Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:08, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: определить миссию организации.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность понятия миссия организации
- изучить особенности выработки и развития миссии организации;
- определить миссию предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» и дать рекомендации по её формированию.
Предметом исследования являются вопросы деятельности системы миссия организации.
Объектом исследования является ОАО «ЛУКОЙЛ».
Введение…………………………………………………………………………...……….3
Глава 1
1.1. Миссия организации и ее выбор………………………………..................................5
1.2. Формирование миссии ………………………………………………………….......10
1.3 Цели формулирования миссии………………………………………………………14
1.4. Роль миссии в управлении организацией………………………………………….16
1.5 Ошибки при формулировки миссии………………………………………………...16
Глава 2
2.1. Характеристика ОАО «ЛУКОЙЛ» ………………………………….………….….20
2.2. Миссия ОАО «ЛУКОЙЛ»………………………………………………………..…21
Глава 3
3.1 Пути совершенствования определения миссии организации…………………….25
3.2 Обеспечение реализации миссии……………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….....………..…..27
Список использованной литературы……………………………………..…………….29
Миссия-предназначение дает представление об основных свойствах фирмы: виде деятельности, особенности и полезности.
В связи с этим выдвигается ряд конкретных требований к содержанию формулировки миссии-предназначения, в которой должны быть указаны:
Ключевыми вопросами для оценки качества формулировки миссии-предназначения могут быть следующие: какой деятельностью занимается фирма? кто клиенты фирмы? какие потребности клиентов удовлетворяет фирма? чем отличается эта фирма от других фирм данной отрасли? что фирма дает обществу?
В то же время миссия-предназначение не должна:
Миссия-политика фирмы - это концентрация самых основных целей развития фирмы, что дает уже более четкое представление о ее поведении в ближайший период и на перспективу. Среди множества целей, привлекаемых для формулировки миссии-политики, особенно выделяют финансовые и стратегические. Финансовые цели обязательны, так как при нехватке финансовых средств компания может остаться без ресурсов, необходимых для ее роста. Стратегические цели направлены на укрепление конкурентных позиций компании на рынке и выражаются в обеспечении высоких темпов роста, увеличении доли рынка, улучшении качества продукции и предоставляемых услуг, в достижении низкого уровня издержек, повышении репутации фирмы, в использовании передовых технологий.
Политика фирмы реализуется подразделениями. Поэтому особое место отводится формулированию миссии для ключевых функциональных и обеспечивающих подразделений.
1.3 Цели формулирования миссии
Давайте рассмотрим, для чего же все-таки формулируется миссия, что она непосредственно дает для деятельности организации.
Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:
В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.
Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.
Миссия организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в организации существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения о миссии. Для того чтобы можно было реально считать, что в организации существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Поэтому формирование миссии -- это отнюдь не только выработка положений миссии, а доведение этих положений до сотрудников и принятие этих положений последними. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.
1.4. Роль миссии в управлении организацией
Миссия организации имеет важное значение для деятельности любого хозяйствующего субъекта независимо от его организационно-правовой формы. Прежде всего, она является основой для формирования политики, которая выражается в разработке главной стратегической цели деятельности на перспективу, а также целей создающих условия для ее реализации. В их состав входят программы, имеющие различные виды и сроки выполнения.
Миссия, сформулированная в узком смысле и имеющая описание необходимых характеристик хозяйствующего субъекта, решает четыре управленческие задачи:
1. Повышает мотивацию
сотрудников к более качественн
2. Согласовывает интересы отдельных сотрудников, работающих в разных подразделениях, вызывает у каждого чувство причастности к процессу достижения общей главной стратегической цели, ощущение членства в большом количестве единомышленников;
3. Определяет стратегические
направления развития
4. Устанавливает основные
принципы деятельности на
Согласно формулировке миссия
охватывает такие сферы
Качественной оценкой
1.5 Ошибки при формулировки миссии
Анализ миссий современных российских компаний показывает, что большинство организаций совершают одни и те же типичные ошибки, которые приводят к тому, что миссия не выполняет того предназначения, ради которого собственно и создавалась. Все ошибки условно можно разделить на две группы: ошибки по содержанию и ошибки по формулировкам. Часто бывает, что миссия и сформулирована плохо и содержание тоже оставляет желать лучшего. Рассмотрим на примерах наиболее типичные разновидности данных ошибок:
Миссия обо всем и ни о чем: Довольно часто миссии сформулированы таким образом, что понять, о какой компании идет речь совершенно невозможно. Например: “Мы призваны создать общероссийскую производственно-коммерческую компанию, которая будет гордиться своими традициями и культурой. Мы нацелены на умножение богатства Российской Федерации, путем улучшения условий труда и жизни россиян”. Эта миссия годится для любой отрасли. На самом деле, компания, имеющая эту миссию, производит двери. А вот это миссии компаний из швейной отрасли: “Наша миссия - максимальное удовлетворение потребностей наших покупателей, создание для них широкого выбора товаров и комплекса услуг, экономия их средств и времени за счет высокого профессионализма сотрудников, использования передовых технологий и продуманной ценовой политики”. “Наша миссия - обеспечение максимального комфорта для наших заказчиков, посредством предоставления качественных товаров и сервиса высочайшего уровня”. После прочтения таких миссий складывается впечатление, что компании имеют миссию просто для “галочки”. Миссия сформулирована слишком абстрактно: Одна из разновидностей предыдущей ошибки - миссия звучит шаблонно, обтекаемо, ничто в ней не “цепляет”, хотя в целом, понятно про какой бизнес идет речь. “Наша миссия - обеспечивать потребности рынка в тканях, работать в тесном сотрудничестве со швейными предприятиями и деловыми кругами”. Ну да, все правильно, но ровно тем же занимаются и все другие компании отрасли.
Миссия звучит сложно, витиевато: бывает, что в попытках объять необъятное, компании формулируют такие миссии, что понять их после первого прочтения не представляется возможным. Иногда не помогает и второе прочтение. “Факторы, которые мы учитываем для совершенствования нашей продукции - от новейших разработок, - до информационной поддержки - всегда точно сориентированы на нужды наших клиентов. Для идентификации этих потребностей мы продолжаем работать в тесном контакте со всеми сегментами рынка и группами клиентов, которые помогают нам вплотную приблизиться к нуждам наших конечных потребителей своим духом сотрудничества, советом, ценной информацией и опытом”. Слова все знакомые, но в чем же смысл? Но приведенный пример, это, так сказать предельный случай. Довольно часто миссии формулируют, в общем-то, довольно неплохо, но пытаются в одно предложение вместить все. “Мы обеспечиваем предприятия швейной отрасли текстилем, комплектующими, аксессуарами высокого качества в виде оптимального комплекта для производства конкретного изделия по направлениям специальной, рабочей одежды и униформы и домашнего текстиля, предоставляя высокий уровень сервиса и индивидуальные условия работы”. Получается тоже довольно сложно для восприятия, ведь известно, что человек способен воспринимать и усваивать лишь довольно небольшие смысловые конструкты. Лучше делать предложения более короткими. Чтобы в одном предложении содержалась одна, максимум две мысли, а вовсе не пять, как в приведенном примере. Да и сами предложения воспринимаются лучше, если состоят не более чем из 10 - 12 слов.
В миссии отражен лишь один из необходимых элементов: Напомним, что в миссии необходимо отразить профиль деятельности компании, ее преимущества в сфере технологий, ее ориентацию на различные группы (отношение к потребителям, отношение к персоналу, отношение к обществу и отношение к акционерам), ее принципы и ценности. Не будем утверждать, что в миссии непременно должны содержаться все перечисленные элементы. Каждая компания решает для себя сама, что для нее важно, а о чем можно не упоминать.
Однако, часто компании ограничиваются описанием профиля своей деятельности и своего отношения к потребителю, считая, что для миссии этого вполне достаточно. “Наша миссия - предложить нашим клиентам модную одежду, которая дополняет их стиль жизни и является лучшим способом для самовыражения, тем самым дать возможность клиентам почувствовать себя наилучшим образом”. Бывает, что умудряются обойтись и без упоминания профиля деятельности: “Миссия нашей фирмы - превысить ожидания наших клиентов посредством обеспечения им комплексного и высококачественного обслуживания в сфере торговли”. Или ограничиваются описанием отношения к обществу в целом: “Наша миссия - выпуская нашу продукцию, вывести текстильную промышленность региона на мировой рынок”. Но миссия нужна не только клиентам или стране. И собственные сотрудники компании, и акционеры и местное окружение также заинтересовано в понимании того, что же для компании важно, как она себя осознает.
Перечисление условий или характеристик работы: Бывает, что вместо предназначения в миссии указывают какие-либо специфические условия работы компании, или описывают конкурентные преимущества. “Наша миссия - обеспечить клиентов товарами высокого качества, так как производственные мощности компании позволяют выполнить крупный заказ в минимальные сроки”. “Наша миссия - создание гипермаркета услуг, когда клиент получает широчайший выбор услуг. Когда не нужно искать разрозненных исполнителей. Когда есть единый стандарт качества и гибкая система реальных скидок”. Все-таки миссия - это не рекламный проспект и не пособие по презентации компании для менеджеров по продажам. Она имеет более широкое назначение и осознанно преуменьшать ее значимость вряд ли стоит.
Перечисление функций, задач, направлений, обязанностей: Реже, но бывает, что миссия представляет собой перечисление видов деятельности или функций организации, или перечень обязанностей или даже ее целей на определенный период.
“Наша миссия:
Серийный выпуск продукции.
Обеспечение приоритета красоты и здоровья человека.
Соблюдение экологической дисциплины.
Информация о работе Понятие миссии организации. Формирование миссии (ОАО «ЛУКОЙЛ»)