Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 07:43, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение практики организации управления муниципальной собственностью на примере Владивостокского городского округа.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с понятием и составом имущественной базы муниципалитета;
- рассмотреть особенности управления имущественной базой в муниципалитетах;
- рассмотреть цели, задачи и функции Управления муниципальной собственности города Владивостока;
- изучить способы управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока.
Объектом исследования в курсовой работе является муниципальная собственность Владивостокского городского округа.
Предмет исследования – практика организации управления муниципальной собственностью Владивостокского городского округа.
Введение 3
1 Имущественная база муниципалитета как основа муниципального хозяйства 5
1.1 Понятие и состав имущественной базы муниципалитета 5
1.2 Особенности управления имущественной базой в муниципалитетах 13
2 Практика организации управления муниципальной собственностью во Владивостокском городском округе 24
2.1 Цели, задачи и функции Управления муниципальной собственности города Владивостока 24
2.2 Способы управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока 27
Заключение 33
Список использованных источников 35
в) переданное безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;
г) исключенное из хозяйственного
ведения муниципальных унитарны
д) оставшееся после ликвидации
муниципальных унитарных
е) поступившее в муниципальную собственность по другим, не противоречащим законодательству основаниям.
Исключение имущества из состава муниципальной казны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, принятыми Думой, по следующим основаниям [15]:
- отчуждение имущества;
- списание имущества по причинам физического износа, сноса, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- передача имущества в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям, оперативное управление муниципальным казенным предприятиям и муниципальным учреждениям, а также в уставный капитал хозяйственных обществ;
- по решению суда.
Большая часть приватизируемых объектов во Владивостоке выставляются на открытые аукционы [16]. Часть помещений, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, продается в соответствии с федеральным законом № 159-ФЗ на льготных условиях, с учетом преимущественного права выкупа помещений.
Во временное пользование помещение во Владивостоке может любой предприниматель - в городе действует четко прописанный порядок сдачи в аренду муниципальных помещений, в частности, площади разыгрывают на открытых аукционах. Практика показывает: иногда конкуренция острая, а значит, и цена за лот взлетает до небес, но чаще всего арендовать помещение на пять лет можно на вполне щадящих условиях - по цене договора, близкой к начальной [17].
В аренду сдаются свободные помещения, которые находятся в муниципальной собственности. Они расположены в разных районах Владивостока, достаточно разные по площади и состоянию. Где-то - это цокольные помещения в жилых домах, требующие серьезного ремонта, где-то - вполне приличные по квадратам офисы или целые этажи зданий. А брать в аренду их могут предприниматели для своего бизнеса. Раньше ни по стране в целом, ни во Владивостоке такого четко прописанного порядка сдачи в аренду муниципальных помещений не было. Было лишь декларировано, что они сдавались по разрешению собственника. Ставки аренды долгие годы были низкими вопреки логике рыночного времени. Теперь у всех предпринимателей равные шансы - право аренды муниципальных помещений Владивостока выставляется на открытых аукционах. Нормативная база определена приказом Федеральной антимонопольной службы № 67 от 10 февраля 2010 года, а также Федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [18].
Первые аукционы прошли в мае 2010 года. С тех пор было организовано семь таких процедур, однако три из них не состоялись. Четыре прошли успешно. По закону торги признаются состоявшимися, если на них присутствуют не менее двух претендентов. Например, когда было выставлено два этажа офисного здания в хорошем состоянии в центре города, борьба развернулась нешуточная: начальная цена за право аренды была 1 млн. 600 тысяч рублей, на торгах она взлетела до 18 млн. Остальные аукционы прошли гораздо спокойнее, договоры на аренду заключены практически по начальной стоимости [17].
Цена на квадраты площади определяется независимой оценочной компанией. Ежемесячная цена арендной платы тоже очень разная и зависит от площади, места, состояния помещения. Для примера: ежемесячная арендная плата за 28 кв. метров на ул. Вострецова - 7 596 рублей в месяц, а цена контракта, сложившаяся в ходе аукциона, - 24,5 тысяч рублей [17].
Списки и цены помещений, выставленных на аукцион публикуются на официальном сайте администрации Владивостока и в газетах, когда подготовлены лоты и объявлены торги. Чтобы любой городской объект попал на аукцион, нужны определенные условия. Во Владивостоке действует так называемый заявительный порядок выставления права аренды на помещения. Он разработан и принят думой. Механизм таков: в городе есть список свободных помещений, он размещен на официальном сайте администрации. Как только некий предприниматель заинтересовался квадратами, решил сделать там офис, магазин или цех - он сразу подает заявку в управление муниципальной собственности администрации. Здесь готовят все необходимые документы, еще раз проверяют юридическую чистоту объекта, заказывают специализированной компании оценку - и выставляют на аукцион.
Есть помещения, которые никого не интересуют. Причин несколько. Во-первых, нередко это небольшие комнаты в подвалах или цоколе жилых домов, где еще и домовые коммуникации проходят - предприниматели не видят в таких коммерческой выгоды. Но даже если помещения расположены в хороших проходных местах, состояние их таково, что требуются вложения. Львиная доля муниципальных помещений уже продана за последние годы. В первую очередь уходили хорошие выгодные здания. А в «сухом остатке» у муниципалитета - менее интересное имущество. Но зато есть козырь перед коммерческой недвижимостью - корректирующий коэффициент, который действует на аренду муниципальных помещений для малого и среднего бизнеса.
Специалисты управления муниципальной собственности активно проводят инвентаризацию, приводят документы по помещениям в юридический порядок и также включают объекты в список.
Внедрение аукционов - это метод пополнения бюджета. Аукцион, как механизм справедливого распоряжения имуществом, инструмент борьбы с коррупцией: полная прозрачность, информация доступна в Интернете, претенденты участвуют на равных, подтасовать результаты невозможно. Ведется видеозапись всех аукционов, в любой момент можно просмотреть.
В соответствии с «Программой приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2012 год», к приватизации в 2012 г. было предложено 58 объектов.
36 из них - путем
проведения открытых аукционов
с открытой формой подачи
Представленные к приватизации
объекты – это нежилые помещени
Выкупленные помещения в основном используются как офисы, магазины. Необычным объектом для продажи стал дом с земельным участком по ул. Хивинская – он продан за 13 млн. 700 тыс. рублей [16].
Передача муниципального имущества в частные руки – процесс, выгодный как для городской казны, так и для бизнеса и экономического развития краевого центра в целом. Так, по итогам 2012 года городской бюджет пополнился от продажи имущества на 164 млн. 650 тыс. рублей (при годовом плане 143 млн. 604 тыс.).
Передача помещений в собственность содействует развитию предпринимательской деятельности на территории Владивостока, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, формированию круга эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие бизнеса. Развивается негосударственный сектор экономики, местное производство товаров и услуг [16].
В 2013 году процесс приватизации продолжается: 11 октября 2012 года принят муниципальный правовой акт «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2013 год», в программу включен 21 объект.
Таким образом, приватизация помещений – это также привлечение инвестиций для развития городской инфраструктуры. В результате продажи у городских помещений появляются рачительные хозяева, которые не только обеспечивают сохранность недвижимости, но и заставляют «квадраты» работать. В свою очередь, эффективно работающий бизнес – это налоговое пополнение бюджетов всех уровней, в том числе, муниципального,
Имущественная база муниципалитетов занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления.
Институт муниципальной собственности получил свое закрепление в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Конституции РФ 1993 г. (часть 2 статьи 8). Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.
В соответствии со ст. 49 федерального
закона «Об общих принципах организаци
Муниципальное имущество города Владивостока - движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности города Владивостока.
Управление и распоряжение муниципальным имуществом города Владивостока регулируется Положением Думы города Владивостока от 30 июля 2009 г. N 168-МПА «О способах управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока». Положение регулирует отношения, возникающие в связи с заключением договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества города Владивостока, вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями города Владивостока (при условии, что этим имуществом они могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено, за исключением случаев, если указанные права на это имущество предоставляются по другим основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Предоставление объектов в аренду, не закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляется только по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора аренды. Предоставление объектов в аренду, не закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляется как по инициативе уполномоченного органа, так и любого заинтересованного лица.
Передача объектов, входящих в состав муниципальной казны города Владивостока, и объектов, закрепленных на праве оперативного управления, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного органа. Передача объектов, закрепленных за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, осуществляется на основании решения руководителя предприятия, владеющего имуществом на праве хозяйственного ведения с согласия уполномоченного органа.
Объекты могут быть закреплены на праве оперативного управления за муниципальными казенными предприятиями и за муниципальными учреждениями, которые в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением закрепленных за ними объектов осуществляют права владения, пользования и распоряжения этими объектами в пределах, установленных действующим законодательством, уставом казенного предприятия или учреждения и договором о порядке использования объектов, закрепленных за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
Объекты могут быть закреплены на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием, которое владеет, пользуется и распоряжается этими объектами в пределах, установленных действующим законодательством, уставом предприятия и договором о порядке использования объектов, закрепленных за предприятием на праве хозяйственного ведения.
1. О местном самоуправлении в РСФСР : Закон РСФСР от 6 мая 1991 г. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].URL: http://www. consultant.ru/popular/edu.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].URL: http://www. consultant.ru/popular/edu.
3. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. - 2-е изд.,перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. 672 с.
4. Широков А. Н., Юркова С. Н. Методические рекомендации по формированию муниципального имущества и управлению муниципальным имуществом. М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2010. 288 с.
5. Сборник модельных муниципальных правовых актов / Е. А. Абрамова, Е. Л. Бузмаков, Н. Н. Боборыкина, А. А. Вяткин, Т. Н. Деркач, С. В. Зубарев, Б. В. Ларин, В.Н. Лисица, С. С. Мельникова, И. А. Нестеренко, Е. Л. Нечаева, М. Н. Ноздрюхин, Е. А. Сазонов, Д. Э. Сафиуллин, Н. С. Сидорина, Ю. В. Филимонов. Новосибирск, 2008. 512 с.
6. О защите прав потребителей : Закон РФ от 07 февраля 1992 № 2300 – 1. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].URL: http://www. consultant.ru/popular/edu.
7. О гражданской обороне : Федеральный закон от 12 февраля 1998 № 28 – ФЗ. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].URL: http://www. consultant.ru/popular/edu.
8. Нифанов А. Н. Муниципальное имущество: правовое регулирование. Белгород : ИРПиЗ, 2009. 30 с.
9. Попов Ю.Е., Рыбаков В.А., Соловьев В.Н., Шуман А.В. Право муниципальной собственности: Монография. - «Юрист. – 2009.// СПС «Консультант+».