Понятие и классификация государственных служащих РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Государственная служба эта та служба, которая продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности.
В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнении государством своих целей. В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

Содержание

I. Теоретическая часть
Введение………………………………………………………………..3
1. Что такое государственная служба?...........………………………………4
1.2 Законодательство о государственной службе …………………………..6
2. Понятие и классификация государственных служащих.………...………9
2.1 . Права и обязанности государственных служащих…………………...13
3.Порядок прохождения государственной службы………………………..17
3.1 Ограничения и запреты, связанные с госслужбой……………………..19
3.2 Порядок оставления государственной службы.………………………..22
II. Практическая часть
1.Общие сведения о НАО…………………………………………………...23
2. Государственные служащие НАО………………………………………..25
III.Заключение………………………………………………………………31
IV.Список использованной литературы………………............................33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая сгу готова .doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Но состав государственных  служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в разных условиях. Их можно подразделить на определенные группы по различным критериям:

  1. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие могут быть  разделены на федеральных служащих и служащих субъектов Федерации.Характер деятельности федеральных государственных служащих  вытекает из полномочий соответствующих федеральных государственных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального собрания и т.д.В субъектах федерации сосредоточена основная часть государственных служащих, что во многом обусловлено продолжающейся децентрализацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения органов государственной власти этих субъектов.1
  2. Если взять за основу такой пункт, как особенности службы в федеральных государственных органах, то можно выделить гражданские и милитаризованные  служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.2
  3. В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, Палаты Федерального собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности категорий «Б» и «В» подбираются специалисты - практики, ученые в области государственного  управления, информатики, экономики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечить нормальную работу парламента.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно - управленческую, исполнительно - распорядительную функцию обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата.

Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции РФ, осуществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция - возможность контроля над законностью актов государственных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей.

Исходя из текущей  и перспективной потребности  в государственных служащих государством планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта работы по специальности, необходимого для выдвижения на вышестоящие должности. Обязательная профессиональная переподготовка и повышение квалификации этих лиц осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и подведомственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Ежегодно планом предусматривается возможность подготовки и лиц, замещающих государственные должности государственной службы субъектов РФ.1

  1. По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на  должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшееся ранее разделение служащих на три категории: руководителей, специалистов и технических исполнителей - с чем были связаны государственно - властные полномочия  и их объем - утратило свое значение. Теперь характер государственно - служебных отношений и объем государственно - властных полномочий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими должностей категории «А». «Б» и «В». Поскольку деятельность государственных служащих  по обеспечению и исполнению полномочий государственных органов, где они служат, может иметь различную направленность, государственные служебные отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние.

Внутриорганизационные правоотношения - это отношения служебной подчиненности внутри данного органа (системы). Они возникают, изменяются и прекращаются на основе законодательства в связи с замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполнительной или судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать, перемещать на соответствующую должность а, следовательно, и увольнять с государственной службы. Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками - с момента замещения государственной должности - по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения, ответственности и других вопросов, которые, как правило, определяются должностными инструкциями.

Внешними считаются государственно - служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственными служащими и не подчиненными им гражданами, государственными и не государственными организациями в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возникают с момента замещения им государственной должности.

  1. 2. В зависимости от срока службы  можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную службу на неопределенный срок  (например, на должность категории «В»),  на определенное время (например, на должность  категории «Б»), с установлением испытательного срока (при поступлении на государственную службу).1
  2. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовки государственные служащие подразделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).2
  3. Критерием для подразделения государственных служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их  особенностью является то, что они  присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации.  Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят  форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны.

2.1.Права и обязанности государственных служащих.

Установленные Федеральным  законом «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» и иными  законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего можно разделить на три группы:

1.Права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту. Сюда относятся:

а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по

занимаемой должности  государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения  по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

б) ознакомление с должностным  регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело,

приобщение к личному  делу своих объяснений;

в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

г) право на обращение  государственного служащего в соответствующие

государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с 

государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы;

д) защита сведений о государственном служащем;

е) государственная защита своих  жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.

2.Права, способствующие непосредственному выполнению служебных                          обязанностей:

а) получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

б) доступ в установленном  порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

в) принятие решений и  участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

г) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

д) внесение предложений  по совершенствованию государственной  службы в любые инстанции;

е) право на ношение  форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных  органах).

3.Права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего:

а) участие по своей  инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности; должностной рост на конкурсной основе;

б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с  учетом результатов и стажа его  работы, уровня квалификации;

в) пенсионное обеспечение  с учетом стажа государственной  службы;

г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

д) право на денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за классные чины и  специальные звания, особые условия  государственной службы, выслугу  лет, а также премии по результатам работы;

е) право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности  служебного времени, предоставлением  выходных дней и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

ж) право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

и) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

к) обязательное государственное  социальное страхование на случай заболевания  или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

Таким образом, государственный  служащий обладает набором прав, которые  в совокупности с обязанностями  являют собой один из важнейших элементов 

административно - правового  статуса государственного служащего.

Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения их конфликтов с гражданами.Круг основных обязанностей государственного служащего сводится к следующему.

1.Обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.

2.Добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнение должностных инструкций.

3.Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.

4.Исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.

5.Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.

Информация о работе Понятие и классификация государственных служащих РФ