Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа
Целью работы является изучение методов анализа внешней среды посредством методов стратегического планирования, анализ современного состояния и разработка направления совершенствования внешней среды организации, на примере ОАО «Гомельстекло».
Объектом исследования являются тенденции внешней среды, развитие и изменение ее факторов.
В процессе исследования были поставлены задачи:
- теоретическое описание внешней среды, изучение факторов микро- и макросреды;
- характеристика исследуемой организации;
- анализ внутренней и внешней среды, SWOT-анализ организации;
Введение 3
1. Теоретические аспекты внешней среды предприятия 5
1.1. Понятие и основные факторы внешней среды предприятия 5
1.2. Методы анализа внешней среды предприятия 15
2. Характеристика внешней среды ОАО "Гомельстекло" 24
2.1. Анализ технико-экономических показателей ОАО "Гомельстекло" 24
2.2. Анализ микросреды деятельности ОАО "Гомельстекло" 29
2.3. Анализ основных факторов макросреды ОАО "Гомельстекло" 43
3. Предложения по совершенствованию деятельности ОАО "Гомельстекло" на основе влияния факторов макросреды 47
3.1. Снижение ОАО Гомельстекло отпускной цены на стекло марок М0-М1 до уровня цена М2 + 3% 47
3.2. Открытие нового торгового дома 51
3.3. Добавление новой ассортиментной позиции (стекло джамбо размеров) 54
Заключение 56
Список использованной литературы 61
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно, ОАО «Гомельстекло» занимает лидирующую позицию среди предприятия стран СНГ. Практически одинаковый с ним показатель конкурентоспособности имеет ЗАО «Лисичанск». В последние предприятия данное предприятие развивается быстрыми темпами, постоянно совершенствует производство стеклf. Это грозит ОАО «Гомельстекло» потерей доли рынка в странах СНГ и появлением нового конкурента на мировом рынке. Следовательно, руководству предприятия следует немедленно проводить мероприятия по повышению качества продукции до мирового уровня, закреплению своих позиций на рынках стран СНГ и более широкому выходу на мировой рынок.
Что касается мирового рынка, то там у потребителей несколько другие критерии оценки стекла. Основными конкурентами ОАО «Гомельстекло» там являются Sekurit Saint-Gobain, TamGlass и Pilkington.
Рассмотрим
конкурентоспособность
Таблица 2.9. Показатели конкурентоспособности ОАО «Гомельстекло» на мировом рынке
Показатель |
ОАО «Гомель-стекло» |
Sekurit Saint-Gobain |
TamGlass |
Pilkington |
1.Цена |
10 |
8 |
8 |
7 |
2.Качество продукции |
6 |
8 |
9 |
10 |
3.Ассортимент продукции |
8 |
7 |
8 |
9 |
4.Доля стекла марок М0 и М1 |
6 |
8 |
9 |
9 |
5.Объем производства |
7 |
8 |
7 |
9 |
6.Каналы сбыта |
7 |
7 |
7 |
7 |
7.Репутация у потребителей |
7 |
8 |
9 |
9 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Далее проведем анализ исходя из значимости критериев. Для потребителей мирового рынка основным критерием выбора стекла является качество, т.е. учитывается доля марок М0 и М1. Также при выборе производителя потребители оценивают репутацию и каналы сбыта. Остальные показатели менее важны.
Таблица 2.10. Расчет конкурентоспособности ОАО «Гомельстекло» на мировом рынке
Показатель |
Важность |
ОАО «Гомель-стекло» |
Sekurit Saint-Gobain |
TamGlass |
Pilkington |
1.Цена |
6 |
60 |
48 |
48 |
42 |
2.Качество продукции |
10 |
60 |
80 |
90 |
100 |
3.Ассортимент продукции |
8 |
64 |
56 |
64 |
72 |
4.Доля стекла марок М0 и М1 |
9 |
54 |
72 |
81 |
81 |
5.Объем производства |
7 |
49 |
56 |
49 |
63 |
6.Каналы сбыта |
8 |
56 |
56 |
56 |
56 |
7.Репутация у потребителей |
9 |
63 |
72 |
81 |
81 |
Сумма |
- |
406 |
440 |
469 |
495 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 2.6 ОАО «Гомельстекло» проигрывает всем мировым конкурентам по итоговому показателю конкурентоспособности. Основными параметрами, по которым данное предприятие уступает мировым лидерам, являются качество и доля стекла марок М0 и М1. Для эффективной работы на мировой рынок данные показатели необходимо улучшать.
Таблица 2.11. Сравнительный анализ конкурентоспособности
Возможности |
Угрозы |
Предприятие находится на самом высоком уровне конкурентоспособности среди основных конкурентов в СНГ |
Большое количество конкурентов |
Самые низкие показатели конкурентоспособности на мировом рынке |
Примечание. Источник: собственная разработка
Отдел технического снабжения ОАО «Гомельстекло» следит за ценами на закупаемые материалы, поскольку рост цен на них ведет к повышению цен и на продукцию организации. Недостаток тех или иных материалов, забастовки и прочие события могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки товаров заказчикам. Как следствие, в краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта; в долгосрочном — подорвана репутация организации.
Проведём исследование для решения логической проблемы – выбора источника поставки.
Если организация заинтересована в краткосрочных отношениях с поставщиком, то ее, вероятно, не будут волновать характер и личные качества поставщика. В таких отношениях определяющим является цена и удобство, а не качество обслуживания. Более длительные отношения обычно накладывают на обе стороны большие обязательства и требуют большего взаимного внимания. Важным моментом во всех случаях является оценка поставщика с точки зрения предприятия. Несмотря на то, что трудно дать определение хорошего поставщика, существует несколько его характеристик, которые можно было бы рассматривать как желательные в отношениях покупатель - продавец. Приведённый ниже список нужно рассматривать только в качестве варианта. Хороший поставщик:
Одной из основных проблем в управлении закупками материальных ресурсов является выбор поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, а и, главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером организации в реализации его логистической стратегии.
Разнообразие и большое количество потенциальных поставщиков материальных потоков повышает актуальность проблемы выбора тех из них, которые смогли бы с наибольшим эффектом обеспечить надежность логистических процессов.
Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи. При этом могут быть использованы такие методы:
а) Поиск потенциальных поставщиков.
– объявление конкурса (тендера): проводится, если предусматривается закупить сырье, материалы, комплектующие на крупную денежную сумму или наладить долгосрочные связи между поставщиком или потребителем;
– изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;
– посещение выставок и ярмарок;
– переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
Вследствие комплексного поиска формируется перечень потенциальных поставщиков материальных ресурсов, по которому проводится дальнейшая работа.
б) Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется по специальным критериям, которые позволяют сделать выбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков и не ограничивается ценой и качеством поставляемой продукции. Кроме них, можно привести еще много существенных критериев выбора поставщика, которые могут быть не менее важными для предприятия.
Критерии оценки и выбора генераторов материальных потоков зависят от требований потребительской логистической системы и могут быть различными:
– надежность снабжения;
– отдаленность поставщика от потребителя;
– сроки выполнения заказов;
– периодичность поставок;
– условия оплаты;
– минимальный размер партии товара;
– возможность получения скидки;
– доля поставщика в покрытии затрат;
– полнота ассортимента;
– условия распределения рисков;
– наличие сервисного обслуживания;
– рекламная поддержка;
– репутация поставщика;
– финансовое состояние поставщика, его кредитоспособность и др.
Организация определяет для себя наиболее значимые критерии в зависимости от специфики своей деятельности.
В результате анализа
потенциальных поставщиков
составляется по каждому конкретному виду поставляемых материальных ресурсов.
Конкретные результаты по многим из приведенных позиций достигаются как компромисс в процессе переговоров и зависят от позиций поставщика и покупателя на рынке.
в) Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенно влияют результаты работы по уже заключенным договорам. Оценку поставщика нужно проводить не только на стадии поиска, а и в процессе работы с уже отобранными поставщиками.
Структуру поступления импорта на ОАО «Гомельстекло» представим в таблица 2.12.
Таблица 2.12. Структура поступления импорта продукции на ОАО «Гомельстекло», тыс. долл. США
Регионы |
2009 |
2010 |
Темп роста |
Отклонение по доле | ||
Тыс.долл. США |
Доля, % |
Тыс.долл. США |
Доля, % | |||
Россия |
5810,8 |
83,19 |
5037,8 |
72,19 |
86,7 |
-11,00 |
Украина |
1173,9 |
16,81 |
1940,6 |
27,81 |
165,3 |
11,00 |
Итого по СНГ |
6984,7 |
86,15 |
6978,4 |
80,85 |
99,9 |
-5,30 |
Германия |
1100 |
97,96 |
1414,5 |
85,55 |
128,6 |
-12,41 |
Италия |
0,5 |
0,04 |
4,1 |
0,25 |
820,0 |
0,21 |
Литва |
21,8 |
1,94 |
31,8 |
1,92 |
145,9 |
-0,02 |
Польша |
- |
- |
6,9 |
0,42 |
- |
- |
Финляндия |
- |
- |
4,6 |
0,28 |
- |
- |
Франция |
0,6 |
0,05 |
7,3 |
0,44 |
1216,7 |
0,39 |
Нидерланды |
- |
- |
184,2 |
11,14 |
- |
- |
Итого ДЗ |
1122,9 |
13,85 |
1653,4 |
19,15 |
147,2 |
5,30 |
ВСЕГО ИМПОРТА |
8107,6 |
- |
8631,8 |
- |
106,5 |
- |