Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:42, лекция
Каждая из функций менеджмента имеет огромное значение для управления организацией, но основополагающей является планирование. Именно из планирования «проистекают» все остальные функции, в то же время планирование – самая противоречивая, неоднозначная управленческая функция. Она не позволяет внести ясность в неопределенность будущего или приручить внешнюю среду, тем не менее, дает возможность снизить фактор случайности и придает деятельности целенаправленный характер.
5.1. Целеполагание в организации и типы планирования
5.2. Стратегическое планирование в деятельности фирмы
5.3. Типы эталонных стратегий
5.4. Текущее планирование в организации
В области маркетинга анализируется доля рынка, конкурентоспособность, разнообразие ассортимента, качество продукции и обслуживания клиентов, уровень цен, эффективность рекламы и продвижения товара.
Финансовый анализ необходим для выявления резервов повышения финансовой устойчивости предприятия, эффективности использования и движения денежных средств организации, создания инвестиционных возможностей, повышения прибыльности и ликвидности организации.
В области производства необходимо ответить на следующие вопросы:
В области человеческих ресурсов:
В области имиджа и культуры организации: Какова репутация организации по сравнению с другими, как ее улучшить?
Универсальным методом стратегического анализа является SWOT-анализ, где выявляются угрозы и возможности со стороны внешней среды и сильные и слабые стороны организации, на основе которых должна быть построена будущая стратегия организации (таблица 9).
Таблица 9
Матрица SWOT-анализа
Возможности O
|
Угрозы S | |
Сильные стороны T
|
Поле СИВ Стратегия |
Поле СИУ Стратегия |
Слабые стороны W
|
Поле СЛВ Стратегия |
Поле СЛУ Стратегия |
Разработка альтернативных вариантов, анализ и выбор стратегии
Менеджер и его команда по разработке стратегии, состоящая из ключевых руководителей и специалистов по финансам, маркетингу, производству, начинает поиск различных стратегий, которым может следовать фирма, чтобы извлечь максимальные выгоды из имеющихся возможностей, преодолеть слабые стороны организации и предотвратить угрозы со стороны внешней среды. Матрица SWOT-анализа позволяет сформировать стратегические альтернативы на основе сочетания квадрантов. На поле СИВ рассматривается альтернативная стратегия, основанная на использовании возможностей со стороны внешней среды и сильных сторон организации. На поле СИУ предусматривается стратегия, ориентированная на использование сильных сторон для предотвращения угроз со стороны внешних факторов. Поле СЛВ – сочетание возможностей, которые дает внешняя среда, и слабых сторон, требующих устранения. Наконец, поле СИУ – зона стратегии, направленной на устранение слабостей организации и угроз со стороны внешней среды или возможных действий компании в случае, если невозможно устранить слабые стороны фирмы и предотвратить угрозы.
Сначала нужно оценить нынешнюю стратегию организации, насколько она позволила достичь целей, которые были поставлены перед фирмой. Если обнаружено значительное несовпадение желаемого с результатами, то необходимо искать другие стратегические альтернативы. Они оцениваются по следующим критериям:
Реализация и оценка стратегии организации
После тщательного анализа, парного сравнения, оценки каждой из альтернатив, обсуждения путем голосования менеджеры выбирают новую стратегию организации, после чего начинается процесс ее реализации.
На основе общей стратегии организации разрабатываются стратегии структурных подразделений и функциональных областей. Функциональные стратегии включают в себя стратегию производства, финансовую, маркетинговую, кадровую, инновационную стратегии. Это значит, что стратегия должна быть переведена в каждодневную деятельность и конкретные действия структурных подразделений и каждого члена организации. Внедрение стратегии начинается с разработки краткосрочных планов на один год и меньше, в которых даны рекомендации для каждого подразделения компании. На этом этапе начинается оперативное или текущее планирование, осуществляемое средним и низовым уровнем управления.
Реализация стратегии
Степень и характер изменений обусловлены
направленностью новой
Оценка стратегии – последний этап стратегического планирования, где необходимо сравнить результаты работы с целями. Менеджеры должны постоянно контролировать процесс осуществления стратегии, особенно в ключевых сферах и на основных этапах. Это необходимо, чтобы оценить, двигается ли организация полным ходом по направлению к реализации долгосрочных целей или топчется на месте. В процессе контроля путем установления формальной системы контроля менеджер постоянно отвечает на вопросы:
Если выявились отклонения в
реализации стратегии, то производится
анализ причин отклонения и корректировка
стратегии. Причиной корректировки
и глобального изменения
Стратегия каждой фирмы уникальна и зависит от специфики деятельности, ресурсных возможностей, от конкретной ситуации на рынке. Однако существуют некоторые общие подходы к формулировке стратегий, их общая типология (таблица 10).
Таблица 10
Типы стратегий
Признак |
Типы стратегий |
Уровень применения |
Общая (корпоративная) стратегия, стратегии бизнес-единиц, функциональные стратегии (рис.15) |
Функция |
Стратегия сбыта, продуктовая стратегия, стратегия исследований и разработок, финансовая стратегия, кадровая стратегия |
Уровень целей |
Стратегия роста, стратегия стабилизации, стратегия сокращения, стратегия сочетаний |
Характер интеграции и диверсификации |
Стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия прямой вертикальной интеграции, стратегия горизонтальной интеграции |
Продукты/ рынки |
Стратегия концентрации, стратегия развития рынка, стратегия развития товара, стратегия диверсификации |
Конкурентная среда |
Стратегия руководства общими издержками, дифференцированная стратегия, стратегия фокусирования |
Стратегии диверсифицированного роста |
стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации, стратегия конгломератной диверсификации |
Существует несколько
уровней разработки стратегии (рис.14).
В зависимости от уровня применения
стратегии, единицы планирования и
размера фирмы выделяют общую
стратегию организации (корпоративную),
стратегии хозяйствующих
Рис.14. Типы стратегий в зависимости от уровня
В зависимости от характера постановки целей различают следующие виды стратегий:
В зависимости от типа товара и вида рынка возможны следующие пути стратегического развития фирмы по матрице Ансоффа (рис. 15):
ТОВАРЫ
Стратегия концент-
Старые
рации «Улучшай то,
что уже делаешь»
Новые
Стратегия
разработки
новых товаров
Рынки Старые
Рис. 15. Матрица возможностей по товарам и рынкам (по Ансоффу)
Стратегия диверсификации дважды направлена на реализацию новых товаров на новом рынке. Она трудно реализуема и рискованна из-за отсутствия опыта реализации нового товара и требует мобилизации значительных ресурсов для создания новых каналов распределения.
В зависимости от конкурентной среды Майкл Портер, профессор экономики Гарвардского университета, предложил три типа генетической стратегии:
Информация о работе Постановка целей и организационное планирование