Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа
Целью работы является изучение методов анализа внешней среды посредством методов стратегического планирования, анализ современного состояния и разработка направления совершенствования внешней среды организации, на примере ОАО «Гомельстекло».
Объектом исследования являются тенденции внешней среды, развитие и изменение ее факторов.
В процессе исследования были поставлены задачи:
- теоретическое описание внешней среды, изучение факторов микро- и макросреды;
- характеристика исследуемой организации;
- анализ внутренней и внешней среды, SWOT-анализ организации;
Введение 3
1. Теоретические аспекты внешней среды предприятия 5
1.1. Понятие и основные факторы внешней среды предприятия 5
1.2. Методы анализа внешней среды предприятия 15
2. Характеристика внешней среды ОАО "Гомельстекло" 24
2.1. Анализ технико-экономических показателей ОАО "Гомельстекло" 24
2.2. Анализ микросреды деятельности ОАО "Гомельстекло" 29
2.3. Анализ основных факторов макросреды ОАО "Гомельстекло" 43
3. Предложения по совершенствованию деятельности ОАО "Гомельстекло" на основе влияния факторов макросреды 47
3.1. Снижение ОАО Гомельстекло отпускной цены на стекло марок М0-М1 до уровня цена М2 + 3% 47
3.2. Открытие нового торгового дома 51
3.3. Добавление новой ассортиментной позиции (стекло джамбо размеров) 54
Заключение 56
Список использованной литературы 61
Продолжение табл. 2.3
1 |
2 |
3 |
4 |
Большое количество постоянных потребителей |
Повышает уровень стабильности предприятия за счет хорошо налаженных связей и отношений с потребителями Возможность построения долгосрочных партнерских отношений |
Возможность предоставления
преференций потребителям, постоянно
приобретающим продукцию в |
Возможность |
Большие трудности по обновлению оборудования |
Из-за уникальности основного оборудования для производства стекла и изготовления его единичными предприятиями оборудование трудно доступно |
При износе оборудования
необходимо заранее заказывать новое,
а при серьезной поломке |
Угроза |
Известность предприятия в СМИ |
О предприятии публикуются стать и не только в СМИ РБ, но и в прессе других республик (Россия, Украина) |
Большое количество публикаций повышает известность предприятия для потребителей и, следовательно, увеличивает количество потенциальных клиентов. Предприятие каждый год тратит на рекламные мероприятия около 15 млн.руб. в год, что способствует увеличению объемов продаж, сохранению старых, а также привлечению новых клиентов и, следовательно, увеличению прибыли от деятельности предприятия. |
Возможность |
Примечание. Источник: собственная разработка
Далее проведем анализ каждого элемента внешней среды по отдельности.
Месторасположение бизнеса само по себе является важной составляющей имиджа предприятия. При этом важно как месторасположения главного офиса предприятия, так и расположении его торговых домов и представительств. Как известно, наличие торгового дома повышает известность продукции среди потребителей, является дополнительно и достаточно эффективной рекламой для предприятия, укрепляет занимаемые позиции на рыночном пространстве и формирует положительный имидж предприятия.
Стекло является промышленным товаром, следовательно, оно реализуется в основным крупным предприятиям. Для налаживания эффективных связей с ними наиболее эффективно распространять данный вид продукции через торговые дома, где происходит непосредственная встреча заказчиков с предприятиями-производителями и заключение контрактов. На данный момент каждое предприятие, производящее стекло, имеет свои собственные торговые дома по всей территории распространения продукции.
Продукция ОАО «Гомельстекло», например, пользуется спросом во многих регионах, однако торговые дома существуют далеко не в каждой стране.
У ОАО «Гомельстекло» на данный момент открыто 6 торговых домов в каждом областном центре Беларуси (ООО «Стекло-Опт» в г. Минске, ЧТУП «Гомельстекло» в г. Гомеле, ООО «Гомельстекло Витебск» в г. Витебске, ТУП «Гродненский ТД» в г. Гродно, ЧПТУП «ТД Стекло» в г. Могилеве, ЧУП «Берестье-стеклоопт» в г. Бресте) и 2 торговых дома в России и на Украине (ТД «РГБ» в г. Москве и ТД «УГБ» в г. Киеве).
Кроме реализации продукции по заключенным контрактам торговые дома самостоятельно занимаются распределением товара, а также в ряде случаев организовывают мероприятия по своему продвижению на территории региона, с которым они работают.
Рассмотрим реализацию продукции ОАО «Гомельстекло» через торговые дома (таблица 2.4).
Таблица 2.4. Реализация стекла через торговые дома
Наименование продукции |
Год |
Изменение, + / – |
Темп роста, % | |
2009 |
2010 | |||
Листовое |
42303585 |
92547203 |
50243617,66 |
218,8% |
Пеностекло |
301661 |
753164,4 |
451503,407 |
249,7% |
Закаленное |
13361 |
26518,03 |
13157,026 |
198,5% |
Мебельное |
50764 |
5956,217 |
-44807,783 |
- |
Стеклотара |
127772 |
11438,74 |
-116333,261 |
- |
Стекло с мет.покрытием |
140970 |
152502 |
11531,959 |
108,2% |
Примечание. Источник: собственная разработка
Из таблицы 2.4 видно, что объемы продаж через торговые дома за последний год значительно увеличились по всем видам продукции, кроме мебельного стекла и стеклотары. Это говорит об эффективности продаж через торговые дома и возрастании спроса на продукцию предприятия в каждом регионе распределения.
Если говорить об эффективности реализации продукции предприятием через торговые дома, то в 2009 году через торговые дома было реализовано 35,5% от общего объема продаж. В 2010 году эта цифра составила 63,2%.
Все этого говорит
об активной политике предприятия в
области распространения
Рассмотрим реализацию продукции по странам.
Таблица 2.5. Структура реализации продукции ОАО «Гомельстекло» на экспорт, тыс. долл. США
Регионы |
2009 |
2010 |
Темп роста |
Отклонение по доле | ||
Тыс.долл. США |
Доля, % |
Тыс.долл. США |
Доля, % | |||
Грузия |
159 |
0,99 |
- |
- |
- |
- |
Казахстан |
362,1 |
2,25 |
- |
- |
- |
- |
Молдова |
514,3 |
3,20 |
343,5 |
1,87 |
66,8 |
-1,33 |
Россия |
10301,3 |
64,00 |
13636,9 |
74,09 |
132,4 |
10,10 |
Украина |
4760,2 |
29,57 |
4425,3 |
24,04 |
93,0 |
-5,53 |
Итого СНГ |
16096,9 |
72,74 |
18405,7 |
71,96 |
114,3 |
-0,78 |
Австрия |
- |
- |
16,45976 |
0,06 |
- |
- |
Бельгия |
25,8 |
0,43 |
- |
- |
- |
- |
Болгария |
7,1 |
0,12 |
770,8 |
10,75 |
10856 |
10,63 |
Германия |
1086,7 |
18,01 |
1188,1 |
16,56 |
109,3 |
-1,45 |
Латвия |
561,8 |
9,31 |
642,3 |
8,95 |
114,3 |
-0,36 |
Литва |
3210,5 |
53,21 |
3287,4 |
45,83 |
102,4 |
-7,38 |
Нидерланды |
175,2 |
2,90 |
8,7 |
0,12 |
5,0 |
-2,78 |
Польша |
821,8 |
13,62 |
972,4 |
13,56 |
118,3 |
-0,07 |
Румыния |
139,7 |
2,32 |
12,7 |
0,18 |
9,1 |
-2,14 |
Словакия |
- |
- |
10,4 |
0,14 |
- |
- |
Финляндия |
13,5 |
0,22 |
188,5 |
2,63 |
1396,3 |
2,40 |
Чехия |
- |
- |
3,2 |
0,04 |
- |
- |
Чехия |
- |
- |
3,2 |
0,04 |
- |
- |
Швеция |
- |
- |
25,3 |
0,35 |
- |
- |
Эстония |
24 |
0,40 |
43,8 |
0,61 |
182,5 |
0,21 |
Итого ДЗ |
6033,2 |
27,26 |
7173,2 |
28,04 |
118,9 |
0,21 |
ВСЕГО НА ЭКСПОРТ |
22130,1 |
- |
25578,9 |
- |
115,6 |
- |
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 2.5, основная доля экспорта приходится на страны СНГ (71,96%), среди стран СНГ преобладает экспорт в Россию (74,09%), так же он с каждым годом растет. Что касается других стран СНГ, то в 2010 году экспорт в остальные страны снижается. Из постоянных покупателей в странах СНГ следует отметить Молдову, Россию и Украину. Экспортная деятельность с этими страна присутствует как в 2009, так и в 2010 году, что говорит о стабильно и необходимости развития в этом направлении. Так, например, в России и Украине у ОАО «Гомельстекло» есть свои торговые дома, а в Молдове такого торгового дома нет, что достаточно неудобно и тормозит развитие отношений и потребителями этой страны.
Что касается экспорта в дальнее зарубежье, то тут наибольшую долю занимает Литва (45,83%). Также относительно значимые доли занимают Германия (16,56%), Польша (13,56%), Болгария (10,75%) и Литва (8,95%).
Далее определим сильные и слабые стороны взаимодействия с потребителями.
Таблица 2.6. Возможности и угрозы со стороны потребителей
Возможности |
Угрозы |
Стабильность из-за большой доли заказов государства |
Высокая зависимость от поставщиков |
Отсутствие в некоторых стратегические важных регионах торговых домов |
Примечание. Источник: собственная разработка
Изучение конкурентной среды требует систематического наблюдения за главными конкурентами, не упуская из виду потенциальных конкурентов. Полученную информацию целесообразно накапливать в специальных банках данных. Анализ информации, ее интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовать общее положение.
Учитывая то, что ОАО «Гомельстекло» работает на рынке как стран СНГ, так и стран дальнего зарубежья, то следует провести анализ конкурентоспособности самого предприятия на двух этих рынках.
Конкуренция на рынке стекла складывается на основании 2-х основных факторов: качества и цены, причем качество имеет решающее значение.
Качество стекла формируется на стадии производства и при условии использования перспективных разработок, в частности, ФЛОАТ - процесса. Так как именно это стекло после промышленной переработки является закаленным стеклом. Цена, как один из факторов конкуренции, на предприятии также является важным элементом успеха на рынке.
Проведем анализ
конкурентоспособности ОАО «
Основными конкурентами предприятия на рынке стран СНГ являются: ОАО «БЗС», ОАО «Саратовстройстекло» и ЗАО «Лисичанск».
Оценку конкурентоспособности проводим по десятибалльной шкале (10 – отлично, 1 – очень плохо). При оценке ориентируемся на характеристики конкурентов, следовательно, показатели ОАО «Гомельстекло» будут отличаться на рынке стране СНГ и на мировом рынке.
Таблица 2.7. Показатели конкурентоспособности ОАО «Гомельстекло» на рынке СНГ
Показатель |
ОАО «Гомель-стекло» |
ОАО «БЗС» |
ОАО «Саратов-стройстекло» |
ЗАО «Лисичанск» |
1.Цена |
9 |
8 |
7 |
8 |
2.Качество продукции |
8 |
7 |
6 |
9 |
3.Ассортимент продукции |
9 |
8 |
8 |
8 |
4.Доля стекла марок М0 и М1 |
8 |
7 |
6 |
9 |
5.Объем производства |
9 |
8 |
8 |
8 |
6.Каналы сбыта |
9 |
8 |
7 |
9 |
7.Репутация у потребителей |
9 |
8 |
7 |
9 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Далее проведем анализ исходя из значимости критериев. Для потребителей стран СНГ основным критерием выбора стекла является цена, затем учитывается репутация у потребителей и качество, остальные показатели менее значимы.
Таблица 2.8. Расчет конкурентоспособности ОАО «Гомельстекло» на рынке СНГ
Показатель |
Важность |
ОАО «Гомель-стекло» |
ОАО «БЗС» |
ОАО «Саратов-стройстекло» |
ЗАО «Лисичанск» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Цена |
10 |
90 |
80 |
70 |
80 |
2.Качество продукции |
8 |
64 |
56 |
48 |
72 |
3.Ассортимент продукции |
6 |
54 |
48 |
48 |
48 |
4.Доля стекла марок М0 и М1 |
7 |
56 |
49 |
42 |
63 |
5.Объем производства |
6 |
54 |
48 |
48 |
48 |
6.Каналы сбыта |
7 |
63 |
56 |
49 |
63 |
7.Репутация у потребителей |
10 |
90 |
80 |
70 |
90 |
Сумма |
- |
471 |
417 |
375 |
464 |