Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:32, курсовая работа
Предметом исследования являются методы нематериального стимулирования персонала.
Целью исследования курсовой работы является изучение приемов, методов, технологий нематериальной мотивации.
Задачи исследования:
Изучить приемы, методы, технологии мотивации труда в повышении эффективности деятельности предприятия.
Рассмотреть опыт нематериального стимулирования к труду и существующие проблемы мотивации в России.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Значение и методы нематериальной мотивации.
Анализ понятия «мотивация»……………………………………5
Значение нематериальной мотивации в организации…………9
Нематериальные методы мотивации персонала………………12
Глава 2. Практика применения нематериальной мотивации в современных условиях…………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы………
Таким образом, цели нематериальной мотивации носят прежде всего стратегический характер, они направлены на долгосрочную перспективу, а не одномоментное поощрение отдельного достижения отдельно взятого сотрудника.15
Так какие же существуют методы нематериальной мотивации? И как их применяют на практике? Об этом поговорим в следующем пункте.
1.3. Нематериальные методы мотивации персонала
Мы часто сталкиваемся с желанием
руководителей и владельцев бизнеса
внедрить систему нематериальной мотивации,
чтобы иметь возможность
«Как награждаешь, так и получаешь». Кто сказал это первым? Возможно, гунн Аттила, когда одаривал самых храбрых воинов лучшими трофеями из награбленного в сражениях добра. А может, надсмотрщик при строительстве первых пирамид, который понял, что если хорошо накормить раба за добросовестную работу, то на следующий день он будет трудиться с полной отдачей. Но кто бы ни был автором этого высказывания, в современном мире бизнеса это – аксиома.17
Системы мотивирования персонала могут быть очень эффективными, чтобы побудить сотрудников к дополнительным усилиям, поэтому необходимо рассмотреть их подробнее. Существует три вида нематериальной мотивации:
Социальные стимулы связаны с потребностью работников в самоутверждении, с их стремлением занимать определенное общественное положение, с потребностями в определенном объеме власти. К ним относится:
- предложение сотрудникам такой работы, которая позволила бы им общаться;
- привлечение работников к участию в делах фирмы и предоставление им права голоса при решении ряда проблем социального характера;
- проведение с подчиненными периодических совещаний;
- известный бренд компании («Где ты работаешь? Ооооо!!!». Бесконечно приятно видеть уважение в глазах собеседника, когда ты говоришь о своем месте работы. Бренд компании – важный стимул для ее сотрудников);
- корпоративная культура (это набор элементов, призванных обеспечить мотивацию сотрудников без каких-либо дополнительных денежных выплат, создавая благоприятный микроклимат для работы. Одна из важнейших задач менеджера по корпоративной культуре – получение обратной связи от сотрудников. Если культура насаждается в одностороннем порядке и не получает поддержки работников, эффективность всех мероприятий сводится в конечном итоге к нулю);
- обучение (работодатель заинтересован в привлечении талантливых людей, профессионалов своего дела, а такие сотрудники, в свою очередь, всегда жаждут развития, личного и профессионального роста. Обучая работников, повышая их компетентность, компания решает две задачи: получает более профессиональных специалистов и повышает привязанность сотрудников. Обучение – стимул и для молодых специалистов, и для опытных);
- хорошие условия работы (опрос Службы исследований HeadHunter18 показал, что 90 % респондентов видят прямую связь между удобством рабочего места и эффективностью своей работы. В комфортных условиях улучшается самочувствие и качественнее выполняются рабочие задачи, повышается настроение и концентрация на решении профессиональных задач. Треть респондентов также отметили, что комфортные условия труда свидетельствуют о заботе руководства о работниках. Иногда для улучшения условий труда требуется всего несколько шагов: поставить кондиционер, сделать удобные стеллажи для хранения документов, предусмотреть стол, за которым сотрудники могли бы выпить чаю в обеденный перерыв, или даже просто купить новые более удобные компьютерные мыши);
- вовлеченность (отношение сотрудника к компании, ее руководству, обязанностям и условиям труда, при котором он проявляет неподдельный интерес к успехам компании и стремится выполнять свои обязанности, превосходя установленные стандарты. По данным исследований, чем больше вовлеченность и удовлетворенность сотрудников, тем ниже текучесть кадров, выше лояльность клиентов к продукту и выше прибыль и стоимость самой компании).19
Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть личным или публичным.20 К ним относятся:
- свободное время (день к отпуску, дополнительный выходной после авральной недели, свободный график работы, увеличенный обеденный перерыв, возможность приходить на полчаса позже или выполнять ряд задач дома – все это «бонусы», за которые сотрудники будут бороться. Время – единственное, чего нельзя купить ни за какие деньги);
- признание (есть люди, способные адекватно оценивать результаты своей работы, но большинству необходим взгляд со стороны, похвала, одобрение коллектива и руководителя. Формат таких поощрений компания и конкретный руководитель выбирают сами: переходящие кубки, награждение королевы офиса, доска почета, грамота, доверительное похлопывание по плечу. При выборе формата похвалы нужно учитывать возрастные особенности, например, можно обратиться к «Теории поколений». Согласно ее положениям, например, для более молодого поколения (так называемое «поколение Y», 1983-2003 года рождения) вознаграждение/похвала должны приходить сразу по выполнении задачи – ждать квартального отчета для них мучительно);
- организация культурно-массовых мероприятий, в том числе соревнований и конкурсов среди всех сотрудников, внутри отдела или только работников определенных должностей;
- особые привилегии, которые предоставляются при достижении определенного статуса в компании (например, проработав в компании полгода, сотрудник получает корпоративную мобильную связь, а через год — личный автотранспорт).
Психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Именно общение является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализоваться человеку, является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.21
В качестве меры стимулирования
можно также вспомнить
Наибольшая сложность нефинансовой мотивации заключается в отслеживании непосредственным руководителем подходящей именно этому сотруднику, к которому этот способ нематериальной мотивации будет применен.
Это проблема не исключает создания самой системы нефинансовой мотивации в организации. Рассмотрим основные правила создания системы нефинансовой или нематериальной мотивации.
Первое правило: «Используй
много разных способов»: Система
нематериальной мотивации должна быть
более избыточной и разнообразной,
чем материальная мотивация. Важно
мотивировать не только разнообразно,
но еще учитывать мотивационный
профиль «мотивируемого»
Второе правило: «Выбери подходящий момент» нематериальной мотивации: Нематериальную мотивацию не накопишь, не отложишь на завтрашний день, не обменяешь и не заберешь обратно. Вряд ли кто-то из сотрудников откажется получить в кассе «зарплатные» деньги, только лишь потому, что холодильник уже забит едой, и за квартиру заплачено. А нематериальная может легко «опоздать» или опередить текущие потребности.
Третье правило: «Будь
готов к неожиданным реакциям»
связано с редким использованием
и некоторой неготовностью
Парадокс нематериальной мотивации — за нее кто-то все равно заплатил, то есть она так же материальна, но ее финансовая сторона не так очевидна сотруднику, да иногда и самой организации.
Недооценка связана с ее «неочевидностью», и слабой проработкой самими HR менеджерами компаний. Менеджеры по персоналу зачастую так сильно заняты наймом и разработкой системы окладов и премий, у них нет собственного опыта по использованию систем нематериальной мотивации. В связи с этим подход большинства к нематериальной мотивации таков «Не буди лихо, пока сидит тихо».
Исследования современного состояния рынка труда России показывают, что для работников интеллектуального труда — например, для IT-специалистов — профессиональный рост и ощущение значимости своего труда имеют такой же или даже больший мотивирующий потенциал, чем денежное вознаграждение. 23Данные основные параметры самой работы, такие как:
Умение управлять этими
параметрами в большой степени
и означает умение мотивировать, то
есть умение мотивировать является тем
самым «рычагом», позволяющим поднимать
эффективность труда
Таким образом, мотивация – это очень важная составляющая в управлении персоналом. Правильно мотивировав сотрудника, можно направить его действия на достижение целей организации. Существует множество методов нематериальной мотивации: социальные, моральные и психологические, но каждый из них носит долгосрочный характер и обеспечивает лояльность потребителей и сотрудников к организации. Но каким образом нематериальная мотивация применяется на практике? Об этом в следующей главе.
Глава 2. Практика применения нематериальной мотивации в современных условиях
Каждый руководитель должен постоянно использовать методы нематериальной мотивации своего персонала, особенно в тех случаях, когда ему необходимо получить какой-то сверхрезультат работы или, например, качественно реализовать важный проект.
Эффект нематериальной
мотивации может сделать
По его мнению, в России часто путают понятия материальной и нематериальной мотивации. «У нас принято считать, что есть некая переменная часть зарплаты, и с помощью KPI определяется ее начисление. На мой взгляд, это плохо работает на российской почве». Ридигер считает, что в банке самое главное – правильно построенная корпоративная культура, она является основным нематериальным мотиватором.
С точки зрения сотрудников, должно быть ощущение «компании мечты». Причем если говорить в традиционном понимании, то в разных подразделениях корпоративная культура в крупных компаниях разная.
А мечта формируется из каких-то других вещей, которые с материальным стимулированием не связаны.
Информация о работе Практика применения нематериальной мотивации в современных условиях