Постановка проблем в философии. Проблемы бытия, материи, сознания, познания и истины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

Смысл Б. как существования констатируется обычно в простом высказывании человека, субъекта1 познания в формуле “Я есть”. В обыденном сознании существование меня и других, а также актуального мира – всегда в центре внимания каждого человека. И в этом смысле понятию Б. будут тождественны такие понятия как иметься, есть, быть, находиться, присутствовать, жить. Это и жизнь и житие, начало (жизни), расцвет (жизни), смерть, гибель, конец (жизни), проживание, сопереживание, быт, “со-бытие”, существование и сосуществование.

Содержание

Бытия……………………………………………………………………3
Материи……………………………………………………………....…6
Сознания………………………………………………………………...9
Познания……………………………………………………………….12
Истины………………………………………………………………....14

Литература………………………………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат олеся.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

В гносеологии требование указать, каков мир сам по себе, вне наших ощущений, по сути означает претензию на некую абсолютную26 систему отсчета. Но таковых нет и здесь. Мир может быть представлен, описан только с позиций какой-то конкретной системы отсчета (человеческой, животной, внеземных цивилизаций и пр.). Все они будут, естественно, разными. Но это не означает, что одна из них (человеческая) правильная, а другие — нет. Ведь это было бы равносильно утверждению, что русский, допустим, язык правильно описывает реальность, а английский — нет. Поэтому невозможность представить себе мир вне наших ощущений вовсе не есть свидетельство его непознаваемости.

Важнейшей характеристикой истины является ее объектность, т.е. независимость от познающего субъекта. Ведь содержание истины определяется объектом познания, которому она должна соответствовать. Знание о движении Земли вокруг Солнца содержательно определяется объектом познания (взаимодействием Земли и Солнца), а не субъектом (человеком). Все это достаточно очевидно, но неполно. Ибо истина есть все-таки знание, а знание, в свою очередь, представляет собой форму субъективной деятельности, принадлежит субъекту (человеку). Но можно ли принадлежать субъекту и быть при этом от него совершенно независимым? Разумеется, нет. Значит, любая истина еще и субъективна, т.е. зависит от познающего субъекта. Объективная и субъективная — это не две разные истины, а одна единая истина, обладающая двумя противоположными характеристиками, которые слиты, спаяны воедино в любом знании, в том числе и в научных теориях. Субъективность истины не означает ее искаженности, деформированности, произвольности и т.п. Эта характеристика указывает лишь на то, что системой отсчета является человек с его специфическими особенностями.

Но раз все системы отсчета  равноправны, а количество их не поддается  исчислению, значит, любое человеческое знание всегда было и будет неполным, неокончательным, ибо принципиально невозможно учесть одновременно все системы отсчета. Поэтому любая истина (имеется в виду достаточно богатая содержательно система знания) всегда относительна, т.е. неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия  бытия (онтология) // Философия, изд. 3-е. Москва, 2004.

Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Борзенков  В.Г. и др. Введение в философию. //Учебное пособие для вузов,  изд. Республика, 2002

Л. А. Микешина. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного  знания // Канон+РООИ "Реабилитация", 2009

Онтология // Краткая философская  энциклопедия. М.: Прогресс, 1994

Коршунов А.М. Теория отражения и современная наука. М., 1957

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. Собр. соч., т.18. М., 1973

Маркс К и Энгельс Ф. Соч., т. 20. М., 1961

Огурцов А.П. Бытие // Философский энциклопедический  словарь. М., 1983

Разумовский О.С. Время: иллюзия или реальность? // Полигнозис, 1998

О.Г.Данильян, В.М. Тараненко, Философия // Учебник, изд. Эксмо 2007

1 Субъект — тот (или то), кто (или что) познает, мыслит и действует.

2 Саморефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого , на свое знание или на свое собственное состояние.

3 Когнитивные науки – науки о познании — приобретении, хранении, преобразовании и использовании знания.

4 Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их взаимосвязь.

5 Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.

6 Иррациональность (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) - не- и внеразумность; бессознательность; неподвластность разуму.

7 Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — раздел философии, изучающий бытие.

8 Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «знание» и λόγος — «учение, наука»); эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη, «знание» и λόγος — «слово, учение») — теория познания, раздел философии.

9 Фундаментали́зм (от лат. Fundamentum — основание) — общее наименование крайне консервативных религиозных течений. Основными его идеологическими положениями является необходимость строгого следования предписаниям, установленным в религиозных священных книгах.

10 Приверженцы гилозоизма предполагали наличие ощущений также и у неживых предметов.

11 Идеализм - философская ориентация, в противоположность материализму рассматривающая сознание, дух как первичное по отношению к материи.

12 Дискретность - Нечто, состоящее из отдельных частей, прерывистость, дробность.

13 Дуальность — разделение на противоположности, поляризация, придание взаимоисключающих свойств.

14 Ло́гос (греч. λόγος) — термин философии, означающий «слово».

15 Ква́рк — фундаментальная частица в физике элементарных частиц, обладающая электрическим зарядом, кратным e/3, и не наблюдающаяся в свободном состоянии.

16 Глюо́ны (англ. glue — клей) — элементарные частицы, являющиеся причиной взаимодействия кварков.

17 Био́та (от греч. biote — жизнь) — совокупность видов растений, животных и микроорганизмов, объединенных общей областью распространения.

18 Пример дискретности статичной системы Вселенная: существуют ее высший уровень (космос, или макромир), наш уровень, в котором мы живем (мезомир), и уровень элементарных частиц (микромир).

19 Индивид - отдельный представитель социальной группы, общества, народа. Человек с момента рождения — индивид, индивид — это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчёркивает зависимость человека от общества.

20 Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.

21 Диалектика - по Сократу - искусство вести беседу, направленное на взаимное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений.

22 Реа́льность (от лат. realis — вещественный, действительный) — истинная форма существования материи, которая является таковой, вне зависимости от её восприятия.

23 Диалектическая философия — в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах правильных рассуждений, как и в формальной логике, только с учётом действия законов диалектики.

24 Постулат — утверждение (факт), принимаемое истинным без доказательства.

25 Хрестома́тия — это учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

26 Абсолют или абсолютное (лат. absolutus — безусловный) — безотносительное, безусловное; взятое вне связи, вне сравнения с чем-либо; совершенное, полное.

 


Информация о работе Постановка проблем в философии. Проблемы бытия, материи, сознания, познания и истины