Понятие организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:01, контрольная работа

Краткое описание

Создатели классической школы, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Естественно, что их интересы были связаны с эффективностью работы всей организации. Классики пытались определить общие характеристики и закономерности организаций. Развитие административной школы происходило по двум направлениям: рационализация производства и исследование проблем управления. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху.

Содержание

1. Причины, исторические условия возникновения данной концептуальной модели организации
2. Сущность и принципы построения организационной модели
3. Доминирующие методы управления. Основные методы эффективного функционирования организации (за счет чего достигается эффективное функционирование данной модели организации ее работников)
4. Используемые формы контроля трудовой деятельности и механизм реализации
5. Схематическое изображение и особенности организационной структуры управления
6. Субъекты организационного творчества, их уровень и роль в процессе принятия решений
7. Доминирующий стиль управления
8. Мотивация работников
9. Достоинства организационной модели. Недостатки данной модели
10. Конкретные примеры организации данного типа в современном обществе
11. На примере данной модели аргументировать взаимосвязь между пунктами 2 и 8.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа № 1.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Экономические методы управления – предполагают учет и использование  экономической заинтересованности трудового коллектива и каждого работника  в результатах своего труда.

Содержание экономических  методов сводится к постоянному  оперированию менеджером такими экономическими категориями, как  ограниченные ресурсы  и неограниченная потребность.

В управленческой практике экономические  методы руководства  чаще всего выступают в следующих формах:

·  Экономическое планирование (использование экономических показателей в оценке результатов труда);

·  Экономическое стимулирование (использование стимулирующей системы оплаты труда);

·  Хозрасчет (хозяйственная самостоятельность подразделений и организации в целом);

·  Источники финансирования (бюджетные и внебюджетные);

·  Ценообразование.

Особо стоит отметить развивающийся класс  экономико-математических методов управления. Они включают:

·  экономическое прогнозирование и программирование;

·  математическое моделирование;

·  теория игр;

·  управление запасами;

·  исследование операций и др.

Социально-психологические  методы – совокупность специфических способов и средств воздействия  на личностные отношения  и социальные процессы, возникающие в трудовых коллективах.

В качестве задач  использования социально-психологических  методов управления выступают:

·  Планирование социального развития коллектива;

·  Повышение производственной и творческой активности сотрудников;

·  Создание благоприятного психологического климата;

·  Сплочение трудового коллектива;

·  Управление конфликтами;

·  Формирование групп (команд);

·  Сохранение и развитие традиций;

·  Изучение и учет индивидуальных социально-психологических особенностей сотрудников;

·  Управление мотивацией сотрудников.

Для того чтобы  воздействие на коллектив  было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные  и психологические  особенности отдельных  исполнителей, социально-психологические  характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей и применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют наличность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет).

Основное средство воздействия на коллектив  – убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно  учитывать природу  человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива.

Необходимость использования  в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Успех деятельности руководителя зависит  от того, насколько  правильно применяет  он различные формы  социально-психологического воздействия, которые  в конечном счете  сформируют здоровые межличностные отношения.

4. Используемые формы  контроля трудовой деятельности и механизм реализации

Работники органов управления организацией лично свободны и действуют только в рамках безличных обязанностей, существующих в данной организации. Термин “безличный” здесь означает, что обязанности и обязательства  принадлежат должностям и постам, а не индивидам, которые могут занимать эти должности и посты в определенный момент времени.

Принцип иерархии. Бюрократия предполагает наличие  ярко выраженной иерархии должностей и позиций, т.е. определенная должность  доминирует над всеми нижестоящими и зависит от должностей, находящихся выше ее в структуре организации. При иерархических отношениях работник, занимающий конкретную должность, может принимать решения относительно работников, занимающих более низкие должности, и подчиняется решениям лиц, находящихся на более высоких должностях.

Деятельность  работников управления в организации  регламентируется системой строго формальных правил. Эти правила единообразны и универсальны, и каждый член бюрократической  организации в своих действиях руководствуется только такими правилами, инструкциями и установлениями. Но из этого вовсе не следует, что бюрократические обязанности являются неизбежно простыми и рутинными. Строгое следование общим стандартам при решении специфических вопросов предотвращает возможные отклонения, связанные с индивидуальными особенностями исполнителей.

Чтобы обеспечить однородность и регулировать действия служащих, менеджеры  должны строго соблюдать  формальные организационные  правила.

Правила должны выполняться, а методы контроля применяться ко всем служащим одинаково, без каких-либо личных предпочтений

 

Работники наслаждаются личной свободой и выполняют только те обязанности, которые предписывает их должность; 
• существует четкая служебная иерархия; 
• обязанности каждого уровня четко обозначены; 
• служащие назначаются на основании контракта; 
• они выбираются исходя из профессиональной квалификации, предпочтительно подкрепленной дипломом; 
• заработанная плата (в денежной форме) определяется согласно по¬ложению в иерархии; служащий всегда может оставить свою должность, но в определенных обстоятельствах он может быть также уволен; 
• должность служащего — его единственная или основная работа; 
• существуют определенные ступени карьеры, и продвижение вверх по служебной лестнице зависит либо от срока службы, либо от заслуг, но всегда по усмотрению начальства; 
• служащий не может присвоить свою должность или ресурсы, которыми он распоряжается; 
• служащий подчинен единой системе контроля и дисциплине.

5. Схематическое изображение  и особенности организационной  структуры управления

 

Особенности организационной структуры:

1. Четкое разделение труда, что  приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.

2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий  уровень контролируется вышестоящим  и подчиняется ему.

3. Наличие взаимоувязанной системы  обобщенных формальных правил  и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.

4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица  выполняют свои должностные обязанности.

5. Осуществление найма на работу  в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

6. Субъекты организационного  творчества, их уровень и роль  в процессе принятия решений.

Ориентационное развитие бюрократии жизненно важно для наведения порядка в организации. Однако преимущества бюрократии – точность, постоянство, дисциплина, аккуратность и достоверность – отвлекают внимание от ее ориентации на саму себя. С ее стороны был полностью утрачен контакт с потребителями, поскольку последние существовали для бюрократии, а не наоборот. Предприимчивость, гибкость и творчество рассматриваются ею как помехи для системы. Следует заметить, что стремление к власти привело к тому, что в центре внимания оказались отношения между людьми внутри организации, а не взаимодействие с окружающим миром или рынком. Власть убивает динамизм, и предпосылки для рыночных сделок исчезают.

7. Доминирующий стиль  управления

М. Вебер работал  в направлении  концепция харизматической личности.

Эта теория перекликается  с теорией черт личности.  В основу теории ложится мысль о том, что каждому руководителю соответствуют определенные типы подчиненных, которые готовы принимать ценности лидера, верить ему, испытывать вдохновение от влияния, которое оказывает на них лидер. Для подчиненных мотивацией к труду является желание подражать руководителю, быть на него похожим. В то же время, такими способностями влиять на людей обладают не все, а лишь некоторые личности, обладающие «харизмой». Исследования показали, что харизматическое лидерство обычно проявляется в организациях со слабой управленческой структурой, где нет четкого разделения должностных обязанностей.

Типологию лидерства на основе учета личных качеств лидера и конкретной ситуации, в которой он выполняет свои функции, М. Вебер предложил в работе «Харизматическое господство». В качестве классификационного признака он выдвинул понятие «авторитет», которое определяет как «вероятность тогочто приказания встретят повиновение у определенной группы людей». Способность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах власти. Соответственно М. Вебер выделил три типа господства - традиционноерационально-легальноехаризматическое.

Традиционное  лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит со сцены, тем не* менее он до сих пор сохраняется в ряде стран (например, в некоторых странах Персидского залива).

Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. Харизматическая власть, отмечал МВебер, «характеризуется личной преданностью подданных человеку и их верой только в его личность, которую отличают выдающиеся качества, героизм или другие отличительные свойства, превращающие его в вождя». Именно такова харизматическая власть, которой пользовались пророки, а в области политики - военачальник, получивший одобрение на плебисците, суверен, «великий демагог или глава политической партии». Харизматическое лидерство присуще переходным обществам, проводящим модернизацию, поэтому харизматическое господство может создавать условия либо для традиционной власти (например, для возвращения к институту монархии), либо для рационально-легальной. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.

Рационально-легальное  лидерство олицетворяет бюрократия. Власть авторитета признается в силу «легальности», в силу веры в правомерность правового статуса и «компетенции», основанной на рационально установленных законах. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми нормами. Рационально-легальное лидерство получает распространение во все большем количестве государств, а традиционное и харизматическое лидерства сходят с исторической сцены.

Замечание было по стилю управления. Опять же это материал Теории управления.

Самая простая  классификация –  классификация Курта  Левина. Он выделял  авторитарный, либеральный  и демократический  стиль управления. Какой именно из этих стилей и почему?

Стиль руководства  – совокупность постоянно  применяемых форм и методов руководства.

Выделяют 3 стиля  управления

- авторитарный - централизация власти, единоначалие в принятии решений, ограниченные контакты с подчинёнными.

-демократический - коллегиальное решение вопросов, хорошая реакция на критику, доверие к членам коллектива, делегирование полномочий, систематическая информация подчинённых о состоянии дел.

-либеральный - невмешательство в деятельность коллектива, полная свобода и возможность творчества, безынициативность руководителя, низкая результативность.

Узкая специализация труда  влечет за собой особенность  контроля, особенности  структурного управления – это и есть авторитарный стиль управления.

Вебер определяет харизму  следующим образом: «авторитет внеобыденного  дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у каждого человека: откровений, героизма и др., - харизматическое господство, как его осуществляет пророк, или - в области политики - избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь». Последователи харизматического лидера без принуждения, с готовностью и энтузиазмом подчиняются его авторитарному лидерству. Харизматический лидер призывает к свершениям, чему-то новому, необычному.

Вебер, в соответствии с традицией классической школы, считал, что лидерство определяется наличием у члена организации особых качеств, которые с большей или меньшей определенностью можно считать «харизматическими». Хотя он и не дает полного развернутого списка качеств лидера, обеспечивающих ему «харизматические» черты, из контекста его работ следует, что к этим чертам можно отнести волю, решительность, ясность целей, навыки руководства, умение «зажечь» людей, разбудить энтузиазм последователей и с упорством и настойчивостью, опираясь на последователей, манипулируя ими, добиваться целей.

Информация о работе Понятие организации