Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:14, реферат
Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Также мотивацию можно определить как структуру, систему мотивов деятельности и поведения субъекта. Цель – это желаемый продукт деятельности. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
Тема "Мотивация труда"
Сапожникова Дарья
1.Понятие мотивации и ее роль в управлении.
2.Основные теории мотивации труда:
а) теории, в основе которых лежит специфическая картина работника – человека;
б) внутриличностные теории;
в) процессуальные теории.
1.Понятие мотивации и ее роль в управлении.
Почему некоторые люди в одних и тех же условиях работают с интересом и удовольствием, а другие ворчат и недовольны? Почему для получения высокого результата одного человека нужно похвалить, а другому больше заплатить? Что движет человеком, что побуждает его к активной деятельности?
Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Также мотивацию можно определить как структуру, систему мотивов деятельности и поведения субъекта. Цель – это желаемый продукт деятельности. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
Рис. 1. Взаимосвязь понятий мотивации
Мотив – это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, на интересе, на представлениях о ценностях. Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Как правило, человек совершает действия под воздействием ряда мотивов, представляющих собой их диспозицию.
Диспозиция мотивов
и ведущий мотив непостоянны,
на их сущность влияет внешняя
среда и особенности личности.
Мотив определяет, что и как
надо делать для
В процессе мотивации выделяют четыре основных этапа.
1. Возникновение потребности.
2. Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей.
3. Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий.
4. Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
Потребности – это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Различают биологические и социальные потребности.
Биологические потребности – это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище и другие, необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии.
Социальные потребности – это потребность принадлежать к роду, национальности, социальной группе, самовыражаться, строить свою карьеру, быть признанным и прочее. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту, как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы.
Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.
1.Принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используют административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
2.Материальное поощрение. Сюда относят стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.
3.Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, публикации в прессе, правительственные награды и др.
4.Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения (написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма и др.). Это самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества.
Типология мотивации субъекта деятельности, по Лапыгину – Эйдельману, выглядит следующим образом:
1.Инструментальный тип мотивации – отношение к труду как к средству получения заработка для удовлетворения потребностей, находящихся за рамками сферы труда;
2.Достижительный – ориентация на труд как способ продвижения, повышения профессионального или должностного статуса;
3.Коллективистский – побудительная сила к трудовой деятельности – стремление заслужить уважение коллег, стремление к сотрудничеству, общению;
4.Интеллектуальная мотивация – ориентация на сложную, интересную работу, позволяющую раскрыть свои способности, самореализоваться;
5.Комфортно-ориентированный – ориентация на относительно комфортные условия труда.
Теория мотивации стала активно разрабатываться в XX в.. В настоящее время существует несколько различных теорий мотивации, которые условно можно разбить на три группы:
-первоначальные;
-содержательные;
-в мотивах человека преобладают биологические потребности;
-обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы. Поэтому труд необходимо нормировать, а лучшим методом организации является конвейерный;
-по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства;
-средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации;
-качество работы низкое, поэтому необходим постоянный строгий контроль со стороны руководства.
2.Основные теории мотивации труда:
Существует много теорий мотивации. В зависимости от предмета анализа выделяют три главных направления:
1. Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника-человека.
Эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов.
2. Внутриличностные теории.
Анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление.
3. Процессуальные теории.
Выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды.
“XY-теория” МакГрегора
К числу наиболее простых и широко распространенных (классических) теорий мотивации труда, в основе которых лежит специфическая картина человека, принадлежит концепция профессора Мичиганского университета Д. МакГрегора, называемая “XY–теорией”. Эта концепция включает две противоположные теории: теорию “X” и теорию “Y”.
Теория “X”, во многом отражая основные воззрения У. Тейлора на работника, исходит из того, что:
На этих постулатах о человеке как плохом, недобросовестном и безынициативном работнике следует, согласно данной теории, строить управление организацией. В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания.
Теория “Y”, являющаяся дополнением теории “X”, в том виде, в котором она существует сейчас, сложилась в 60-х годах XX века, хотя ее идеи развиваются примерно с 30-х годов. Данная теория строится на противоположных теории “X” принципах и включает следующие постулаты:
Главный практический вывод теории “Y” таков: необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия.
Теория “Z” Оучи
Главная отличительная черта
теории “Z” – обоснование
Согласно этой теории, мотивация работников должна исходить из ценностей “производственного клана”, т.е. предприятия как одной большой семьи, одного рода. Эти ценности требуют развития у сотрудников – с помощью соответствующей организации и стимулирования отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям, удовлетворенности трудом и пребыванием на предприятии (в корпорации), производительности труда.
Главным мотиватором поведения работников выступает построенная по клановому принципу корпорация.
Признаками такого рода корпорации являются:
Таким образом, теория “Z”
уделяет главное внимание коллективной
мотивации и раскрепощению
Некоторые авторы утверждают,
что эта теория заимствует опыт мотивации
первоначально американской, а затем
транснациональной корпорации IBM. Однако
при всей близости теории “Z” принципам
мотивации IBM ее отличают: несравненно
больший акцент на коллективном побуждении
к труду, отказ от принципов индивидуализма,
использование патриархальных традиций
и ценностей. Относительная
В целом же теории мотивации, дающие общую картину человека-работника, при их творческом использовании служат важным ориентиром практической деятельности в области мотивации труда. Более детальные, углубленные гипотезы и выводы о структуре и соотношении индивидуальных мотивов, их зависимости от ситуации содержат внутриличностные и процессуальные теории мотивации.
К числу основополагающих, классических внутриличностных теорий мотивации принадлежит теория иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу (Масловым).
Автор теории исходит из того, что все люди постоянно ощущают какие-либо потребности, которые побуждают их к действию. На человека влияет целый комплекс ярко выраженных потребностей, которые можно объединить в несколько групп, расположив их по принципу иерархии.
Обычно человек
испытывает одновременно несколько
взаимодействующих
Маслоу выделяет пять основных групп потребностей человека.
1. Физиологические потребности.
К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе и т.п. Их удовлетворение необходимо для поддержания жизни, выживания, поэтому их нередко называют биологическими потребностями.
2. Потребности в безопасности.
Под ними имеются в виду и физическая (охрана здоровья, безопасность на рабочем месте), и экономическая безопасность (денежный доход, гарантированность рабочего места, социальное страхование по старости и на случай болезни).
В организациях эти потребности выражаются в форме борьбы трудящихся за стабильную занятость, безопасность работы, создание и/или сохранение профсоюзов, социальное страхование по старости и на случай утраты трудоспособности, выходное пособие и т.п.
3. Социальные потребности.
Они ориентируются на общение и эмоциональные связи с другими: дружбу, любовь, принадлежность к группе и принятие ею. В организации это проявляется в том, что они входят в формальные и неформальные группы, так или иначе, сотрудничают с товарищами по работе.
4. Потребности в уважении (личностные потребности).
К ним относятся потребности, как в самоуважении, так и в уважении со стороны других, в том числе потребности в престиже, авторитете, власти, служебном продвижении. Самоуважение обычно формируется при достижении цели, кроме того, оно связано с наличием самостоятельности и независимости. Потребность в уважении со стороны других людей ориентирует человека на завоевание и получение общественного признания, репутации, статуса внутри группы, внешними проявлениями которых могут выступать выражение признания, похвала, почетные звания, продвижение по службе и т.д.
5. Потребности в самореализации (самовыражении).
Они включают в себя потребности в творчестве, в осуществлении собственных замыслов, реализации индивидуальных способностей, развитии личности, в том числе познавательные, эстетические и т.п. потребности. По своему характеру потребности в самореализации более индивидуальны, чем другие. Они характеризуют наиболее высокий уровень проявления человеческой активности.
Информация о работе Понятие мотивации и ее роль в управлении