Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 07:43, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение практики организации управления муниципальной собственностью на примере Владивостокского городского округа.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с понятием и составом имущественной базы муниципалитета;
- рассмотреть особенности управления имущественной базой в муниципалитетах;
- рассмотреть цели, задачи и функции Управления муниципальной собственности города Владивостока;
- изучить способы управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока.
Объектом исследования в курсовой работе является муниципальная собственность Владивостокского городского округа.
Предмет исследования – практика организации управления муниципальной собственностью Владивостокского городского округа.
Введение 3
1 Имущественная база муниципалитета как основа муниципального хозяйства 5
1.1 Понятие и состав имущественной базы муниципалитета 5
1.2 Особенности управления имущественной базой в муниципалитетах 13
2 Практика организации управления муниципальной собственностью во Владивостокском городском округе 24
2.1 Цели, задачи и функции Управления муниципальной собственности города Владивостока 24
2.2 Способы управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока 27
Заключение 33
Список использованных источников 35
Вопросы имущественной базы муниципалитетов регулируются в Российской Федерации целой группой нормативных правовых актов. В частности, статьи 50 и 51 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают, что может находиться в собственности муниципальных образований, в том числе отдельно по каждой категории муниципалитетов, а также определяют особенности владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
Таким образом, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ
«Об общих принципах организаци
Глава муниципального образования вправе вносить в представительный орган муниципального образования программы, включающие в себя основные направления и приоритеты политики муниципального образования в сфере управления муниципальной собственностью на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период, а также направления деятельности органов местного самоуправления по ее реализации, утверждаемые в форме решений представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования (либо иное уполномоченное им должностное лицо местного самоуправления) принимает правовые акты, предусматривающие мероприятия, направленные на приращение муниципальной собственности, повышение эффективности управления муниципальной собственностью, в соответствии с федеральным законодательством, решениями представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования ежегодно одновременно с проектом местного бюджета на соответствующий год направляет в представительный орган муниципального образования планы развития муниципального сектора экономики муниципального образования. Местная администрация (либо уполномоченный орган местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью) обеспечивает разработку плана развития муниципального сектора экономики. Содержание плана развития муниципального сектора экономики определяется в соответствии с бюджетным законодательством.
Управление имущественной базой муниципалитета осуществляется в целях (рис. 2).
Эффективность управления
имущественной базой
Порядок определения
показателей эффективности
Рисунок 2 - Цели управления имущественной базой муниципалитетов
Местная администрация (либо уполномоченный орган местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью) при заключении трудовых договоров с руководителями муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений должна предусматривать обязанность по достижению показателей эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и выполнения муниципальных заданий муниципальными учреждениями, а также дисциплинарную и иную, предусмотренную федеральным законодательством, ответственность за их недостижение.
Учет муниципальной собственности осуществляется согласно положению о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Данное положение определяет порядок учета муниципальной собственности, приобретение и прекращение права собственности в отношении объектов муниципальной собственности, передачу их в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление, а также признание муниципальных жилых помещений непригодными для постоянного проживания и перехода их в нежилые [10, c.80].
Учет муниципальной собственности осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом путем ведения реестра объектов муниципальной собственности.
Основанием для включения в реестр или исключения из него являются:
- решения федеральных, региональных и территориальных органов государственной власти;
- решения органов местного самоуправления;
- решения суда, вступивших в законную силу;
- договоры купли-продажи, мены, дарения, иные сделки.
Права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (ОМСУ) (выборный представительный орган, выборный глава МСУ, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами МО, население непосредственно [11, c.15].
Однако и ГК РФ, и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом права муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества. Этот вывод подтверждает п. 2 ст. 212 ГК РФ, устанавливающий, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Наделение населением муниципального образования органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению права муниципальной собственности означает лишь перераспределение полномочий представителей одного и того же собственника – муниципального образования, но не передачу от него права собственности какому-либо другому лицу.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, а также от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Нормативную базу управления муниципальным имуществом составляют федеральные и региональные законы. По вопросам, отнесенным к полномочиям местного самоуправления, представительными органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (положения). Наиболее типичные из них приведены на рис. 3.
Рисунок 3 - Наиболее типичные муниципальные правовые
акты
по вопросам управления муниципальным
имуществом
Органы местного самоуправления обязаны вести учет наличия и изменения состава муниципального имущества. С этой целью ведется реестр муниципального имущества, представляющий собой информационную систему, построенную на единой для всей страны классификации, методологической основе и программной базе. Для организации учета и управления муниципальным имуществом в структуре местной администрации обычно создается комитет по управлению имуществом (Комитет) или иной орган.
Объекты недвижимости (здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения) и земля, находящиеся в муниципальной собственности, могут подвергаться купле-продаже, обмену, дарению, аренде. Жилые помещения могут предоставляться во временное пользование на определенный срок, подвергаться доверительному управлению.
Муниципальное имущество закрепляется на праве оперативного управления за органами местного самоуправления в целях обеспечения их полномочий на основании распоряжения главы муниципального образования (главы местной администрации).
Оформление передачи зданий, служебных помещений и другого недвижимого имущества во владение и пользование (в том числе в оперативное управление) органам местного самоуправления, учет переданного имущества осуществляет орган местной администрации по управлению муниципальным имуществом.
Запрещается нецелевое использование административных зданий, служебных помещений и другого недвижимого имущества, предназначенного для размещения органов местного самоуправления и их служб, передача их в хозяйственное ведение, оперативное управление, пользование, аренду иным юридическим и физическим лицам, а также совершение с ними иных сделок, влекущих отчуждение либо возможность отчуждения.
Муниципальное имущество может быть передано физическим и юридическим лицам в пользование за плату (аренда, субаренда). В аренду может сдаваться муниципальное имущество, закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, а также входящее в состав муниципальной казны в соответствии с действующим законодательством.
Арендодателем муниципального имущества от имени муниципального образования выступает орган местной администрации по управлению муниципальным имуществом. Арендодателем муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия, выступает само муниципальное предприятие.
Арендодателем по договорам
аренды движимого имущества муниципаль
Муниципальные нежилые помещения (здания, сооружения) могут быть предоставлены в аренду следующими способами:
1) в общем порядке,
то есть на основании
Срок аренды по данному основанию - до одного года;
2) по целевому назначению, то
есть предоставление
Срок аренды по данному основанию - до десяти лет;
3) заключение договора аренды путем проведения торгов (в форме аукциона или конкурса) на право аренды муниципальных помещений (зданий, сооружений).
Срок аренды - до пятнадцати лет.
Движимое имущество может быть предоставлено в аренду следующими способами:
1) в общем порядке, то есть на основании поступивших в орган местной администрации по управлению муниципальным имуществом заявлений, когда критериями отбора одновременно являются дата поступления заявления в орган местной администрации по управлению муниципальным имуществом и соответствие передаваемого в аренду имущества условиям, указанным в заявлении, а также наибольшее соответствие интересам муниципального образования деятельности, осуществляемой заявителем;