Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:43, доклад
Основной характерной чертой XXI века является резкое повышение роли знаний во всех сферах человеческой деятельности, обусловленное информационной революцией. Экономические эпохи различаются, прежде всего, способом производства материальных благ для человечества. Если в доиндустриальном обществе приоритет в производстве принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, то в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам, которые являются природным «ремнем», инновационного механизма хозяйствующих субъектов. По данным Всемирного банка в настоящее время лишь 16% экономического роста обусловлены развитием физического капитала, 20% - природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим капиталом, реализуемым, прежде всего, в виде инноваций. В эпоху информационной экономике до 40% валового национального продукта наиболее развитые страны получают в результате применения эффективной системы нововведений.
Введение
1. Понятие и структура интеллектуального капитала…………………………4
2. Измерение и оценка стоимости интеллектуального капитала…………......8
3. Интеллектуальный капитал и его форма……..….…………………….…….11
Заключение
Список литературы
Министерство образования
Ярославский филиал
государственного
Доклад
по дисциплине
«Управление интеллектуальными ресурсами»
Тема: «Понятие интеллектуального капитала»
Выполнил:
Руководитель:
Отзыв руководителя:
______________________________
Оценка: ______________________________
Ярославль 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие и структура интеллектуального капитала…………………………4
2. Измерение и оценка стоимости интеллектуального капитала…………......8
3. Интеллектуальный капитал и его форма……..….…………………….…….11
Заключение
Список литературы
Введение
Основной характерной чертой XXI века является резкое повышение роли знаний во всех сферах человеческой деятельности, обусловленное информационной революцией. Экономические эпохи различаются, прежде всего, способом производства материальных благ для человечества. Если в доиндустриальном обществе приоритет в производстве принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, то в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам, которые являются природным «ремнем», инновационного механизма хозяйствующих субъектов. По данным Всемирного банка в настоящее время лишь 16% экономического роста обусловлены развитием физического капитала, 20% - природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим капиталом, реализуемым, прежде всего, в виде инноваций. В эпоху информационной экономике до 40% валового национального продукта наиболее развитые страны получают в результате применения эффективной системы нововведений. В постиндустриальном обществе материализованное в товарах и услуг знание формирует все большую часть вновь созданной стоимости. Этот процесс развивается через рост наукоемкости производимой продукции и развитие рынка интеллектуально-инновационных товаров и услуг. По экспертным оценкам, мировой рынок инновационных товаров и услуг сегодня растет в пять раз быстрее, чем традиционные рынки.
Жизнеспособность российского государства во многом определяется научно-техническим прогрессом и интеллектуализацией основных факторов производства. Инновация не возникает спонтанно, она появляется в результате целенаправленного действия достаточно большего количества людей в условиях достаточно благоприятной среды. Интеллектуальный капитал - это капитал, постоянно генерирующий инновации, т.е. обеспечивающий непрерывный процесс превращения нового знания в новые товары и услуги.
Происходящие сегодня в экономике перемены позволяют говорить не только об инновационной направленности экономического роста, но и о значительной трансформации факторов его определяющих. Фундаментальным критерием экономического роста все более становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов и использование их на практике.
Основой деятельности современной фирмы, ее конкурентоспособности является интеллектуальный капитал. Рост его определяется, прежде всего знаниями и способностями руководителей, обладающих компетентностью, их человеческим капиталом.
В условиях информационного
общества интеллектуальный капитал
признается ведущим ресурсом, наличие
и использование которого является
основой деятельности любого индивида,
любого экономического субъекта и влияет
на его эффективное
Природа капитала, его сущность приковала к себе внимание экономической мысли на протяжений столетий. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений люди по разному отвечают на вопрос, что такое интеллектуальный капитал. В 1969 году Д.К. Гэлбрейт определил термин «интеллектуальный капитал» как нечто большее, чем» чистый интеллект» человека, и включающее определенную интеллектуальную деятельность. С тех пор исследователи многократно корректировали и дополняли определение интеллектуального капитала. Так, Э. Брукинг пишет, что «интеллектуального капитала - это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать, усиливая конкурентные преимущества.
Составными частями
По мнению профессора школы бизнеса Открытого университета
К. Брадли «интеллектуальный капитал - это превращение знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям». Автор верно заметил, что интеллектуальный капитал, как полезный ресурс, может стать мощным конкурентным преимуществом объекта.
По Иноземцеву В.Л. «интеллектуальный капитал - это информация и знания, специфические по своей природе и формам участия в производственном процессе факторы, в рамках фирм принимают облик интеллектуального капитала». Составные части интеллектуального капитала, согласно точки зрения Иноземцеву В.Л.: первое - человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде их опыта знаний навыков, способностей к нововведениям, а так же к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям; второе - структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных, электронные сети.
Под интеллектуальным капиталом того или иного субъекта Б.Б. Леонтьев понимает стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а так же накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами. Ценность субъекта интеллектуального капитала всегда должна рассматриваться в соотношении с реально ожидаемыми результатами его интеллектуальной деятельности и на этом основании должна выражаться соответствующей стоимостью.
По А. Стюарду «интеллектуальный капитал - это сумма знаний всех работников компании, обеспечивающая ее конкурентоспособность. Патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках, объединенные вместе, эти знания составляю интеллектуальный капитал.
По К. Тейлору «интеллектуальный капитал компании составляют знания ее сотрудников, накопленные ими при разработке продуктов, оказании услуг, а также ее организационная структура и интеллектуальная собственность.
Множественность определений еще раз показывает о недостаточной изученности категории, о ее многогранности, об отсутствии единого понимания ее сути. Анализ приведенных определений позволяет заключить, что общепринятого, удовлетворяющего все участников рыночных отношений и способствующего к разработке методов стоящих перед ними управленческих задач определения интеллектуального капитала, нет.
Компании сегодняшнего дня сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего, новой структурой капитала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания, (интетеллектуальный капитал). Основу деятельности традиционной компании составляет совокупность основных фондов, которые находятся в собственности владельцев компании. Эти владельцы несут ответственность за их сохранность и нанимают работников для приведения их в действие. Современная компания- это, прежде всего, интеллектуальный капитал, который не имеет материальной формы, и его определенная часть не принадлежит полностью капиталисту. Инвестиционная компания «Скандия» стала одной из первых организаций, которая на практике применила концепцию интеллектуального капитала и предприняла попытку измерить его составляющие. Начиная с 1996 год, в своем годовом отчете она представляет собственный интеллектуальный капитал, который состоит из человеческого, организационного и клиентского капиталарис. № 1. При этом организационный и потребительский капитал в классификации «Скандия» объединяется в один вид, который носит название структурный капитал. Величина интеллектуального капитала в компании определяется как разница между рыночной оценкой стоимость компании и физическими активами.
Именно данное представление основных составляющих интеллектуального капитала и данная терминология в дальнейшем стали весьма распространенными в научной литературе, посвященной проблемам формирования и использования интеллектуального капитала. Именно эта классификация основных составляющих интеллектуального капитала используется в исследования одного из основоположников современной теории интеллектуального капитала - Т. Стюарта.
Человеческий капитал - та
часть интеллектуального
Организационный капитал - та
часть интеллектуального
Потребительский или клиентский капитал - это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Это отношение с потребителями, поставщиками, конкурентами, местными сообществами, бренды , торговые марки, имидж организации. Одна из главных целей формирования потребительского капитала - создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивного обращения с персоналом компании.
Ряд авторов, использует несколько
иную классификацию состава
Компетенция сотрудников - это способность действовать в разнообразных ситуациях, образование, квалификация, умение и навыки, опыт и энергия, отношение к работе, к клиентам, уровень общей культуры.
Внутренние структуры - это патенты, концепция, ноу-хау, авторские права, компьютерные и административные системы сетевого взаимодействия, оргструктура, культура организации.
Для оценки человеческого капитала можно использовать следующие показатели:
- состав человеческих ресурсов организаций и управление ими;
- степень удовлетворение персонала;
- продажи в расчете на каждого занятого, в том числе в администрации;
- добавленная стоимость в расчете на занятого, в том числе в администрации;
- образование персонала;
- опыт персонала, число лет в рамках данной профессии;
- затраты на обучение в расчете на одного занятого;
- количество рабочих дней в году, потраченных на повышение квалификации;
- текучесть административного персонала.
Внешние структуры можно оценивать по следующим показателям:
- состав клиентов, способы взаимодействия с клиентами и степень их удовлетворения;
- прибыль в расчете на клиента;
- продажи в расчете на одного клиента;
- степень удовлетворения клиентов;
- клиенты, формирующих имидж организации;
- количество клиентов, их возрастная структура;
- повторяемость заказов.
Внутренние структуры можно оценивать с помощью следующих показателей:
- функции и масштаб применения;
- состав эффективность административных систем и организационных структур;
- инвестиции в новые
филиалы, в новые методы
- стабильность организации
ее возраст, текучесть
- в процессе изменения
интеллектуального капитала
Основная цель оценки интеллектуального
капитала - обеспеченность устойчивого
развитие организации. Интеллектуальный
капитал представляет собой основу
для будущего роста. Поэтому оценка
интеллектуального капитала помогает
формировать долгосрочную стратегию
организации в постоянно