люди более отзывчивы к социальному
влиянию группы равных им людей, чем побуждением
посредством контроля, исходящего от руководства;
работник откликается на побуждение
руководителя, если руководитель рассматривается
работником как средство удовлетворения
своих потребностей.
Основные
положения школы поведенческих наук.В
дальнейшем (40-60-е гг. XX вв.) идеи школы человеческих
отношений легли в основу школы поведенческих
наук, представителями которой стали А.
Маслоу, МакГрегор, Герцберг и др. Совершенствование
методов исследований в области социологии
и психологии позволило изучение поведения
человека в процессе труда поставить на
научную основу. Основой поведенческого
(бихевиористского) подхода к управлению
являются различные аспекты социального
взаимодействия, что привело к развитию
теории и методов формирования коллектива
как особой социальной общности и межличностных
отношений внутри организации. Особое
значение придается стилю управления
и его влиянию на производительность и
удовлетворенность работников своим трудом.
Главные задачи менеджмента
основоположники этой школы видят в организации
управления персоналом, используя факторы
коммуникации, мотивации, лидерства, а
также поддержания отношения к персоналу
как к активным человеческим ресурсам.
То есть они стремятся к повышению эффективности
деятельности предприятия за счет повышения
эффективности человеческого ресурса.
В рамках данной школы
возникла школа поведенческих наук (бихевиористское
направление в социологии и психологии)
(с 1950-х годов по настоящее время).
Бихевиористское учение
менеджмента ориентирует управленческую
деятельность на перенос акцента с задач
на человека (заботу о человеке). Представители:
Мэри Паркер Фоллетт, Абрахам Маслоу, Крис
Арджирис, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик
Герцберг и др.
Они изучали:
- различные аспекты
социального взаимодействия, мотивации;
- характер власти
и авторитета;
-роль организационной
структуры (организационное поведение
человека);
- коммуникации в
организации;
- лидерство;
- качества трудовой
жизни человека и др.
Школа поведенческих
наук значительно отошла от школы человеческих
отношений, сосредоточившись главным
образом на способах налаживания межличностных
отношений.
Основной целью школы
было повышение эффективности организации
за счет улучшения качества человеческих
ресурсов.
Человек рассматривается
как главная ценность организации (в основе
которой профессиональные и личностные
характеристики).
13. Школа количественного
подхода к управлению.
Ответ: Школа науки управления (количественный
подход) существует с 1950 г. по настоящее
время, ее возникновению во многом способствовало
появление и последующее широкое применение
компьютеров.
Характерная особенность этой
школы заключается в активном
использовании математических методов,
а также замене вербального
и описательного анализа четкими
моделями, символами и количественными
показателями.
б) Процессный подход к управлению
берет свое начало в школе
административного управления и
существует по сей день. Менеджмент считается
процессом потому, что работа по достижению
целей с помощью других людей представляет
собой серию непрерывных взаимосвязанных
действий, являющихся управленческими
функциями. Процесс управления представляет
собой сумму всех этих функций.
Файоль, являющийся автором данной концепции,
считал, что существует пять исходных
функций: планирование, организация, мотивация,
координация и контроль. Подробнее о каждой
из этих функций менеджмента будет говориться
позднее.
в) Системный подход к управлению
впервые был применен в конце
1950-х гг. Система — некая общность,
состоящая из взаимосвязанных
элементов, каждый из которых
вносит определенный вклад в
характеристики целого. Как пример
системы можно привести любой
из бытовых приборов, с которыми
мы сталкиваемся ежедневно. Каждый
из них состоит из множества
частей, взаимодействующих с остальными
и совместно создающих единство
с конкретными свойствами. Каждая из этих
частей в отдельности важна, но не самостоятельна
и зависит от всех остальных, так же как
и они находятся в состоянии зависимости
от нее.
Любая организация также
представляет собой систему, основными
компонентами которой являются
технологии и люди. Отсюда возникло
применяемое к организациям название
— социотехническая система. Для эффективной
работы организации в целом необходимы
эффективная деятельность каждого из
ее элементов и их эффективное взаимодействие
между собой.
г) Ситуативный подход к управлению
зародился в 1960-х гг. и существует
до сих пор. В соответствии
с ним управленцы должны «привязать»
конкретные методики и концепции
менеджмента к конкретным ситуациям
с целью максимально эффективного
достижения целей организации.
Методология этого подхода
отражается в идее четырех
этапов:
1) Управленец должен быть
способен применять инструменты
профессионального менеджмента, эффективность
которых доказана практикой.
2) Любая управленческая концепция
и методика имеют в каждой
конкретной ситуации недостатки
и преимущества. Менеджеру требуется
уметь предвидеть возможные негативные
и позитивные последствия их
применения.
3) Менеджер обязан давать
верную трактовку сложившейся
ситуации, определяя, какие факторы
сейчас наиболее важны и каким
будет вероятный эффект изменения
некоторых из них.
4) Менеджеру необходимо уметь
увязывать конкретные методы, применение
которых в прошлом дало наименьший
негативный эффект, с конкретными
ситуациями в настоящем и использовать
их при возникновении похожих обстоятельств.
14. Современные направления в
менеджменте.
С
течением времени традиционные приемы
менеджмента становились все более проблематичными
в применении. Устаревали инструкции и
ожидания, будущее уже не казалось таким
предсказуемым, окончательно потеряли
свою актуальность концепции беспрекословного
подчинения и диктатуры. Современные специальные
теоретические концепции менеджмента,
призванные обеспечить эффективную практического
руководства в сфере экономики в информационную
эру, главным образом опираются на исследования
Н.Д. Кондратьева и Й. Шумпетера. Кондратьев
обосновал наличие особых циклов деловой
активности, зависящих от технических
и иных открытий. Таким образом, возникло
понимание зависимости процесса управления
от внешней среды. Шумпетер же выдвинул
идею о признании предпринимателя главным
действующим лицом процесса экономического
развития, источником инноваций.
XXI век и вовсе столкнул менеджеров с рядом
процессов, которые невозможно было не
учесть в управленческой деятельности.
Во-первых, резко выросла значимость всеохватывающего
образования. Возникла необходимость
внедрения образовательных программ даже
на самых нижних уровнях организации.
Это дает огромное преимущество при внедрении
необходимых изменений и инноваций, будь
то новая компьютерная программа или оригинальная
стратегия фирмы. В книге СабираЧоудхариприводится
пример того, как обучение работников
помогло компании Форд провести эффективную
реорганизацию без простого навязывания
изменений работникам. Был создана новая
культура, способствующая их внедрению,
что в итоге принесло компании 2 млрд. долларов.
В
принципы современного менеджмента входит
непрерывность и повсеместность инновационных
процессов внутри организации. Инновации
должны создаваться не только специализированными
отделами и службами по исследованию и
разработкам, но и превратиться в главные
ежедневные инструменты роста внутренней
эффективности и конкурентоспособности
всех подразделений. Развитие любой организации
без организации инновационных процессов
обрекает ее на быструю потерю рыночных
позиций.
Современный
менеджмент представляет собой сложную
модель, которая включает в себя средства
системного воздействия на компании, обеспечивающие
рост их конкурентоспособности. Отдельные
функции менеджмента по мере его развития
преобразовались в самостоятельные системы.
Так, в последние годы на базе маркетинга
возник маркетинговый менеджмент, на базе
методов логистики — менеджмент логистики,
на основе планирования и внедрения инноваций
— инновационный менеджмент и многие
другие виды.
15. Сущность системного
подхода в менеджменте.
Термин
«система» в переводе с греческого означает
целое, составленное из отдельных частей. С позиции системного подхода управление
рассматривается как многомерная система
и предполагает выделение в системе:
управляемой системы, являющейся
объектом управления;
управляющая система, субъект
управления, является частью системы;
управления, осуществляющей управленческое воздействие.
Взаимодействие и взаимосвязь
элементов системы (подсистемы, субъекта,
объекта) называется управленческими
отношениями. Управленческие отношения
представляют собой разновидность общественных
отношений. Средством реализации управленческих
отношений является управленческое решение.
Претворение в жизнь любого
управленческого решения происходит посредством управленческого
воздействия, отражающее различные
формы влияния управляющей системы на
управляемую систему с целью изменения
способов ее функционирования.
системный подход в теории управления
– это:
- концентрация внимания
на целостности структуры организации;
- взаимозависимость частей
организации, работающих ради одной
цели;
- ориентация управления
на конечные результаты деятельности
фирмы, в условиях быстро меняющейся
внешней среды.
В управлении
он основывается на том, что
всякая организация представляет
собой систему, состоящую из частей,
каждая из которых обладает
своими собственными целями. Руководитель
должен исходить из того, что
для достижения общих целей
организации необходимо рассматривать
ее как единую систему. При
этом стремиться выявить и
оценить взаимодействие всех
ее частей и объединить их
на такой основе, которая позволит
организации в целом эффективно
достичь её целей. (Достижение
целей всех подсистем организации
явление желательное, но почти
всегда не реальное)
Его сущность заключается:
- в понимании объекта
исследования как системы;
- в рассмотрении процесса
исследования объекта как системного
по своей логике и применяемым
средствам.
Черты системного подхода:
· Системный подход - форма методологического
знания, связанная с исследованием и созданием
объектов как систем, и относится только
к системам.
· Иерархичность познания, требующая
многоуровневого изучения предмета: изучение
самого предмета - <собственный> уровень;
изучение этого же предмета как элемента
более широкой системы - <вышестоящий>
уровень; изучение этого предмета в соотношении
с составляющими данный предмет элементами
- <нижестоящий> уровень.
· Системный подход требует рассматривать
проблему не изолированно, а в единстве
связей с окружающей средой, постигать
сущность каждой связи и отдельного элемента,
проводить ассоциации между общими и частными
целями
16. Сущность ситуационного
подхода в менеджменте.
Сущность ситуационного подхода
(конец 60-х годов — по наст, время) состоит
в необходимости учета конкретных обстоятельств
(конкретной ситуации в конкретной организации
в данное конкретное время). Делая так,
руководители лучше уясняют, какие методы
и приемы необходимо использовать для
достижения целей организации.
Ситуационный подход, так же
как и системный, не отрицает ранее сложившиеся
школы, как это делали представители этих
школ, утверждая свое направление. Он объединяет
их, рассматривая как важные, но не во всех
случаях подходы. И если системный подход
указывает на то, что организация состоит
из многих взаимозависимых элементов
и является открытой системой, но конкретно
не определяет основные факторы и условия
внутри и вне организации, влияющие на
эффективность управления, то ситуационный
подход, являясь логическим продолжением
системного, концентрирует внимание на
этих факторах и их влиянии на деятельность
организации.
17. Сущность процессного
подхода в менеджменте.
Процессный
подход был впервые предложен приверженцами
школы административного управления,
которые пытались описать функции менеджера.
Однако, эти авторы были склонны рассматривать
такого рода функции как не зависимые
друг от друга. Процессный подход, в противоположность
этому, рассматривает функции управления
как взаимосвязанные.
Теорию управления и результаты научных
исследований следует рассматривать не
как абсолютную истину, а пожалуй, как
инструменты, которые помогают нам понять
невероятно трудный мир организации. При
правильном использовании теория и результаты
научных исследований помогают руководителю
предсказать, что, по всей вероятности, может
случиться, тем самым помогая руководителю
принимать решения более целесообразно
и избегать ненужных ошибок
Управление рассматривается как процесс, потому что работа
по достижению целей с помощью других
— это не какое-то единовременное действие,
а серия непрерывных взаимосвязанных действий.
Эти действия, каждое из которых само по
себе является процессом, очень важны
для успеха организации. Их называют управленческими
функциями. Каждая управленческая
функция тоже представляет собой процесс,
потому что также состоит из серии взаимосвязанных
действий. Процесс управления является
общей суммой всех функций.
Анри Файоль, которому приписывают первоначальную
разработку этой концепции, считал, что
существует пять исходных функций. По
его словам, «управлять означает предсказывать
и планировать, организовывать, распоряжаться,
координировать и контролировать». Другие
авторы разработали иные перечни функций.
Обзор современной литературы позволяет
выявить следующие функции — планирование,
организация, распорядительство (или командование),
мотивация, руководство, координация,
контроль, коммуникация, исследование,
оценка, принятие решений, подбор персонала,
представительство и ведение переговоров
или заключение сделок, фактически почти
в каждой публикации по управлению содержится
список управленческих функций, который
будет хоть немного отличаться от других
подобных же списков.
В общем виде процесс управления можно
представить состоящим из функций планирования,
организации, мотивации и контроля. Эти
четыре первичных функции управления
объединены связующими процессами коммуникации
и принятия решения. Руководство (лидерство)
рассматривается как самостоятельная
деятельность. Оно предполагает возможность
влияния на отдельных работников и группы
работников таким образом, чтобы они работали
в направлении достижения целей, что крайне
существенно для успеха организации.