Предложения по совершенствованию деятельности ОАО "Гомельстекло" на основе влияния факторов макросреды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение методов анализа внешней среды посредством методов стратегического планирования, анализ современного состояния и разработка направления совершенствования внешней среды организации, на примере ОАО «Гомельстекло».
Объектом исследования являются тенденции внешней среды, развитие и изменение ее факторов.
В процессе исследования были поставлены задачи:
- теоретическое описание внешней среды, изучение факторов микро- и макросреды;
- характеристика исследуемой организации;
- анализ внутренней и внешней среды, SWOT-анализ организации;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты внешней среды предприятия 5
1.1. Понятие и основные факторы внешней среды предприятия 5
1.2. Методы анализа внешней среды предприятия 15
2. Характеристика внешней среды ОАО "Гомельстекло" 24
2.1. Анализ технико-экономических показателей ОАО "Гомельстекло" 24
2.2. Анализ микросреды деятельности ОАО "Гомельстекло" 29
2.3. Анализ основных факторов макросреды ОАО "Гомельстекло" 43
3. Предложения по совершенствованию деятельности ОАО "Гомельстекло" на основе влияния факторов макросреды 47
3.1. Снижение ОАО Гомельстекло отпускной цены на стекло марок М0-М1 до уровня цена М2 + 3% 47
3.2. Открытие нового торгового дома 51
3.3. Добавление новой ассортиментной позиции (стекло джамбо размеров) 54
Заключение 56
Список использованной литературы 61

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Гомельстекло_оформленн_ая.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

В настоящий  момент по информации имеющейся у  отдела маркетинга ОАО «Гомельстекло» в Белоруссии работают 3 резных стола  для порезки стекла Джамбо размера, которое поступает в Беларусь без уплаты таможенной пошлины. По информации, полученной от ООО «Стекло – опт», относительно объемов реализации в адрес «Завода архитектурного стекла» до того момента, как они приобрели резной стол для Джамбо размера и консультаций со специалистами ОНТ ОАО «Гомельстекло» - стол для раскроя Джамбо размера в год может порезать около 120 тыс. м2 стекла. Два резных стола, находящихся в Минске режут в год ориентировочно по 100 тыс. м2 листового стекла. Резной стол в Витебске по информации ТД «Гомельстекло – Витебск» в настоящий момент не загружен на 100% и режет около 5 тыс. м2 стекла в месяц.

 

Таблица 3.6. Цены на стекло джампа размеров у предприятий-конкурентов

Предприятие

Цена  за 1 м.кв. (руб.)

Заводы  Беларуси

9400

ОАО «БЗС»

9240

ОАО «Саратовстройстекло»

9310


Примечание. Источник: собственная разработка

 

Из таблицы видно, что цены варьируют  от 9240 до 9400 тыс. руб. Следовательно, следует  проанализировать затраты ОАО «Гомельстекло» на внедрение в производство этого вида продукции, найти себестоимость и решить – выгодно ли производить стекла этого размера или нет.

Стоимость полуавтоматического  стола для резки стекла джампа размера стоит 3497135 руб. Предприятие  для работы закупает 3 резных стола.

Продолжительность работы стола составляет примерно 2 года. Т.е. ежегодные амортизационные отчисления составят:

 

3497135*3/2 = 5245703 руб.

 

Примем объемы производства стекла исходя из проведенных  на предприятии расчетов и загрузки на 85%: по 102 тыс.м.кв. стекла в год.

Амортизационные отчисления на 1 м.кв. стекла составят:

 

3497135*3/(102000*2) = 17 руб.

 

Таблица 3.7. Себестоимость и цена потребления стекла джампа размера

ОАО "Гомельстекло" для ТД

Амортизационные отчисления

Наценка ТД

Трансп. расходы 4%

НДС18%

Цена потребителя Гомельстекло

руб. РБ

руб.РБ

руб.РБ

руб.РБ

руб.РБ

руб.РБ

6604

17

993

265

1418

9297


Примечание. Источник: собственная разработка

 

Рентабельности  при такой себестоимости и  цене составит:

(9297-6604)/6604 = 40,8%

Т.е. при выше определенных объемах продаж прибыль предприятия в год составит:

9297*102000*0,408 = 386903952 руб.

 

Использование крупногабаритного стекла позволяет  максимально удовлетворять запросы  конкретного покупателя, а его  обработка с использованием числового  программного оборудования дает наивысший КПД и наименьшие потери материала. Покупатель экономит на этом стекле 15-20% средств, по сравнению со стеклом обычных размеров.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости  учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром.

Внешняя среда  в стратегическом планировании рассматривается  как совокупность двух подсистем: макроокружения и непосредственного окружения. Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как состояние экономики, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, научно- техническое и технологическое развитие общества.

Взаимосвязанность факторов внешней среды — это силы, с которыми одни факторы воздействуют на другие факторы. Так же как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Взаимосвязанность особенно значима для мирового рынка в связи с его глобализацией.

Непосредственное  окружение анализируется по следующим  основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты.

Основные факторы  маркосреды среды, воздействующие на поведение  организации, могут быть разделены на четыре крупные группы:

- политические  и правовые;

- экономические; 

- социальные  и культурные;

- технологические.

Система анализа  макроокружения дает необходимый эффект, если работа аналитиков, занимающихся изучением макроокружения, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые могут проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценить эту информацию с точки зрения угроз или дополнительных возможностей реализации стратегии организации.

 «Гомельстекло»  — это высокооснащенное, современное  предприятие, крупнейшее в Европе  по удельным показателям эффективности,  единственный производитель флоат-стекла  в Республике Беларусь. Особенность  этого производственного процесса  заключается в формировании ленты стекла на поверхности расплавленного олова. Годовые мощности составляют 18 млн. кв. м в год. Эта продукция пользуется огромным спросом как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.

Кроме основного  производства стекла полированного «Гомельстекло» производит обработку и изготовление широкого спектра изделий из стекла, таких, как безопасное закаленное стекло (устанавливается на все автомобили и трактора, производимые в Беларуси). Стекло обладает повышенной механической прочностью, термической стойкостью при перепаде температур, безопасностью при разрушении.

Наряду с  высококачественным полированным стеклом, ОАО «Гомельстекло» является единственным производителем уникального по своим  техническим характеристикам тепло-изолятора пеностекло [представляет собой затвердевшую стеклянную пену с плотностью не более 180 кг/куб. м).

Также предприятие  производит двух- и трехкамерные стеклопакеты, как обычного листового полированного  стекла, так и из энергосберегающего и солнцезащитного стекла.

В 2009 году объем  производства увеличивается по все  видам продукции, кроме тепловой энергии. Что касается удельного  веса, то тут рост наблюдается по пеностеклу, деревянной таре и прочей продукции. Удельный вес производства основного вида продукции – листового стекла – падает.

Разница между  объемом производства и реализации связана со своевременными отгрузками продукции со складов, реализацией  остатков готовой продукции, находящихся  по окончании 2007 года на складах предприятия. В 2009 году низкий объем реализации связан с кризисом в экономике и поэтому большими остатками на складах.

Рентабельность  реализованной продукции находится  на положительном уровне только в 2007-2008 году, в 2009 году предприятие терпит убытки, что свидетельствует о  неэффективности деятельности предприятия, снижении конкурентоспособности его продукции, неправильной политике предприятия в области сбыта и продвижения своей продукции на внутренних и внешних рынках.

На ОАО «Гомельстекло» наблюдается постоянное увеличение производительности труда. Такое увеличение производительности труда обусловлено более быстрым сокращением численности работников по сравнению с темпами производимой продукции, а также внедрением на предприятии новых технологии, что позволяет даже при снижении среднесписочной численности работников увеличивать объемы производства и обеспечивать высокую производительность труда.

Объемы продаж через торговые дома за последний  год значительно увеличились  по всем видам продукции, кроме мебельного стекла и стеклотары. Это говорит об эффективности продаж через торговые дома и возрастании спроса на продукцию предприятия в каждом регионе распределения.

Основная доля экспорта приходится на страны СНГ (71,96%), среди стран СНГ преобладает  экспорт в Россию (74,09%), так же он с каждым годом растет. Что касается других стран СНГ, то в 2010 году экспорт в остальные страны снижается. Из постоянных покупателей в странах СНГ следует отметить Молдову, Россию и Украину. Экспортная деятельность с этими страна присутствует как в 2009, так и в 2010 году, что говорит о стабильно и необходимости развития в этом направлении. Так, например, в России и Украине у ОАО «Гомельстекло» есть свои торговые дома, а в Молдове такого торгового дома нет, что достаточно неудобно и тормозит развитие отношений и потребителями этой страны.

Что касается экспорта в дальнее зарубежье, то тут наибольшую долю занимает Литва (45,83%). Также относительно значимые доли занимают Германия (16,56%), Польша (13,56%), Болгария (10,75%) и Литва (8,95%).

Основными конкурентами предприятия на рынке стран СНГ являются: ОАО «БЗС», ОАО «Саратовстройстекло» и ЗАО «Лисичанск».

ОАО «Гомельстекло» занимает лидирующую позицию среди  предприятия стран СНГ. Практически  одинаковый с ним показатель конкурентоспособности  имеет ЗАО «Лисичанск». В последние предприятия данное предприятие развивается быстрыми темпами, постоянно совершенствует производство стеклf. Это грозит ОАО «Гомельстекло» потерей доли рынка в странах СНГ и появлением нового конкурента на мировом рынке. Следовательно, руководству предприятия следует немедленно проводить мероприятия по повышению качества продукции до мирового уровня, закреплению своих позиций на рынках стран СНГ и более широкому выходу на мировой рынок.

Основными конкурентами ОАО «Гомельстекло» на мировом рынке являются Sekurit Saint-Gobain, TamGlass и Pilkington.

ОАО «Гомельстекло» проигрывает всем мировым конкурентам  по итоговому показателю конкурентоспособности. Основными параметрами, по которым  данное предприятие уступает мировым  лидерам, являются качество и доля стекла марок М0 и М1. Для эффективной работы на мировой рынок данные показатели необходимо улучшать.

Наибольшая  доля поставщиков приходится на страны СНГ (74,42%). Среди стран Дальнего зарубежья  преобладают поставки от Германии (58,98%) и Нидерландов (11,14%), что касается остальных стран, то поставки от них незначительны.

Таким образом, анализ поставщиков материалов на ОАО  «Гомельстекло» показал, что предприятие, имея большие потребности в  материалах, работает с достаточно большим количеством  поставщиков. Принцип работы с поставщиками на ОАО «Гомельстекло» заключается в том, что они ставятся в равные условия по отношению друг к другу.

В целом необходимо отметить, что предприятие достаточно эффективно ведет снабженческую  деятельность, эффективность которой  во многом зависит от правильно составленных и оформленных договоров поставки.

Учитывая устойчивость финансового положения предприятия, а также достаточно низкий уровень заемных средств у предприятия, получение кредита не составляет проблем для него.

В основном информация распространяется через газеты (для белорусского рынка  газеты «Строительство и недвижимость»  и «Белорусский строительный рынок», а для России - «Строительная газета»), а также радиовещание и  средства телевидения.

Внутренней  контактной аудиторией являются рабочие  и служащие данной организации. Для  них ежегодно проводятся общие собрания, где делаются сообщения о проделанной работе, о настоящем положении дел, ставятся цели и задачи на будущее.

Что касается внешних  контактных аудиторий, то здесь благодаря  правильной политике о предприятии  сложилось положительное мнение.

У предприятия  достаточно много возможностей, связанных с макросредой, что касается угроз, то они связаны с инфляцией, сезонностью спроса на продукцию ОАО «Гомельстекло» и внедрением на предприятия отрасли новых технологий.

На основании  этого можно предложить следующие  мероприятия:

1) Снижение ОАО Гомельстекло отпускной цены на стекло марок М0-М1  до уровня цена М2 + 3%

Так как производственные мощности предприятия загружены  только на 65%, то увеличить выпуск стекла марки М1 не составит для предприятия  практически никаких затрат. Т.е. предлагаемое мероприятие принесет предприятию чистую прибыль в размере 20303 тыс.руб.

2) Открытие нового торгового дома

Открытие торгового  дома  в Кишиневе окупится на 4 году после его открытия, что является нормальным в современных экономических  условиях.

Чистый дисконтированный доход, который получит ОАО «Гомельстекло» от реализации данного мероприятии за 6 лет с открытия магазина составит 426 млн. руб.

3) Добавление новой ассортиментной позиции (стекло джамбо размеров)

Рентабельности  производства данного стекла составит 40,8%, а прибыль предприятия в год составит 386903952 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Азоев, Г.Н.  Маркетинговые исследования для  среднего бизнеса: состояние рынка  и перспективы развития / Г.Н. Азоев.  – М.: Новое знание, 2002. – 704 с. 

Информация о работе Предложения по совершенствованию деятельности ОАО "Гомельстекло" на основе влияния факторов макросреды