Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:42, лекция
Каждая из функций менеджмента имеет огромное значение для управления организацией, но основополагающей является планирование. Именно из планирования «проистекают» все остальные функции, в то же время планирование – самая противоречивая, неоднозначная управленческая функция. Она не позволяет внести ясность в неопределенность будущего или приручить внешнюю среду, тем не менее, дает возможность снизить фактор случайности и придает деятельности целенаправленный характер.
5.1. Целеполагание в организации и типы планирования
5.2. Стратегическое планирование в деятельности фирмы
5.3. Типы эталонных стратегий
5.4. Текущее планирование в организации
Соотносимость с конкретным сроком (time-bounded) предполагает постановку целей с указанием срока ее реализации. Если цель стратегическая и достигается через 2-3 года, целесообразно определить этапы движения к ней ( в первый год – 100 млн.руб, во второй – 127 млн. руб., в третий – 135 млн. руб.).
Еще одни важные критерии целей:
Возможные направления целей:
5.2. Стратегическое планирование в организации
Основой современного планирования сегодня является разработка стратегии, концепция стратегического менеджмента, к концу 70-х годов получившая популярность в мировой практике. Его предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес стал применять еще в 50-х годах. Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед, оно дало возможность фирме расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами. В конце 60-х годов на смену долгосрочному планированию приходит стратегическое планирование.
В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным, пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы.
В настоящее время стратегическое
планирование заняло свое место в
ряду функций менеджмента. Во многом
оно приобрело новое
Стратегия в переводе с греческого означает «искусство генерала». Это всесторонний комплексный план, последовательность шагов для осуществления целей организации. Процесс стратегического планирования включает в себя следующие этапы (рис. 13):
Миссия и
цели
Анализ внешней
организации
Оценка
стратегии
Рис. 13. Процесс стратегического планирования
Определение миссии и целей организации является начальным этапом разработки стратегии. Для того, чтобы стратегия была успешной, необходимо провести анализ внешней и внутренней среды.
Анализ внешней и внутренней среды
Ключевой момент в стратегическом планировании – это анализ внешней среды, т.е. оценка информации о внешнем окружении организации, направленная на обнаружение угроз и возможностей. Для того, чтобы сформулировать стратегию фирмы с помощью сбора и анализа информации о тенденциях развития факторов макро- и микросреды необходимо определить, каковы перспективы развития отрасли и экономики в регионе и в целом в стране, каковы правовые аспекты деятельности организации и возможны ли изменения, каковы технологические новшества в отрасли, кто являются основными конкурентами, в чем их преимущества и недостатки, как это использовать для придания собственных конкурентных преимуществ, кто являются поставщиками и потребителями продукции, каковы их запросы, поведение, вкусы, привычки, отношение к вашей продукции, какова демографическая ситуация и т.д. Для изучения внешней среды в организации должна быть создана система регулярных наблюдений, которая может осуществляться маркетинговыми, плановыми службами, комитетом по стратегическому планированию путем применения следующих способов:
Для анализа и прогноза развития макросреды используются разные методы: SТЕР -анализ (таблица 7), прогнозирование отдельных тенденций и событий, сценарный анализ, имитационное моделирование, факторный анализ, экспертный анализ.
Таблица 7
SТЕР-анализ
Факторы макросреды |
Характер влияния | |
Социокультурный фактор |
+ |
- |
Демографическая структура населения; стиль жизни, обычаи, привычки; социальная мобильность населения; активность потребителей |
||
Технологический фактор |
||
Затраты на НИОКР из различных источников; защита интеллектуальной собственности; государственная политика в области НТП; новые продукты (скорость обновления, источники идей) |
||
Эколого-экономический фактор |
||
Тенденции валового национального продукта; стадия делового цикла; процентная ставка и курс национальной валюты; количество денег в обращении; уровень инфляции, безработицы, контроль над ценами и заработной платой; цены на энергоресурсы; инвестиционная политика |
||
Политико-правовой фактор |
||
Правительственная стабильность;
налоговое законодательство и политика
в этой сфере; антимонопольное |
Необходимость анализа потребителей лежит в основе маркетинговой концепции деятельности организации. Он позволяет узнать, какая продукция пользуется большим спросом, на какой объем продаж рассчитывать, как расширить рынок сбыта. На основе маркетинговых исследований составляется профиль покупателя, который включает в себя следующие характеристики:
Анализ поставщиков основываетс
Поставщики материалов и комплектующих
изделий могут иметь
Анализ конкурентов является наиболее важным, т.к. знание сильных и слабых сторон конкурентов помогает выстроить свою стратегию конкурентной борьбы. Кроме конкурентов в отрасли и на конкретном рынке субъектами конкуренции являются также потенциальные конкуренты и фирмы, производящие замещающие продукты (товары- субституты). Важно создавать барьеры для вступления новых «пришельцев» на рынок, в качестве которых можно рассматривать:
Анализ внутренней среды иначе называется управленческим обследованием функциональных зон организации: маркетинга, финансов, производства, человеческих ресурсов, культуры фирмы. В результате обследования необходимо сформулировать сильные и слабые стороны организации. Сильные стороны – это позитивные внутренние характеристики организации, которые могут быть использованы для достижения стратегических целей. Под слабыми сторонами обычно понимаются негативные характеристики, ограничивающие ее деятельность. Полученные данные позволяют менеджерам сопоставить сильные и слабые стороны компании с достоинствами и недостатками конкурентов (табл.8).
Таблица 8
Перечень возможных сильных и слабых сторон организации
Менеджмент организации Качество управления Качество персонала Степень централизации управления Организационная структура Системы планирования, информации и контроля |
Финансы Норма прибыли Соотношение собственных и заемных средств Объем запасов Норма возврата инвестиций Кредитоспособность |
Маркетинг Каналы распределения Доля рынка Эффективность рекламы Удовлетворение покупателей Качество продукции Уровень сервиса Текучесть кадров среди торговых работников |
Производство Расположение заводов Возраст оборудования СисГлава закупок Контроль над качеством Производительность/ |
Человеческие ресурсы Опыт и образование работников Отношения с профсоюзами Текучесть кадров Удовлетворение от труда Жалобы |
НИОКР Прикладные исследования Возможности лаборатории Программы исследований Разработка новых продуктов Разработка новых технологий |
Информация о работе Постановка целей и организационное планирование