Понятие и совершенствование трудовых ресурсов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых ресурсов и специфики работы с персоналом магазина, проанализировать трудовые ресурсы предприятия ЗАО «Логойский тракт» и эффективность их использования, а также выделить соответствующие пути повышения данной эффективности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся трудовых ресурсов;
раскрыть роль трудовых ресурсов предприятия;
рассмотреть теоретические аспекты организации труда работников магазина;
изучить особенности использования трудовых ресурсов магазина ЗАО «Логойский тракт»;
рассмотреть и рассчитать основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов, производительности труда;
рассмотреть основные направления оптимизации полученных данных и выделить соответствующие предложения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Понятие трудовых ресурсов предприятия и показатели эффективности их использования
1.1. Понятие трудовых ресурсов и их классификация…………………………..5
1.2.Рынок труда. Понятие безработицы и её виды…………………………..
1.3.Показатели движения трудовых ресурсов и эффективности их использования……………………………………………………………………….
2. Анализ трудовых ресурсов предприятия и эффективности их использования………………………………………………………………………17
2.1. Представление деятельности ЗАО «Логойский тракт»………………….17
2.2 Исследование трудовых ресурсов ЗАО «Логойский тракт»………………..30
3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов……….65
Заключение………………………………………………………………….………35
Список использованных источников………………………………………..…….39

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. Периоды развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

Период развития субъектов малого предпринимательства

Характеристика  периода

1. Период (1988г.  — 1991г.)

перестроечных процессов в экономике Советского Союза, как этап становления субъектов  малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства выступали в экономике Беларуси в качестве кооперативов, где основой являлся принцип коллективного самоуправления. В связи со льготами предоставляемым данным субъектам союзным законодательством, а также с возможностью получения большого дохода посредством посреднической деятельности, разнице между фиксированной ценой государственных предприятий и свободной ценой кооперативов происходил рост представителей кооперативного движения. Данное положение не способствовало развитию реального сектора экономики Республики Беларусь, подрывало устойчивость денежно-кредитной системы страны, а самое главное не оправдывало ожиданий возложенных на данных субъектов как реформаторов экономики.

2. Период (1992г.  — 1995г.) функционирования субъектов малого предпринимательства в нормативно-правовом поле, неадаптированном к данным субъектам хозяйствования.

Бурный рост количества субъектов малого предпринимательства  без долгосрочных программ развития. Данные субъекты приобретают некоторую  самостоятельность от государственных структур. Происходит ужесточение налогового пресса без учёта специфики малого предпринимательства, следствием чего, является разорение значительной части предпринимательских структур, ориентация на торгово-закупочную деятельность. Положено начало перехода субъектов малого предпринимательства в “теневую экономику”

3. Период (1996г.  — 1998г.)

Деятельность  субъектов малого предпринимательства  в период формирования нормативно-правового  законодательства ориентированного на специфичность данного субъекта экономики.

Период попыток адаптации  нормативно-правовой базы к потребностям субъектов малого предпринимательства. Формируется “вертикаль”, призванная к координации деятельности всех государственных структур, ответственных  за развитие субъектов малого предпринимательства. Основным недостатком данного периода является не адаптация нормативно-правового законодательства для данных субъектов, а периодическое изменение подходов к налоговому законодательству, разрабатываемому для предпринимательства, на существующую в Республике Беларусь налоговую систему, которая требует реформирования.

4. Период (1998г.  —по наст. время) деятельности  субъектов малого предпринимательства  в рамках жёсткого государственного  регулирования.

Данный период можно  охарактеризовать как “разрастание” органов государственного управления, призванных к проведению различного рода проверок и санкций в отношении субъектов малого предпринимательства. Не скоординированность действий государственных органов, ужесточение налогового законодательства, бессистемность принимаемых правовых документов приводит к уменьшению стимулов к предпринимательской деятельности. Происходит уменьшение здоровой предпринимательской инициативы, угасает, количества предпринимательских структур и развитие протекционистских настроений среди большинства действующих субъектов малого предпринимательства.


Помимо исторических этапов, малое предпринимательство  в период становления и развития проходит этапы организационного характера, такие как этап создания; этап развития; этап выхода на рынок и развитие производства; этап роста; этап консолидации. Данным этапам соответствует ряд мероприятий, проводимых предпринимателями, причём у каждого этапа присутствует свой набор проблем. Необходимо отметить, что этапы и мероприятия, касающиеся каждого этапа, практически идентичны как в странах с развитой экономикой, так и в Республике Беларусь. Основным отличием являются проблемы, с которыми сталкиваются указанные субъекты, которые отличаются по сути. Если в Беларуси основным фактором, мешающим организации бизнеса–неразвитость и нестабильность экономических институтов, то в развитых странах - большая конкуренция среди существующих субъектов хозяйствования.

Наиболее острой проблемой  малых предприятий в различные  периоды их деятельности является финансовая, которая была выявлена в результате социологического опроса 250 руководителей в 2003г. Данную проблему на этапе становления назвали порядка 68% руководителей. Далее руководители отметили следующие наиболее острые проблемы: налоговая нагрузка и частые изменения в законодательстве (65%); поиск и аренда помещений (49,0%); правовые условия (47%); чрезмерное количество контролирующих органов (45%); бюрократизация (административные процедуры) (43%); неразвитость инфраструктуры поддержки бизнеса (37%); поиск рынка (34%); отсутствие либо дороговизна инноваций, для внедрения на производство (32%); закупка необходимого оборудования (29,6%); кадровое и информационное обеспечение (12,5%).

Только 4,4% руководителей  ответили на вопрос о необходимости государственной поддержки, что они не нуждаются в государственной поддержке. Однако наиболее часто предприниматели испытывают потребность в поддержке по таким направлениям, как регистрация предприятия (30,5%), юридические вопросы (18,0%), поиск источников финансирования (16,2%), налоги (12,6%), финансовый менеджмент (10,6%), бизнес-планирование (9,6%), обучение персонала (9,5%), расширение рабочих площадей (7,7%).

В целом анализ развития малого предпринимательства в Республике Беларусь выявил следующие негативные тенденции развития данных субъектов:

- неотработанность существующих  бюджетно-налоговых методов регулирования  деятельности субъектов малого  предпринимательства, которая приводит  к постоянному ухудшению условий  хозяйствования. Это заключается в несовершенстве налогового законодательства и в неадаптированности правовых и организационных вопросов, связанных с регистрацией, лицензированием и арендой, которые необходимы для поступательного развития данных субъектов.

- недостаточное информирование населения республики о роли субъектов малого предпринимательства в экономике, которое приводит к формированию негативного общественного мнения, характеризующего деятельность субъектов малого предпринимательства.

- существование недобросовестной  конкуренции, вследствие отсутствия соответствующего законодательства, регулирующего данный процесс, т.е. реально действующего Закона Республики Беларусь “О пресечении недобросовестной конкуренции”.

- неравномерное территориальное  размещение объектов инфраструктуры малого предпринимательства, необходимых для их эффективной деятельности, вследствие отсутствия системности их создания. В Беларуси центром предпринимательства стал Минск, где работает более 50% всех малых предприятий, так как столица обладает самой развитой инфраструктурой.

- недофинансирование  Программ государственной поддержки  предпринимательства в Республике  Беларусь и нерациональное распределение  средств по направлениям программ, что ведёт к невыполнению большинства  программных целей и задач.

- постоянное уменьшение государственной финансовой помощи субъектам малого предпринимательства, а также наличие необоснованных адресных налоговых льгот для некоторых субъектов, что приводит к потере доверия данных субъектов к справедливому и широкому предоставлению государственной помощи.

- незащищённость субъектов  малого предпринимательства от  превышения полномочий и некомпетентности  со стороны контролирующих органов,  а также отсутствие социальной  безопасности от криминалитета.  Это связано с нечеткой регламентацией того, какие правоотношения следует регулировать различными категориями правовых актов, что приводит к конфронтации “малое предпринимательство-государство”, которая негативно сказывается как на собираемости налогов для государства, так и на эффективной деятельности данных субъектов.

- увеличение налоговых  ставок, уменьшающих доход субъекта  хозяйствования, приводящее к отсутствию  финансовых возможностей обновления  производственных фондов (инвестициям), вследствие чего сокращается  объём производства, что в последствии снижает доходную часть бюджета.

- отсутствие государственных  гарантий на вложенный капитал  и на банковские кредиты для  субъектов малого предпринимательства,  что сказывается на отсутствии  стимулов к долгосрочным инвестициям  в экономику Беларуси.

- значительные недоработки в Законах Республики Беларусь “О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства”; “Об упрощённой системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства”, а также в Декрете Президента РБ “О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью”. Это приводит значительному усложнению деятельности субъектов малого предпринимательства.

- наличие нестабильного  нормативно-правового поля привело  к ориентации большинства субъектов  малого предпринимательства на  деятельность не в реальном  секторе экономики, а в отрасли  торговли и общественного питания,  которая более быстро адаптируется к изменяющейся внешней среде. В данной отрасли работает примерно 45 % к общему количеству предприятий. Второе место занимает промышленность--21,1 % к итогу; строительство – 11,7 %, транспорт -- 5,8 %, все остальные отрасли имеют относительно невысокий удельный вес в общем количестве малых предприятий

- несоответствие критериев  отнесения к субъектам малого  предпринимательства в различных  министерствах республики (например, в Министерстве статистики и  Министерстве по налогам и  сборам Республики Беларусь), а также отсутствие дифференциации отчётности индивидуальных предпринимателей по видам деятельности, что приводит к недостатку статистической информации сумм налогов, показателей деятельности и уровня технологического развития субъектов малого предпринимательства.

- отсутствие оперативного  выявления проблем и негативных  тенденций развития субъектов  малого предпринимательства. Это  приводит к медленному и недостаточному  поиску способов решения возникающих  проблем, что характеризует деятельность  Департамента по развитию предпринимательства, созданного для помощи субъектам малого предпринимательства, как неэффективную.

- недолговечность большинства  субъектов малого предпринимательства,  которая обусловлена вышеперечисленными  негативными тенденциями.

Несмотря на трудности в ведении хозяйственной деятельности субъекты малого предпринимательства вносят значительный вклад в экономику республики.

Министерство экономики  обнародовало результаты экономического развития Республики Беларусь в январе-марте 2011 года:

 За январь-февраль 2011 года наблюдалась положительная тенденция улучшения финансовых показателей – роста выручки и прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли до налогообложения, а также чистой прибыли, рентабельности продаж к соответствующему периоду предыдущего года, снижалось количество убыточных организаций. Рисунок.1.

 

 

Так, выручка от реализации возросла за указанный период на 43,6%, прибыль от реализации – в 2 раза, чистая прибыль в 2,3 раза, рентабельность продаж возросла с 4,5 до 6,3%, а количество убыточных организаций снизилось с 1422 до 1123. При этом темпы роста основных финансовых показателей за первые два месяца текущего года были значительно выше темпов роста данных показателей за первые два месяца предыдущего года.

Развитие социальной сферы в I квартале 2011 года характеризовалось  сохранением стабильной ситуации на рынке труда, удержанием уровня безработицы  в социально допустимых пределах, незначительным увеличением уровня занятости населения и высокими темпами роста реальной заработной платы.

На 1 апреля 2011 года уровень  безработицы составил 0,7% к численности  экономически активного населения (прогноз на 2011 год – 1,2-1,5%). В условиях структурных изменений национальной экономики и перехода на инновационный путь развития проводимая политика в сфере занятости, в том числе трудоустройство в январе-марте 2011 года 44 тыс. человек на созданные рабочие места, позволила не допустить снижения уровня занятости населения. Число занятых в экономике составило 4653 тыс. человек или 100,3% к соответствующему периоду 2010 года.

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата в  республике в январе-марте 2011 года увеличилась  по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 40,8% (прогноз на 2011 год – на 16–21,4%) и составила 1463,7 тыс. рублей, в бюджетном секторе экономики – на 59,1% (прогноз – на 24–29,9%) и составила 1290,6 тыс. рублей.

Реальная заработная плата в январе-марте 2011 года к  соответствующему периоду 2010 года увеличилась на 25,2% (прогноз – на 6,9–10,4%).

В республике имеет место тенденция превышения темпов роста реальной заработной платы над темпами роста производительности труда. За январь-февраль 2011 года темп роста производительности труда составил 107,5% (при прогнозе 119,3-120,2%), что ниже роста реальной заработной платы на 18,6 п.п.

Таким образом, результаты января-марта 2011 года показывают, с  одной стороны устойчивую поступательную динамику роста экономики республики и отдельных ее секторов, с другой стороны - наличие определенных проблем на валютном и потребительском рынке страны, которые могут в ближайшей перспективе сказаться на параметрах экономического развития.

Для восстановления полноценного функционирования внутреннего валютного рынка Правительством совместно с Национальным банком принимаются меры, направленные на организацию работы реального сектора экономики в складывающихся условиях и проведение взвешенной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

 

2.2Организация поддержки предпринимательства в Республике Беларусь

Центры поддержки предпринимательства  оказывают свои услуги физическим и  юридическим лицам. Это помощь в  разработке бизнес-планов, оформление заявок на выдачу кредитов, консультирование предпринимателей в вопросах управления, развития, информирование о подробностях тех, кого интересует регистрация ООО или других форм собственности, разъяснение ведения налоговой отчетности. По стране также действуют, так называемые, инкубаторы бизнеса, в количестве девяти штук, призванные создавать благоприятные условия для развития молодых, начинающих предприятий.  
8 октября 2010 г. комиссией по поддержке предпринимательства, созданной при департаменте по предпринимательству Министерства экономики, было зарегистрировано три новых центра поддержки развития предпринимательской деятельности. Это частное унитарное предприятие торгово-производственного типа "Кадуцей Платинум" (г. Могилев); ОАО "Агентство экономического развития "Свершение" (г.п. Стрешин, Гомельской области); частное предприятие "Учебный центр по микрофинансированию", занимающееся оказанием услуг (г.Минск). Они присоединились к уже действующим 52-м центрам по стране.  
Один из них - ныне практикующий центр в Витебске - "Учреждение образования "Витебский областной учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров "Закон и Порядок--Бухгалтер"  получил свидетельство о регистрации с обновленным названием. И теперь именуется  "Витебский областной учебный центр профессиональной ориентации "Витоблучпроф" с соответствующей заменой свидетельства о регистрации. 
В республике гарантируется:

Информация о работе Понятие и совершенствование трудовых ресурсов на предприятии