга;

Банк предоставляет  предприятию-продавцу кредит в форме  предварительной оплаты его долговых требований в размере 75% от суммы долга;

Процентная ставка за предоставляемый банком кредит составляет 20% в год;

Средний уровень процентной ставки на рынке денег составляет 25% в год.

Исходя из этих данных в первую очередью, определим дополнительные расходы предприятия по осуществлению факторинговой операции. Они составляют:

а) Комиссионная плата 38761*2/100=775,2 тыс. руб.

б) Плата за пользование  кредитом (38761*0,75)*20/100=5814,2 тыс. руб.

Итого расходы составят 775,2+5814,2=6589,4 тыс. руб.

С учетом рассчитанной суммы  дополнительных расходов определим  их уровень по отношению к дополнительно  полученным денежным активам. Он составит:   (6589,4*100)/(38761*0,75)=22,7%

Вывод: Сопоставляя полученный показатель со средним уровнем процентной ставки на рынке денег, мы видим, что осуществление факторинговой операции для предприятия-продавца ОАО «Красноярскэнерго» более выгодно, чем получение финансового кредита на период оплаты долга покупателем продукции.

2. Предприятие продало  банку право взыскания дебиторской задолженности Гор ЭС на сумму 1606 тыс. руб. на таких условиях:

Комиссионная плата  за осуществление факторинговой  операции взимается банком в размере 4,9% от суммы долга;

Банк предоставляет  предприятию-продавцу кредит в форме  предварительной оплаты его долговых требований в размере 80% от суммы долга;

Процентная ставка за предоставляемый банком кредит составляет 20% в год;

Средний уровень процентной ставки на рынке денег составляет 25% в год.

Исходя из этих данных в первую очередью, определим дополнительные расходы предприятия по осуществлению факторинговой операции. Они составляют:

а) Комиссионная плата 1606*4,9/100=78,7 тыс. руб.

б) Плата за пользование  кредитом (1606*0,80)*20/100=256,96 тыс. руб.

Итого расходы составят 78,7+256,96=335,7 тыс. руб.

С учетом рассчитанной суммы  дополнительных расходов определим  их уровень по отношению к дополнительно  полученным денежным активам. Он составит:   (335,7*100)/(1606*0,80)=26,1%

Вывод: Сопоставляя полученный показатель со средним уровнем процентной ставки на рынке денег, мы видим, что осуществление факторинговой операции для предприятия-продавца ОАО «Красноярскэнерго» не выгодно.

3. Предприятие продало  банку право взыскания дебиторской  задолженности Теплосетей на  сумму 13496 тыс. руб. на таких  условиях:

Комиссионная плата  за осуществление факторинговой  операции взимается банком в размере 3,2% от суммы долга;

Информация о работе Понятие дебиторской и кредиторской задолженности