Предпосылки возникновения менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:56, реферат

Краткое описание

Предпосылки собственно науки управления начинают появляться к XIX в. Управление начинает выделяться в самостоятельную область профессиональной деятельности и вместе с тем становится особым объектом исследования именно при капитализме. До этого времени управление было непосредственно вплетено в ту самую деятельность, которую оно упорядочивало. Что касается самого термина «управление», то до сих пор он употреблялся чаще всего в значении государственной деятельности, связанной с осуществлением власти, ибо власть и управление еще не разграничивались.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 123.40 Кб (Скачать файл)
  • управленческие решения, основанные на суждениях, — выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом в прошлом. Преимущества: быстрота и дешевизна принятия. Но боязнь новых сфер деятельности может сдерживать развитие компании;

  • рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса, не опираясь на прошлый опыт.

Методы принятия управленческих решений

 

   Методы —  это конкретные способы, с помощью  которых может быть решена  проблема. Методы принятия управленческих  решений - способы нахождения наиболее  качественных и эффективных способов  решения производственных проблем.

Декомпозиция проблемы

 

   Представление  сложной проблем, как совокупности  простых вопросов.

Диагностика проблемы

 

   Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.

Экспертные оценки

 

   Формируются  какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.

Метод Делфи

 

   Экспертам, которые  не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности.

Метод неспециалиста

 

   Вопрос решается  лицами, которые никогда не занимались  данной проблемой, но являются  специалистами в смежных областях.

Линейное программирование

 

   Определение  условий и следствий.

Имитационное моделирование

 

   Моделирование  производственной ситуации на  имитационной модели.

Метод теории вероятности

 

   Оценка тех  или иных исходов в вероятностных  моделях.

Метод теории игр

 

   Задачи решаются  в условиях полной неопределенности

Метод аналогий

 

   Поиск возможных  решений проблем на основе  заимствования из других объектов  управления.

 

 \\\Этапы принятия управленческого решения

Подготовка управленческого решения подразумевает наличие системы, состоящей из пяти этапов.

1. Этап формирования  цели. Поставленная цель должна быть существенной и выполнимой с учетом имеющихся ресурсов.

2. Этап анализа  и поиска решений. Сначала необходимо осмыслить проблему, стоящую перед организацией, определить ее природу и значимость. Проблема - это отклонение фактических параметров от целевых, возможность такого отклонения в будущем в случае непринятия каких-либо действий, изменение целей управления. В процессе осмысления проблемы необходимо установить совокупность факторов, влияющих на конечный результат, допустимые отклонения, данные о ресурсах и т. д. Проблемы бывают:

  • стандартные. Для их решения необходим инструкции и руководства;

  • жестко структурированные. Решение - применение экономико-математические модели;

  • слабо структурированные. Решение - произвести системный анализ;

  • неструктурированные (новые). Решение - экспертные оценки и мнения.

Методы выявления причин возникновения проблем:

  1. выявление факторов, появление которых совпадает с моментом возникновения проблемы;

  1. выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникала;

  1. диаграмма "Рыбья кость" (причинно-следственная диаграмма), ее создатель - Исикава.

Необходимо проранжировать выявленные причины в порядке важности. Здесь можно воспользоваться правилом Парето: устранение 20% причин может решить проблему на 80%.

3. Этап принятия  решений. При принятии решения устанавливается альтернатива, т. е. ситуация, в которой нужно сделать выбор одной или нескольких возможностей. Для выбора альтернативы (варианты решения) необходимо:

1) сформировать систему  показателей (качественных и количественных), используя метод шкалирования;

2) сформировать критериальную базу. Критерий позволяет ответить на один из следующих вопросов:

  • является ли альтернатива допустимой;

  • является ли альтернатива удовлетворительной,

  • является ли альтернатива оптимальной;

  • какая из двух сравниваемых альтернатив лучше;

3) осуществить выбор (принять  решение) с учетом рисков и  возможностей реализации. "Плохой администратор предлагает правильное решение, а хороший - выполнимое".

4. Этап воздействия. Методы воздействия на исполнителей бывают экономическими, организационными и воспитательными. В результате происходит мотивация на выполнение выработанного решения.

5. Этап реализации  и оценки. Организация производственного процесса с присущими ему стандартами. Оценка фактического результата, сравнение его со стандартным показателями и оценка отклонения. Получение обратной связи.

 

 

50. Основные элементы коммуникативного  процесса. В процессе обмена информацией  можно выделить 4 базовых элемента:1) отправитель (источник, коммуникатор);2) сообщение;3) канал;4) получатель.Отправитель (источник, коммуникатор) - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее, цель которого заключается в том, чтобы оказать то или иное воздействие на получателя; передает определенное сообщение.Сообщение - собственно информация, представляющая собой цельную систему взаимосвязанных единиц закодированных сигналов, отличающихся новизной или непохожестью на предыдущий опыт познания о тех или иных явлениях бытия, закодированная с помощью символов. Сообщение может быть зашифровано и передано с помощью вербальных и (или) невербальных знаков, символов, содержащих те или иные смыслы.Канал - средство передачи информации. Понятие "канал" появилось в коммуникологии благодаря исследованиям, проводимым в рамках математической теории связи (коммуникации) и технических средств связи. Канал - способ или средство, с помощью которого сообщение передается от источника информации к получателю. Каналы делятся на:o технические (СМИ: пресса, телевизионные и радиопередачи; электронные средства коммуникации: радиорелейная, телефонная и телеграфная связь, компьютерная техника и Интернет);o межличностные (непосредственный обмен информационными посланиями между источником и получателем).

51. Барьеры коммуникаций. В руководстве  людьми большая часть времени  руководителя расходуется на  межличностные коммуникации. Существует  ряд факторов, снижающих эффективность  общения, которые получили название "барьеры межличностных коммуникаций". К ним относятся:

 

барьеры восприятия;

семантические барьеры;

невербальные барьеры;

барьеры, возникающие при плохом слушании;

барьеры, возникающие при некачественной обратной связи.

52. Управленческая информация, ее  свойства и классификации. Под  управленческой информацией понимается  совокупность сведений, о процессах, протекающих внутри организации  и в ее окружении, уменьшающих  неопределенность управления и  принятия решений.

Информацию можно классифицировать по ряду позиций, в частности:

 

по носителям (электронные, вещественные и т.п. );

по направлению движения (входящая и исходящая);

по источнику (внешняя и внутренняя);

по содержанию (экономическая, правовая, техническая и пр.);

по спектру применимости (одноцелевая связана с решением одной конкретной проблемы; многоцелевая — нескольких различных);

по назначению (отчетная служит для анализа; оперативная — для корректировки деятельности организации; отчетная информация бывает статистической, собираемой в определенные сроки в стандартной форме и частично предоставляемой государственным органам, и не статистической);

по возможности закрепления и хранения (фиксируемая на носителях информация может храниться практически бесконечно, не подвергаясь при этом искажению, свидетельством чего являются наскальные надписи и рисунки; не фиксируемая хранится некоторое время в памяти людей, а затем постепенно стирается и исчезает);

по роли в управлении (основная информация имеет важное значение; вспомогательная самостоятельного значения не имеет);

по степени готовности для использования (первичная информация представляет собой совокупность несистематизированных данных, полученных непосредственно из их источника и содержащих много лишнего, ненужного; промежуточная информация несет сведения, прошедшие через процесс предварительной «очистки» и систематизации, позволяющий решить вопрос о конкретных направлениях и способах их дальнейшего использования; конечная информация дает возможность принимать обоснованные управленческие решения; промежуточная и конечная информация является, таким образом, вторичной, производной);

по степени важности (особо важная, включающая сведения, необходимые для выполнения задачи, например, указания, предписания, инструкции; желательная, без которой, однако, можно обойтись — об итогах работы, перспективах на будущее, внутренней жизни и т.п. );

по полноте (частичная информация может использоваться лишь в совокупности с другой; комплексная дает всесторонне исчерпывающие сведения об объекте и позволяет непосредственно принимать любые решения);

по предназначению (универсальная информация необходима для решения любых задач; функциональная — родственных; индивидуализированная — данной, конкретной, уникальной проблемы);

по характеру потребления (постоянная информация требуется в неизменной форме в течение длительного времени, например, законодательные акты, нормативы; она фиксируется на более стойких носителях и должна быть общедоступной; переменная используется в течении короткого срока, а часто бывает одноразовой);

по степени надежности (достоверная и вероятностная информация; характер последней может быть обусловлен принципиальной невозможностью получить от существующего источника надежные сведения, поскольку имеющиеся методы, не позволяют это сделать; неизбежными искажениями при их передаче, заведомым распространением изначально ложных сведений);

по способам распространения (устная, письменная и комбинированная информация); форма передачи информации оказывает большое психологическое воздействие, например, устная информация, как правило, эффективнее письменной.

53. 54. Власть, влияние лидерство.

Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

 

Формы власти можно классифицировать так:

1) власть, опирающаяся на принуждение, обоснована верой в то, что  руководитель имеет возможность  наказывать подчиненного;

2) власть, базирующаяся на вознаграждении, основана на вере исполнителя  в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя;

3) экспертная власть строится  на вере в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность;

4) эталонная власть – власть  примера основана на привлекательности  черт влияющего настолько, что  его примеру хочется следовать;

5) законная власть построена  на вере исполнителя в то, что  влияющий имеет право отдавать  приказания, а долг исполнителя  – подчиняться.

 

Существует много способов управленческого влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, закулисная игра и т. д.

 

Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

В основе лидерства лежит отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и наиболее эффективным.

Лидеры используют власть как средство для ускорения этого достижения. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Власть — это двусторонние отношения между лидером и подчиненными. Лидерство — возможность вести за собой людей. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия для достижения цели организации.

Информация о работе Предпосылки возникновения менеджмента